Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие в начальной школе. Понятие поведенческой нормы и этикета

Конспект внеклассного занятия в начальной школе. Тема: Понятие поведенческой нормы и этикета.
Внеклассное занятие предназначено в помощь воспитателям и классным руководителям начальных классов.
Цель: Формирование навыков поведения в общественных местах.
Задачи:
• Познакомить с понятиями «поведенческая норма» и «этикет». Дать представление об истории возникновения этикета и его использовании в разнообразных формах.
• Расширять кругозор и словарный запас посредством словарной работы и диалога.
• Воспитывать чувство доброжелательности, чуткости и уважения к окружающим.
Оборудование: презентация
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, предлагаю наше занятие начать с упражнения «Импульс». Оно поможет нам восстановить силу, мысли, рабочее состояние. Встаём в круг. Возьмёмся за руки. Мы будем друг другу передавать «импульсы». «Импульсы» передаются сжатием руки. Я вам их буду отправлять. Первым я передаю вам «импульс» тепла.
Дети поочерёдно сжимают любой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс тепла». Когда импульс вернётся к воспитателю, он вновь отправляет, но уже «импульс хорошего настроения и т.д.».
Воспитатель. Вот так с помощью импульсов мы с вами приготовились к занятию. Тема нашего занятия «Понятие поведенческой нормы и этикета». Скажите, что по-вашему означают эти понятия?
Дети дают свои толкования данным понятиям.
Воспитатель. Слайд - Слово « этикет », от французского «etiaquette», что означает «церемониал», в наше время слово обрело новый смысл и теперь оно означает правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия. Итак, что же такое этикет?
Дети. Этикет – это нормы, правила поведения человека в обществе.
Воспитатель. Ребята, все мы находимся среди людей и, конечно, общаемся друг с другом. Общаемся с близкими, общаемся с друзьями на улице и в школе. Общаемся с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И первое правило этикета - нужно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Нужно уметь выслушать собеседника до конца. Эти правила действуют во всех странах мира. Так, каким же должен быть человек, знающий этикет?
Дети. Человек должен быть вежливым, приветливым, знать, что следует говорить или делать, чтобы не обидеть того человека, с которым он общается, своего собеседника.
Воспитатель. Верно, ребята! А скажите мне, с чего начинается общение?
Дети дают свои ответы.
Воспитатель. Конечно, ребята, общение начинается, прежде всего, с приветствия. Приветствие – это знак признания достоинства человека. Скажите мне, как вы приветствуете друг друга, родных, знакомых?
Дети отвечают.
Воспитатель. Формы приветствия разнообразны. Это может быть кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "Добрый день" и "Здравствуй" и т.п., но все они говорят о том, насколько человек вежлив, культурен, как разнообразен его речевой этикет. В разных странах люди приветствуют другу друга согласно своим традициям и обычаям. Так, например, жители Тибета, снимают шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Народы манси в древности при встрече обнюхивали друг друга, а в Англии женщина по правилам этикета первой приветствует мужчину, так как ей предоставляется право решать, желает ли она подтвердить своё знакомство с данным мужчиной или нет. Во многих странах при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. У японцев для приветствия существуют поклоны.
С течением времени правила этикета меняются. Так, например, ещё 100 лет назад жёны купцов обращались к мужьям на «вы», слыша ответное «ты». На «вы» обращались к высшему чину. На «ты» обращались либо к низшему чину, либо в семье. А как в наше время используют обращение «ты» и «вы»?
Дети отвечают.
Воспитатель. В наше время обращение на «ты» принято между родными и близкими людьми. К детям взрослые тоже обращаются на «ты». Между незнакомыми, не очень близкими друг другу взрослыми и в официальной обстановке принято говорить «вы».
Физминутка «Дорогою добра»
Воспитатель. Молодцы. Ну а сейчас вернёмся к нормам этикета. С самого раннего возраста, мы с вами приобретаем определенную культуру поведения. Все наши поступки могут быть красивыми или не очень. Мы можем говорить грубо или вежливо, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры — уважительными или грубыми, отношение к другим — достойным или недостойным. Скажите, а с какими людьми вам приятнее все общаться?
Дети. Приятно общаться с людьми, умеющими вести себя красиво.
Воспитатель. А с какими людьми не всегда хочется общаться?
