Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Развивающая образовательная среда в средней группе детского сада своими руками

Представление предметно-пространственной развивающей образовательной среды по реализации принципов партнёрской и самостоятельной деятельности детей в средней группе «Теремок».

Приветствие гостей
Проходи, честной народ!
Группа “Теремок” вас ждет!
Он не низок, не высок.
Здесь играем и поём,
Очень весело живём.
Нашу группу посещают дети 4-5 лет: 9 девочек и 10 мальчиков. Вот они (обращаю внимание на стенд «С добрым утром!»). Ребёнок находится в детском саду весь день, и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. Поэтому особое внимание мы уделили эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольника. «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь» - так звучат слова восточного мудреца. И я, стараюсь придерживаться этих слов. Мы любим всё яркое, мы любим всё красивое, ведь «Красота спасёт мир». Вы все прекрасно знаете, что каждый родитель обязательно обращает внимание на оформление группы, в которую будет ходить его ребёнок каждый день. Но как всё осуществить, где взять то, что не под силу тебе, как сделать то, что не по карману. И тут на помощь приходят родители. Многое из того, что вы увидите, уважаемые коллеги, является настоящим украшением и гордостью нашей группы.
И так начнём наше путешествие. Встречаем детей и родителей утром здесь в раздевалке. Вот как мы её оформили, чтобы нашим детям и родителям было приятно заходить к нам.
Информационное оснащение родительского уголка обогащает копилку знаний родителей.
А эти красочные алгоритмы наглядно помогают детям закрепить последовательность одевания и раздевания.
А это наш вежливый цветок. Он учит и детей, и родителей быть воспитанными и вежливыми. Ведь «чудо-слова» – это залог успеха в общении.
Согласно комплексно-тематическому плану тема, по которой мы сейчас работаем – «Книжкина неделя» и, конечно же, она нашла своё отражение в предметно-развивающей среде нашей группы. Для родителей мы организовали фотовыставку, где они наглядно могут узнать о целях и задачах, реализуемых по этой теме. Поместили информацию «Как заучивать стихи с детьми», «Советы по организации домашнего чтения».
Путешествие продолжается:
По узенькой дорожке шагают наши ножки. И привела нас дорожка к «Чудо-дереву».
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
А дерево – то не простое, а логическое. Можно посчитать, сколько ботинок, лаптей, валенок и т.д; что вверху, внизу, справа, слева; какую обувь носят летом, зимой и т.д; прочитать загадку и найти отгадку. Можно придумать много других разнообразных заданий, если ты творческий педагог. И конечно, наше чудо-дерево постоянно меняется в зависимости от времени года, от темы.
Вы все прекрасно знаете, уважаемые коллеги, что образовательный процесс включает два основных составляющих блока:
совместная партнёрская деятельность;
свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Среда должна быть обучающей. А детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. И здесь, в уголке познания для развёртывания этой деятельности есть необходимый материал: мерные стаканчики, губки, трубочки и т.д. Для поддержания интереса мы даём задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Если в младшей группе хозяином уголка был Зайчик-Любознайчик, потому что детей младшего возраста отличает любопытство и любознательность, то задания с элементами экспериментирования в средней группе строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляет их Обезьянка-Удивлянка
Дети среднего возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Поэтому пространственная организация среды в средней группе должна предоставлять достаточно широкие возможности для передвижений ребёнка и для разнообразной двигательной деятельности. Планировка группы не позволяет нам размещение всех центров в группе, поэтому мы решили все шкафы, часть оборудования и центры разместить здесь в этом большом коридоре. Игры, игрушки, пособия размещены таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей.
В нашей группе созданы условия для партнёрского взаимодействия за счёт наличия:
игр с правилами:
игры на умственную компетенцию,
игры на ловкость (настольные игры «Поймай рыбку», «Закати шарик»,
кегли, кольцебросы, мячи разного размера)
игры на удачу (лото, домино)
геометрические и традиционные мозаики;
строительные наборы, конструкторы для работы в общем поле со сверстником;
схемы-напоминалки: сначала задумал постройку, затем построил, а потом обыграл её. Всё это ведёт к развитию целеполагания.
Созданы так же условия для стимулирования самостоятельной деятельности: схемы и чертежи построек из строительного материала, образцы узоров. Именно в средней группе важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, «алгоритмам». Это обеспечит развитие самостоятельности и инициативности детей.
