Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в подготовительной группе. Дымковская игрушка

Конспект занятия для детей подготовительной группы. Дымковская игрушка
Автор : Наира Игоревна Нерсесян, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г.Воронеж

Назначение: Воспитатели ДОО, учителя начальных классов,любознательные родители.Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно ,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?






Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.

Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.
Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель Что общего у всех этих игрушек?
Дети У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель Правильно!Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель Какие узоры вы видите на игрушках?
ДетиНа игрушках кружочки,точкиБ линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.



Воспитатель Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.



Воспитатель Давайте посмотрим как создается игрушка?



(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.


Воспитатель Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.




Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием <расписывать>.В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

Вот что у нас получилось.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы детского сада Конспект занятия ИЗО на тему Осень. Подготовительная группа Занятие для старшей и подготовительной групп на тему: Мой город Конспект ООД в подготовительной группе. Музыкальная мастерская
Конспект занятия в подготовительной группе. Комнатные растения
Опубликовано: 619 дней назад (30 марта 2015)
Просмотров: 8841
+17
Голосов: 17
Комментарии (30)
Татьяна Ивановна Рыжкова # 30 марта 2015 в 20:50 +3
Здравствуйте. Спасибо за приглашение, с удовольствием познакомилась с вашим конспектом. У вас получилось интересное занятие, поставленные задачи выполнены. Принимайте голос.
Наира Игоревна Нерсесян # 30 марта 2015 в 21:13 +1
Ой!!! Очень приятно!!! Спасибо Вам большое!!!
Нурсулу Кадырбековна Шарипова # 30 марта 2015 в 20:53 +2
Наира Поздравляю Вас с первой замечательной разработкой, очень красивые игрушки, любой ребенок посмотрев захочет повторить, задачи и цель актуальна и выполнима. Пока у вас есть время отредактировать Автор выделите и после цели и зад. двоеточие, и там квадратная скопка осталось ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ РАб. И расписывать в конце в треугольниках. Просто потом со свидетельством возникнут проблемы сама столкнулась. а так конечно ГОЛОСУЮ
Наира Игоревна Нерсесян # 30 марта 2015 в 21:16 +1
Спасибо!!! Для новичка все ваши замечания только к лучшему!!! Благодарю!!!
Ольга Анатольевна Литвиненко # 30 марта 2015 в 21:04 +1
Добрый вечер, Наира Игоревна! Ваще занятие мне понравилось. Дети не только познакомились с дымковской игрушкой, но и сами побывали в роли мастеров. Из детских работ видно, что ребята хорошо усвоили новый материал, в этом еще помогла и красочная презентация. Одно маленькое пожелание: цель пишите в форме имени существительного (не познакомить, а знакомство), а в целом работа замечательная. Удачи Вам! Примите голос!
Наира Игоревна Нерсесян # 30 марта 2015 в 21:18 0
Исправлю ошибку!!! Спасибо за внимание!!! Ваши слова согрели мне душу!!! Благодарю!!!
Ирина Васильевна Челышева # 30 марта 2015 в 21:07 +1
Наира Игоревна,спасибо за приглашение!!!С большим удовольствием познакомилась с Вашим занятием!!!Очень интересный материал, много познавательного. С удовольствием отдаю Вам свой голос!
Наира Игоревна Нерсесян # 30 марта 2015 в 21:19 +1
Спасибо за уделенное время!!! Постараюсь в блог загружать только интересное!!!
Ольга Анатольевна Васильева # 30 марта 2015 в 21:18 +1
Наира Игоревна, вы хорошо постарались! Получилось очень познавательное занятие с продуктивным конечным результатом. Много информации о дымковской игрушке - готовое дидактическое пособие! Беру себе на заметку, а Вам отдаю свой голос!
Наира Игоревна Нерсесян # 30 марта 2015 в 21:20 0
Спасибо за теплые слова!!! Поверьте, детям такое занятие понравится!!!
Марина Викторовна Алябьева # 30 марта 2015 в 21:20 +1
Добрый вечер Наира Игоревна! Спасибо за приглашение, занятие получилось на славу, а уж тем более для моего восприятия, я ведь педагог доп. образования по народным прмыслам из глины. Материал богатый и интересный, только жаль, что есть некоторые недочеты по оформлению!
Цель должна отвечать на вопрос что?, нет назначения, для кого будет полезен материал, а самое главное, на мой взгляд, практическая часть не должна была выполняться карандашом! Вы так подробно рассказали детям о Дымковской игрушке и вдруг несвойственная роспись карандашами не логично!