Дети. Неприятно общение с грубыми, невежливыми людьми.
Воспитатель. Верно, ребята, я тоже люблю больше всего общаться с внимательными, вежливыми, культурными людьми и очень расстраиваюсь, если слышу грубость, сквернословие. Сейчас я хочу вам предложить несколько вопросов, посвященных правилам этикета. Хочется узнать ваше мнение и найти правильный ответ. (Слайды) Готовы?
Дети. Да.
Воспитатель. Как быть, если вас толкнули или сказали вам грубость?
Дети отвечают.
Воспитатель. Я внимательно выслушала ваши ответы. Хочу посоветовать: Не следует толкнувшему вас или сказавшему грубость делать замечание или пытаться выяснять с ним отношения. Не нужно взывать к приличию человека, который не знает, что это такое.
Вопрос второй: Ко всем ли возможно обращение «дядя» или «тетя» к человеку?
Дети отвечают.
Воспитатель. Слова «дядя» и «тётя» обозначают родство или близкое знакомство. Этими словами не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники или не близкие знакомые, соседи.
Воспитатель. Следующий вопрос для обсуждения: Прилично ли есть или пить на улице?
Детиобсуждают.
Воспитатель. Неприлично, это некрасиво смотрится со стороны. А сейчас представьте себе, что вы находитесь за столом в столовой и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите?
Дети отвечают.
Воспитатель. Правильнее всего, выйти из - за стола и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в столовой, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим.
Воспитатель. А что вы будете делать в такой ситуации? Вы идёте по школе, и вам навстречу идут незнакомые люди. Надо ли вам здороваться?
Дети отвечают.
Воспитатель. Обязательно нужно поздороваться, ведь эти люди пришли к нам в гости. А гостей принято встречать вежливо. Вот и подошло к концу наше первое занятие об этикете и его нормах. Скажите, о чём мы сегодня говорили?
Дети отвечают.
Воспитатель. Какой вывод сделали?
Дети. Этикет нам необходим.
Воспитатель. Хорошие манеры, ребята, это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения. И если хотите быть культурными и приятными людьми надо следовать правилам этикета всегда и везде. Ну а сегодняшнее занятие мне бы хотелось закончить стихами.
Настанет, друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Люди приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет людей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату люди в калошах
Не будут входить никогда.
Пусть грубость исчезнет навеки.
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых людей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для 2 класса. Дружба нам всего дороже Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Письменная характеристика компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Сценарий внеклассного мероприятия 4 класс по теме: Моя родословная

Игры на праздниках в начальных классах

Занятие в начальной школе. Правила поведения у воды

Внеклассные мероприятия для начальной школы

Конспект внеклассного занятия в начальной школе на тему: Осень
Опубликовано: 818 дней назад (12 сентября 2014)
Просмотров: 4808
+33
Голосов: 33
Комментарии (40)
Юлия Викторовна Бутова # 12 сентября 2014 в 21:13 +3
Здравствуйте! Очень рада встретить Вас!
Как всегда, Ваши разработки безупречны, интересны и полезны!
Все продумано и распределено так, что интересно на протяжении всего внеклассного занятия!
Удачи Вам и творческих успехов!!!
Вера Валерьевна Ляпина # 12 сентября 2014 в 21:49 +3
Поставленные задачи - выполнены! Замечательные стихи, которые хотелось бы прочитать многим! Отличный материал! Примите мой голос!
Надежда Николаевна Пермякова # 13 сентября 2014 в 08:57 +2
Спасибо, девочки, за оценку!
Наталья Васильевна Дегтярцева # 13 сентября 2014 в 14:49 +3
Здравствуйте, Надежда Николаевна! С удовольствием прочитала ваш конспект:интересный, доступный, актуальный.Примите мой голос +1
Марина Алексеевна Соклакова # 13 сентября 2014 в 15:09 +4
Надежда Николаевна! С большим удовольствием прочитала Вашу разработку. Очень актуальная тема! Конспект интересный, продуманный, использовано замечательное стихотворение.Успехов Вам и удачи! Примите мой голос +1
Тамара Александровна Новичкова # 13 сентября 2014 в 23:33 +3
Здравствуйте, Надежда Николаевна! Зашла к вам в гости и не зря. Здесь я прочитала конспект вашего внеклассного занятия "Понятие поведенческой нормы и этикета". Вы грамотно прописали цель и задачи. Продумали всё до мелочей. Вами затронута очень важная и актуальная для нашего времени тема. Понравилось начало занятия, упражнение «Импульс». Где вы даёте детям установку: "Оно поможет нам восстановить силу, мысли, рабочее состояние". Хороший настрой на занятие. И концовка прекрасная. Распечатать бы крупными буквами стихотворение и расклеить на видном месте. Примите от меня голос и удачи вам в конкурсе. +1
Надежда Николаевна Пермякова # 14 сентября 2014 в 06:41 +2
Спасибо, девочки, за внимание и оценки!