Центр “Мы – спортсмены”
В нашей группе есть мальчишки,
Сорванцы и шалунишки.
Силу некуда девать,
Будем гантели поднимать.
Здесь вы видите стандартное и нестандартное оборудование. Для партнёрского взаимодействия и для стимулирования самостоятельной деятельности в нашем центре помещены картинки - напоминалки для выполнения основных движений, а так же вот такой чудо-куб для проведения подвижных игр.
Здесь же рядом мы оборудовали уголок по правилам дорожного движения, который очень нравится нашим мальчишкам.
В нашей группе даже стены развивающие. Яркими пятнами на наших стенах стали воздушные шарики с различными эмоциональными состояниями. Своего рода это стена эмоций.
На противоположной стороне на нас смотрят забавные геометрические фигуры. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей.
Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевых игр, сюжеты которых связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, зоопарк, цирк и т. п
«Центр сюжетно-ролевых игр»
Здесь в больницу поиграем,
У парикмахера мы побываем.
В супермаркет мы зайдем,
А потом домой пойдем.
Дети 4-5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают. Однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Поэтому мы оформили в группе такой уголок «Правила поведения в д/с».
У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. И особое внимание мы уделили оборудованию центра «Учусь говорить правильно».
Следующий наш уголок,
“Уголок-Говорунок”.
Здесь мы будем заниматься,
Не играть, не баловаться.
Будем азбуку учить,
Звуки точно говорить.
А помогают нам в этом волчки, клубочки, массажные мячики для развития мелкой моторики рук, а также материал для развития воздушной струи и мнемотаблицы для развития связной речи, памяти, схемы для развития интонационной выразительности.
Рядом расположен «математический центр», где много развивающих игр.
«Центр творчества»
Дальше, гости дорогие,
По тропинке мы пойдём,
К Карандашику зайдем.
Наш умелый карандашик
Учит пальчики играть,
Клеить, лепить и рисовать.
В центре творчества ребята обычно проводят много времени. Для стимулирования самостоятельной деятельности здесь вы видите незавершённые продукты (контурные и цветные наброски, листы для раскрашивания и т.д.), каточки «Поэтапное рисование». В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому мы определили место, где каждый может выставить свою работу. Мы с уважением относимся к продуктам деятельности каждого ребёнка. Организуем персональные выставки рисунков. У каждого есть папка, куда он может положить свой рисунок. А также мы создаём своими руками вот такие замечательные книжки.
А это центр «Здравствуй, книга!»
Здесь есть книжки про ребят,
Про щенят и поросят,
Про лисичку, про зайчонка
И пушистого котенка.
И про жадного мальчишку
Косолапого, лесного мишку.
Не зря наш книжный уголок расположен рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации.
«Центр театра и музыки»
Отправляемся друзья,
В чудо – сказку “Ты, да Я!”
В театр кукол и зверят,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть.
У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании мира в укромных уголках. Создание «своего» личного пространства достигается за счёт переносной ширмы, игровых ковриков.
Уважаемые коллеги, вы наверное обратили внимание на то, что в нашей развивающей среде активно используется знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Потому что средний возраст – это начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный период для умственного развития, формирования готовности к обучению к школе.
Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
Опыт работы нашей группы свидетельствует: многое можно сделать своими руками. Если только захотеть! Когда мы видим в глазах детей радость, благодарность, то получаем такой энергетический заряд, что просто не можем остановить полет творчества и продолжаем радовать своих детей все новыми и новыми сюрпризами.
И в заключении я хочу пожелать всем педагогам:
«Творите – созидая,
Горите – не сгорая,
Любите – не теряя,
Вот все, что вам желаю я!»
Приложения (фото)






развивающие стены




Рекомендуем посмотреть:

Развивающая среда в детском саду своими руками Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС. Презентация Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС Анализ предметно-развивающей среды в подготовительной группе в детском саду
Наблюдение на прогулке во второй младшей группе весной | Сказка Репка на новый лад
Опубликовано: 637 дней назад (13 марта 2015)
Просмотров: 8354
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Подгорных Ольга Михайловна # 15 марта 2015 в 12:21 0
функциональная, грамотная развивающая среда!