Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Метод проектов в ДОУ при формировании у детей потребности здорового образа жизни.

Особенности использования метода проектов в дошкольном образовательном учреждении при формировании у детей потребности здорового образа жизни
Проектная деятельность в ДОУ при формировании здорового образа жизни у дошкольников
Автор: Фролова Наталия Александровна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок»
Описание: данный материал будет интересен и полезен педагогам детских садов, педагогам дополнительного образования при планировании здоровье сберегающих мероприятий, при разработке проектов здоровье сберегающего содержания
Цель: формирование у детей дошкольного возраста потребности в ведении здорового образа жизни.
Задачи:
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни; охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Педагогический процесс в ДОУ организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, широкое внедрение инновационных форм и способов в образовательную деятельность.
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его,
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз
.
Федеральные государственные стандарты Дошкольного образования уделяют большое внимание становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами.
На смену традиционному образованию приходит продуктивная форма обучения. Это значит, что на первый план выходит развитие творческих способностей, формирование у детей потребности к активной созидательной деятельности.
Для дошкольного учреждения нет более важной и сложной задачи, чем вырастить здорового человека и не просто здорового, а человека заботящегося о своем здоровье, не только знающего теорию сохранения здоровья, но и применяющего на практике полученные знания.
В.А.Сухомлинский считает:
что, «…забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка»
-Дошкольное детство - период закладывания фундамента здоровья;
-Периоды интенсивного развития детского организма;
-Наиболее перспективный период для формирования здорового образа жизни;
-Выработка фундаментальных жизненных стереотипов.
В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах:
-последовательность режимных процессов;
-их длительность;
-рациональное питание;
-двигательный режим;
-закаливание
– их проведение формирует у ребенка привычки к здоровому образу жизни. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе.
"Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью»
В.Кильпатрик.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» -вот основной тезис проектной деятельности по здоровье сбережению.
Стержнем такой работы является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов в деятельности, необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. А помочь ребенку сделать свои открытия должны мы – воспитатели.
Основные педагогические принципы проектной деятельности ДОУ по здоровье сбережению:
Принцип формирования здорового образа жизни основывается на ценностях и традициях национальной культуры, строится в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данной семье.
Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Принцип стимулирования интереса детей к определенным проблемам;
Принцип сотрудничества педагога и ребенка
Методы:
Учитывая наглядно-образный характер мышления дошкольников, нужно использовать различные методы, наглядно показывающие необходимость выполнения правил:
-моделирование;
-экспериментирование;
-создание проблемных ситуаций;
-проведение опытов;
-рассматривание иллюстраций;
-знакомство со схемами;
-игры и игровые упражнения.
При подведении итога деятельности педагогу следует выделять правила, которых ребенку необходимо придерживаться для охраны и укрепления своего здоровья.
Метод проектов по здоровье сбережению делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и родителей, а основной его целью является воспитание потребности в ведении здорового образа жизни, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Детство нам для того и дано, чтобы играть.
Доказано, что включение дидактических игр и упражнений значительно повышает эффективность обучения, дает возможность менять виды деятельности, предупреждает утомляемость, сохраняет высокую работоспособность
Любая деятельность носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирует навык принятия самостоятельных решений в отношении сохранения, укрепления и поддержания своего здоровья.
Метод проектной деятельности помогает заинтересовать детей в деятельности оздоровительного характера. Выполнение тех или иных заданий требует волевых усилий, именно поэтому мы соблюдаем заповеди, сформулированные гениальным К.С.Станиславским : трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.
Работа оздоровительно - педагогического характера проходит красной нитью через всю педагогическую деятельность и находит свое отражение во всех режимных моментах образовательной деятельности.
Основные достоинства метода проектов в формировании здоровье сберегающей компетентности:
-усвоение и использование правил носит осознанный характер;
-понимание необходимости выполнения правил для здоровья;
-формирование практических умений и мотивов выполнения правил окрашено положительными эмоциями;
-развитие самоконтроля;
-возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
-возможность проявлять свою познавательную, творческую, активность;
-самостоятельно применять освоенные ранее знания и умения[/;
-умение наблюдать, слушать;
способность обобщать, анализировать;
-умение увидеть проблему комплексно.
Чтобы использование правил носило стойкий и осознанный характер необходимо изменять условия для их выполнения. Важно, чтобы дошкольники придерживались правил поведения и при отсутствии внешнего контроля со стороны взрослого, на основе сформированных мотивов выполнения правил, для этого ребенок должен накапливать индивидуальный опыт поведения во время режимных моментов, оказания шефской помощи малышам, в игровой, самостоятельной двигательной деятельности.
Социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу , способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя их при построении продуктов воображения, не просто передает в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинает целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям.
Купить здоровье нельзя, по словам Б.Н.Чумакова, его можно только «заработать», собственными постоянными усилиями.
Таким образом с ранних лет сформированная культура поведения, знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Выше изложенное говорит о том, что метод проектов с дошкольниками сегодня – это инновационный и перспективный метод, который должен занять своё достойное место в системе дошкольного образования.
Наши проекты: «В гостях у Витаминки», «Будь здоров» и другие, дают возможность коллективного поиска, совместного творчества и помогают закрепить полученные знания на практике.
Таким образом, метод проектов по здоровье сбережению таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности. Применительно к детям дошкольного возраста педагогам необходимо иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть его будущее поведение . Задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу, но если каждый из нас задастся этой целью - выиграют в итоге, наши дети,наше будущее.

Рекомендуем посмотреть:

Семейно - творческий проект для детского сада Краткосрочный проект в средней группе. Правила поведения Проект для детского сада. Средняя - старшая группа Краткосрочный проект во 2 младшей группе. Зимующие птицы
Конспект ООД для старшей группы. Режим дня | Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе на День космонавтики
Опубликовано: 580 дней назад (8 мая 2015)
Просмотров: 2487
+4
Голосов: 4
Комментарии (2)
Валентина Петровна Чурепкина # 8 мая 2015 в 18:54 0
Добрый вечер, Наталия Александровна! Познакомилась с вашей публикацией. Вами даны основные теоретические знания об особенностях использования метода проектов в дошкольном образовательном учреждении при формировании у детей потребности здорового образа жизни. Данный материал будет интересен и полезен педагогам при планировании здоровье сберегающих мероприятий, при разработке проектов здоровье сберегающего содержания. Содержание разработки грамотное, раскрыты методы проекта, основные достоинства метода проектов в формировании здоровье сберегающей компетентности; подведен итог о возможностях, достоинствах, ценности проектной деятельности в ДОУ при формировании здорового образа жизни у дошкольников. Примите мой голос+1! v
Наталия Александровна Фролова # 8 мая 2015 в 19:44 +1
Спасибо, Валентина Петровна, за содержательный комментарий!Мне очень важно Ваше мнение.