Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятия для 1 - 2 класса на тему: Весна

План-конспект занятия для младших школьников "Весна-природа пробуждается"

Тип занятия: изучение нового материала.
Цель занятия:
Расширение и систематизация понятийной базы обучающихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи).
Задачи занятия:
1. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах.
2. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
3. Продолжать формирование элементов экологической культуры
4. Показать связь живой с неживой природой.
5. Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 4).
2. Карточка с заданием для групповой работы (№5).
3. Карточка с заданием для самостоятельной работы (№2, №3).
4. Листы бумаги для саморефлексии.
5. Компьютер.
6. Экран.
7. Диск с презентацией к занятию.
8. Фломастеры.
Категория детей:
Обучающиеся младшего школьного возраста (7-9 лет)
Структура занятия:
1. Оргмомент (3 мин)
2. Актуализация знаний и формулирование темы занятия (7 мин)
3. Совместное открытие нового (10 мин)
4. Физминутка (2 мин)
5. Первичное закрепление (обучение способам применения) (10 мин)
6. Практическая часть занятия (начало формирования умений) (7 мин)
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия (6 мин)
Ход занятия:
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня, мы с вами в очередной раз отправимся в гости к природе, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я надеюсь, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.

2. Актуализация знаний и формулирование темы занятия.
- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на занятии.
- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)
- Какая бывает природа?
- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)
- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)
- Послушайте стихотворение и давайте попробуем вместе сформулировать тему сегодняшнего занятия.
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
(С.Маршак)
Весна – природа пробуждается.

- Назовите весенние месяцы (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

- Март на Руси называли «протальник», т. к появлялись первые проталины. Апрель. Издавна в народе говорят: апрель-водолей. Вода с гор потекла – весну принесла. В апреле дни становятся длиннее, теплее, пробуждается природа. Май называли "травный" – природа расцветает.

- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.

Какие изменения происходят весной в неживой природе? И как эти изменения влияют на пробуждение природы?

- Можем ли мы сейчас сразу ответить на этот вопрос? Нет.

- Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который писал картины родной природы.
- Что изображено? Как бы вы озаглавили?
- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели»
- Назовите объекты неживой природы.
- А теперь назовите объекты живой природы.

3. Совместное открытие нового.
Работа в парах.
- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)
- Возьмите карточку №1. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весенним.
(Дети работают по карточке №1 в парах)

Карточка № 1.
Стало холоднее.
Образовались проталины.
День уменьшается.
Река замерзает.
Листья распускаются.
Птицы улетают на юг.
Тает снег и лёд.

Стало теплее
Земля покрылась снегом.
День увеличивается.
Лёд на реке тает.
Листья желтеют.
Птицы прилетают с юга.
- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?
- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее)

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины ; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед)

4. Физминутка
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.

5. Первичное закрепление (обучение способам применения).

Работа по карточкам №2.
- Возьмите карточку №2, которая лежит у вас на столе. Рассмотрите рисунки. Что нарисовано?
- Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него.
- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья)
-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)

-Из - под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает
(подснежник) – «галантус»
бывают синие и белые
-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)
Медуница лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)

- Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)
- Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)

- Рассказ заранее подготовленного ребёнка о первоцвете весеннем - примуле.
Примула называется также весеннем первоцветом, так как появляется весной в числе первых цветов. В Германии эти цветы называют ключиками за сходство со связкой старинных церковных ключей. В средние века сложилось предание о происхождении этих цветов.
На одном из прекрасных лугов жила белокурая принцесса-эльф, которая влюбилась в красивого юношу, а он ее почему- то не замечал. В отчаянии принцесса попросила волшебницу, чтобы молодой человек ответил ей взаимностью. И волшебница превратила принцессу в примулу — цветок, который первым распускается весной, и пройти мимо него совершенно невозможно. С той поры деревенская молодежь ходит любоваться на эти цветы едва сойдет снег.

У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми.
Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?!

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (В лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

- Не только растения реагируют на появление тепла.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

Работа по карточке №3.
- Рассмотрите рисунок. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы)
- А какие птицы прилетают весной?
- Как называют этих птиц? (Перелётные)
- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач)

- А кто же прилетает сразу после грача?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать, – дворец.
Прилетай скорей, …(скворец)

- Следующими прилетают жаворонки.
А вот синицы в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки.
Одними из последних прилетают ласточки и стрижи.

- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).
- Как люди заботятся о птицах?
- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?
- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

6. Практическая часть занятия (начало формирования умений).
Работа в парах по карточкам №4
- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточку и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения).
Карточка №4.
Возвращаются из тёплых краёв птицы.
Зацветают растения.
Тает снег.
Появляются насекомые.
Больше солнечного света.
- Проверка по слайду.

Работа в группах.
- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану

Карточка №5.
1. Весна приходит к нам сразу после ________.
2. Весенние месяцы – это_______________.
3. Весну можно узнать по таким признакам_______,
4. Какие раннецветущие растения появляются весной?
5. Какая особенность раннецветущих растений?
6. Охрана раннецветущих растений.
7. Какие птицы прилетают к нам весной?
8. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
9. Какую пользу приносят птицы?
10. Забота о птицах весной.

- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

7. Подведение итогов.
- Какие изменения происходят в природе весной?
- А вам нравится весна? А за что?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- С каким настроением уходите с занятия?
-Нарисуйте своё настроение: Отличное – солнышко, грустное – тучку, плохое – тучку с дождиком.)
- Закончить сегодняшнее занятие мне стихотворением
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях бежит ручей,

Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна!
Спасибо за занятие

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие на тему: Весна, 4 класс Классный час игра для детей начальной школы на тему: Весна Беседа для детей начальной школы. Весенние цветы Внеклассное занятие для детей начальной школы на тему: Весна

Похожие статьи:

Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Весна

Внеклассное мероприятие на тему: Весна, 1 класс

Внеклассное занятие «Весна пришла», 1 класс

Внеклассное мероприятие «Береза - символ России», 1-4 класс

Устный журнал для школьников 5-8 класс. День матери. Сценарий
Опубликовано: 626 дней назад (26 марта 2015)
Просмотров: 3192
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Комментарии (3)
Валентина Валерьевна Саясова # 26 марта 2015 в 19:57 0
Мария Сергеевна, здравствуйте! Очень понравилось ваше занятие "Весна-природа пробуждается". Всё чётко, всё продуманно: оргмомент, актуализация знаний,работа в парах, закрепление знаний и получение новых. Молодцы!
Алла Алексеевна Кондратьева # 27 марта 2015 в 01:13 0
Мария Сергеевна! Методически грамотное занятие. Много разных видов работы. Наглядность активизирует работу деток. Все продумано.Цели и задачи выполнены. Молодец!Голос!
Вера Валерьевна Ляпина # 31 марта 2015 в 14:19 0
Добрый день, Мария Сергеевна! Очень понравилось ваше занятие о весне. Логически построено, большое количество заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков через работу в парах и группах,
формирование аналитико-синтетического мышления, умения осуществлять группировку, умения обобщать, делать выводы. Отлично. Беру на заметку. ГОЛОС!