Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Развитие эмоциональной сферы ребёнка через исследовательскую деятельность

Влияние элементарного экспериментирования и исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребёнка
(консультация для педагогов).
Автор: Бородуля Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №86», город Березники, Пермский край.
Описание материала: предлагаю вам материал из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста. Данная консультация будет интересна воспитателям ДОУ.
Ещё В.А.Сухомлинский говорил: "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врождённой потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребёнка на протяжении всего дошкольного возраста. Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Так при мытье игрушек дети видят, что одни игрушки остаются на поверхности, а другие опускаются на дно; принесённый с улицы на лопатке снег в помещении превращается в воду; некоторые предметы легко сдвинуть с места, стоит лишь подуть на них. И многое другое.
По мнению академика Н.Н.Подъячкова: "В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их осознания и освоения". Процесс познания - творческий процесс и наша задача - поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
Мой опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование и исследовательская деятельность доступны уже детям младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, поймав ветерок; запускают самолётики; превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри и так далее.
Живая природа - это тоже объект исследования: "Почему летают птицы? Как распускаются листья? Что необходимо, чтобы вырос лук? и т.д."
Опыты позволяют многое узнать о человеке: "Как стучит сердце? Почему мы слышим?» и так далее.
Неугомонные малыши активно осваивают окружающий мир, постоянно задают самые неожиданные вопросы. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники находили ответы самостоятельно. В группе созданы условия для экспериментирования. Собрали необходимое количество материала для опытов и экспериментов (различные ёмкости, песок, глина, ракушки, камешки, бумага и т.д.). Составлен план по экспериментально - опытной деятельности. Собрана папка материалов, картотека опытов, иллюстрации.
Я уделяю много внимания развитию эмоциональной сферы у детей и с уверенностью утверждаю, что благотворное влияние на её развитие несомненно оказывают экспериментальная и исследовательская деятельности.
Очень часто в тёплый период на прогулке, а зимой в группе, дети возятся с песком: что - то роют, собирают кучки, перевозят с места на место ит.д. И конечно комментируют свои действия, интересуются: "Что это? Как это получилось?" Этот интерес у детей я пытаюсь поддержать. Предлагаю оставить отпечатки своих рук на поверхности песка, поскользить ладонями, выполнить зигзагообразные и круговые движения как машинка, как змейка, санки и так далее), создать отпечатки ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка, поиграть по поверхности песка как на пианино или клавиатуре компьютера. Для сравнения ощущений предлагаю проделать те же упражнения на поверхности скамьи, песочницы, стола.
Дети любят пересыпать песок из одной ёмкости в другую, делать пирожки, украшать ёмкости с песком камешками, веточками, листочками. Тем самым дети знакомятся со свойствами и особенностями этих материалов. Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта так как:
- при воздействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формирование произвольного внимания и памяти;
- с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и озвучивает их словесно.
Ежедневно дети встречаются с водой. Мы вместе моем игрушки, наливаем воду в аквариум, поливаем цветы, закаляемся. Летом организуем игры с водой прямо на прогулке. В процессе такой деятельности дети наблюдают какие игрушки тонут, а какие остаются на поверхности; интересуются и проверяют, что произойдёт если добавить воду в ёмкость или бросить другой предмет? Они видят, как изменяется цвет воды в стаканчике для рисования; как быстро впитывается вода в цветочном горшке; как капли воды высыхают на солнце. Интересуются почему это происходит?
Игры с водой неизменно пользуются популярностью. Они благотворно влияют на психику ребёнка. Такие игры как "Прятки", "Весёлые кораблики", "Тонет - не тонет" и другие помогают ребёнку выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, оставляют приятные ощущения, позволяют расслабиться, получить массу положительных эмоций, обогащается содержание речи детей.
В группе есть коллекция камней, ракушек. Дети рассматривают их, сравнивают по форме, величине, цвету, по округлости, гладкости, по тяжести. Они играют с ними, пересыпают, выкладывают узоры, рассматривают через увеличительное стекло.
Часто дети играют мыльными пузырями, приносят воздушные шарики, резиновые мячи. Такие игры как "Надуй пузырь" "У кого дальше уплывёт кораблик?", "Не урони пёрышко", "Чем пахнет?" и другие помогают знакомить детей с воздухом.
В солнечную погоду в помещении или на улице мы с детьми играем в "Солнечных зайчиков". Сначала я показываю откуда появляются эти "Зайчики" (объясняю, что "зайчик" - это лучик солнца, отражённый в зеркале). Дети пробуют поймать своих "солнечных зайчиков", а потом сами превращаются в них. Игры в "Солнечных зайчиков" на веранде, на ковре, возле окна помогают не только наблюдать за солнцем, но и развивают ориентировку в пространстве, фантазию, творчество.
В последнее время говорят о сенсорном и чувственном "голоде", "голоде " к прикосновениям. Экспериментирование позволяет удовлетворить этот "голод". Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответов раскрывают перед детьми возможности познавательного и эмоционально окрашенного общения и показывают его привлекательность!
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Главное, чтобы интерес к опытнической деятельности, любознательность, активность у детей не угасали.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие в начальной школе. Понятие поведенческой нормы и этикета Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Письменная характеристика компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Эмоциональное благополучие - одна из составляющих здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста» | Изобразительная деятельность как вспомогательное средство общения детей 3-4 лет
Опубликовано: 50 дней назад (14 октября 2016)
Просмотров: 88
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!