Людмила Александровна Болдырева # 14 сентября 2014 в 12:46 +3
Надежда Николаевна, вы затронули очень актуальную тему поведенческой этики, которой очень не хватает нашим детям. Занятие продуманное, методически верное, а главное интересное и доступное для детей. Успехов, удачи в конкурсе. Примите мой голос +1.
Надежда Николаевна Пермякова # 19 сентября 2014 в 05:44 +1
Спасибо огромное, Людмила Александровна!
Валентина Валерьевна Саясова # 14 сентября 2014 в 13:54 +3
Надежда Николаевна, вы профессионал в своём деле. Всё у вас на продуманно: и тема очень актуальна, и настрой на работу мне понравился, и мероприятие. Много интересных исторических данных для детей, разговор по теме идёт легко и непринуждённо: вопросы и их обсуждения. Это здорово, когда дети высказывают своё мнение и могут сами найти правильный ответ на поставленный вопрос! Именно так, а не зубрёжкой, наши дети смогут понять суть и главную цель беседы. Спасибо ещё раз!
Надежда Николаевна Пермякова # 19 сентября 2014 в 05:43 +1
Спасибо огромное Валентина Валерьевна!
Татьяна Николаевна Денисюк # 15 сентября 2014 в 18:47 +2
Надежда Николаевна, спасибо за интересный конспект!!! Если можно, воспользуюсь вашим опытом.5 баллов.
Надежда Николаевна Пермякова # 19 сентября 2014 в 05:43 0
Очень рада, что понравилось!
Оля Владимировна Ледовская # 25 сентября 2014 в 17:01 +1
Очень интересно,доступно спасибо за хороший материал.
Наталья Геннадьевна Козлова # 1 октября 2014 в 14:53 +1
Надежда Николаевна с удовольствием прочитала ваш конспект! В наше время эта тема очень актуальна. Ведь куда не глянь везде грубят, оскорбляю и очень жаль что это происходит на глазах у детей. Мне порой становится как-то обидно, когда я слышу оскорбления от детей в адрес своих сверстников. Спасибо вам за конспект и хорошее стихотворение! Голос+1
Елена Владимировна Кононова # 1 октября 2014 в 21:40 +1
Надежда Николаевна! Большое спасибо за конспект, продумано все от начала до конца. Именно сегодня - это самая актуальная тема. Примите и мой голос!
Татьяна Петровна Куляпина # 1 октября 2014 в 22:26 +1
Надежда Николаевна!!!Мне очень понравился Ваш конспект!!!Голосую!!!
Марина Михайленко # 1 октября 2014 в 23:42 +1
Надежда Николаевна, замечательный конспект! Прочитала с большим удовольствием!
Конечно, мой голос!!!
Надежда Николаевна Пермякова # 2 октября 2014 в 04:39 0
Спасибо, девочки, рада видеть Вас у себя на страничке!
Наталия Викторовна Худошина # 3 октября 2014 в 19:14 +1
Очень интересный и полезный материал!Голосую с удовольствием!
Татьяна Ивановна Грушевская # 3 октября 2014 в 20:54 +2
С удовольствием прочла конспект занятия на нужную, актуальную тему! Очень понравилось начало - настрой через "импульс", и стихи в конце занятия, это - здорово!!!
Игорь Владимирович Грушевский # 4 октября 2014 в 17:52 +1
Интересный конспект! Голос!
Надежда Николаевна Пермякова # 4 октября 2014 в 19:59 +1
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Спасибо всем огромное!