Беру с большим удовольствием Ваш материал в копилочку и примите заслуженый голос! +1
Наира Игоревна Нерсесян # 30 марта 2015 в 21:27 +2
Спасибо!!!Замечания все правильные!!! С вашей помощью легко научится правильно редактировать текст.
Нурсулу Кадырбековна Шарипова # 30 марта 2015 в 21:44 0
Ты молодец все исправило Желаю тебе успехов, в всегда творческого настроения
Алла Алексеевна Кондратьева # 31 марта 2015 в 02:52 0
Наира Игоревна! Ваше занятие супер!Вы добились своей цели по ознакомлению детей с народной культурой.Ваше занятие воспитывает любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России. Вы формируете знания о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу. Вы доступно учите детей выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учите расписывать дымковскими узорами. Происходит развитие эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, творческих способностей. Беру на заметку! С удовольствием ГОЛОСУЮ!
Наира Игоревна Нерсесян # 31 марта 2015 в 20:28 0
Спасибо вам большое!!! От ваших слов душа наполняется радостью,и хочется работать не покладая рук!!!
Вера Валерьевна Ляпина # 31 марта 2015 в 07:42 0
Спасибо за приглашение! Знакомство с народными промыслами, творчеством народа просто замечательно. Дети выдали прекрасные изображения, творчески поработали- и результат прекрасный. ПРИМИТЕ ГОЛОС!
Наира Игоревна Нерсесян # 31 марта 2015 в 20:29 0
Голос принимаю с удовольствием!!! Спасибо за внимание!!!
Наталья Васильевна Дегтярцева # 31 марта 2015 в 07:54 0
Спасибо за приглашение. Очень интересное занятие, красиво оформлено.Дети знакомятся с работой народных мастеров, искусством России.Все понравилось. Голосую +1
Наира Игоревна Нерсесян # 31 марта 2015 в 20:31 0
Благодарю за внимание!!!
Ираида Анатольевна Толстопятова # 31 марта 2015 в 14:18 0
Добрый день, Наира Игоревна! Спасибо за приглашение. Интересное занятие.Вы добились своей цели по ознакомлению детей с народной культурой.Ваше занятие воспитывает любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России. Вы формируете знания о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу. Дети справились с заданием. Желаю вам творческих успехов. Голосую!
Наира Игоревна Нерсесян # 2 апреля 2015 в 21:19 0
Ваше внимание для меня бесценна.Благодарю!!!
Елена Владимировна Кононова # 1 апреля 2015 в 15:49 0
Наира Игоревна, здравствуйте!Очень понравилась ваша разработка по дымковской игрушке. Замечательно!Все последовательно, красивые иллюстрации, замечательный видео материал. Спасибо за разработку, забираю в свою копилочку!Примите мой голос!
Наира Игоревна Нерсесян # 2 апреля 2015 в 21:20 0
Надеюсь пригодится в вашей работе.Спасибо за теплые слова!!!
Тамара Александровна Новичкова # 3 апреля 2015 в 21:25 0
Наира Игоревна! Здравствуйте! Вы молодец! Достойно, грамотно оформили конспект занятия по дымковской игрушке. Проведена большая, кропотливая работа по подготовке к занятию. Только я соглашусь с замечанием Марины Викторовны по поводу составления рисунка карандашами. В целом конспект занятия заслуживает внимания и будет востребован. Вы воспитываете уважение к труду народных умельцев, знакомите с историей дымковской игрушки, даёте знания о росписи игрушек, учите самостоятельно составлять узоры в дымковской технике. Подобраны красивые иллюстрации и текст воспринимается с интересом. Познавательный видеоматериал. Спасибо за публикацию. +1
Наира Игоревна Нерсесян # 4 апреля 2015 в 15:51 0
Благодарю за комментарий.Каждый раз ваши замечания дают стимул готовится более тщательно. Рисовать карандашами был выбор детей, так как количество наборов гуаши к сожалению у нас мало. Спасибо!!!
Светлана Анатольевна Яковлева # 4 апреля 2015 в 13:49 0
С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ ВСЕ ПРОСМОТРЕЛА! СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ИНТЕРЕСНОЕ ЗАНЯТИЕ И ВИДЕО! ПРИМИТЕ МОЙ ГОЛОС!!
Наира Игоревна Нерсесян # 4 апреля 2015 в 15:53 0
Приятно очень, что понравилась.Спасибо!!!
Юлия Викторовна Бутова # 5 апреля 2015 в 22:55 0
Интересная, подробная разработка, работа хорошо иллюстрирована и все продумано до мелочей!
Ирина Викторовна Бестик # 20 апреля 2015 в 19:26 0
Здравствуйте, Наира Игоревна! Интересный конспект занятия вы предоставили на суд коллег. Сама тема для занятия по изодеятельности очень интересна, хорошо расширяет кругозор детей о видах росписи, учит детей самостоятельно разрабатывать узоры для росписи своих игрушек, развивая их творческие способности и фантазию. Ваша методическая разработка будет востребована воспитателями и педагогами дополнительного образования. Примите голос.
Любовь Николаевна Анпилогова # 7 августа 2015 в 22:47 0
Великолепное занятие. Прекрасные игрушки Молодец! голос!