Марина Викторовна Вицкова # 4 октября 2014 в 20:57 +1
С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ ПРОЧИТАЛА ВАШУ РАБОТУ. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО. МОЛОДЦЫ. МОЙ ВАМ ГОЛОС И УДАЧИ.
Наталья Владимировна Котлярова # 5 октября 2014 в 11:58 +1
Надежда Николаевна, с удовольствием прочитала ваше занятие. Очень интересно и познавательно,действительно актуальная тема на сегодняшний день. Я думаю, что деткам очень понравилось на занятии. Желаю успехов и творческих побед. Голос.
Валентина Григорьевна Платонова # 6 октября 2014 в 20:20 +1
Прекрасная работа! Все взаимодополняемо, правила этикета вытекают одно из другого! Думаю: дети многое получат на данном мероприятии, многое унесут из него! Голос!
Галина Викторовна Крецу # 6 октября 2014 в 21:18 +1
Очень понравился конспект.ГОЛОСУЮ с удовольствием! joke
Надежда Николаевна Пермякова # 7 октября 2014 в 07:49 0
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Ирина Владимировна Чалова # 7 октября 2014 в 08:36 0
Нужная тема! Замечательный конспект! Голосую!
Любовь Валерьевна Бочкарева # 10 октября 2014 в 14:29 +1
Очень понравилась ваша работа. Мои детки в восторге! Спасибо вам за труд!
Валентина Петровна Чурепкина # 10 октября 2014 в 20:35 +1
Надежда Николаевна, вы затрагиваете хорошие цели и задачи, которыми должны руководствоваться воспитанные люди. Понравилось, как вы интересно описываете разнообразные формы приветствия. Голосую+1. v
Эльмира Ханафиевна Бикбаева # 17 октября 2014 в 09:37 +1
голосую!
Татьяна Викторовна Миронова # 18 октября 2014 в 01:11 +1
Надежда Николаевна, спасибо за "Мешочек счастья"! Для полноты хотелось увидеть хотя бы одну фотографию. Меня заинтересовала Ваша "Физминутка «Дорогою добра»". Если можно, напишите содержание. С уважением Татьяна М.
Татьяна Анатольевна Шилкина # 4 ноября 2014 в 12:40 0
Надежда Николаевна, мой голос Вам!
Галина Ивановна Нилова # 6 ноября 2014 в 23:53 0
Надежда Николаевна, как хорошо, что я к Вам зашла в гости. Понравилась Ваша разработка об этикете. Интересное начало занятия, беседа о приветствиях в других странах, заключение. Заинтересовала физминутка "Дорогою добра". Отдаю Вам голос.
Светлана Леонидовна Виноградова # 14 ноября 2014 в 21:43 0
Надежда Николаевна, готовый сценарий - бери и проводи. А у меня ваш "импульс" называется "Здравствуйте" очень часто использую этот прием. Все занятие соответствует поставленной цели и задачам. Спасибо за ваш труд. Творческого вам вдохновения! Мой голос Вам.
Евгения Владимировна Ваганова # 2 декабря 2014 в 15:10 0
Надежда Николаевна, ваша тема актуальна как никогда! Всё написано очень доступным языком, разложено, как говорится, по полочкам. Буду обязательно теперь использовать ваш приём - настрой через "импульс". Чтобы человек вырос вежливым достойным человеком, он должен с детства видеть и слышать из уст родителей соответствующие примеры. Вы большая молодец. Голос!!!!!!
Ирина Витальевна Казакова # 31 января 2015 в 17:45 0
Надежда Николаевна, спасибо за "Мешочек счастья"! Очень интересное мероприятие. Голос.
Ирина Александровна Кашицына # 13 февраля 2015 в 20:36 0
Уважаемая Надежда Николаевна. Хороший, доступный для восприятия материал. Голос.
Лика Николаевна Бущик # 18 августа 2015 в 10:14 0
Надежда Николаевна! Очень важное занятие с детьми! Тема обучения дошкольников и младших школьников этикету почему-то незаслуженно отодвинута на второстепенный план. Особенно актуально научить детей, насколько иной раз неприемлимо пользоваться мобильным телефоном, есть и пить на улице, грубо отвечать другим людям и, конечно же, чётко понимать разницу обращений "ты" и "вы". В игровой форме дети хорошо усваивают информацию, значит, подготовленное Вами мероприятие очень хорошо справится со своими задачами.