Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект беседы для учащихся начальной школы. Перелетные птицы

Беседа с детьми 7-10 лет: «Почему птицы улетают на юг»
Автор: Серебрякова Мария Андреевна воспитатель.
Цели:
-выяснить причину отлета птиц;
-формировать у детей основы экологической культуры, предполагающей единство и взаимосвязь таких ее составляющих, как интерес к природе проблемы ее охраны;
-Устанавливать причинно-следственные связи между изменениями природных явлений и повадками птиц.

Задачи:
-выяснить какие птицы улетают на юг, и как они узнают о времени перелета;
-узнать, как птицы находят дорогу во время перелетов.
Ход беседы:
-Мы все знаем, что птицы улетают на юг. Но, не все знают, с какой целью птицы это делают. Одни считают, что перелет – это инстинкт птиц. Другие, что на юге много корма и там тепло. А некоторые думают, что птиц манит магнитное поле.
-Мы можем предположить, что если птицы не улетят на юг они лишаться тепла, корма и могут исчезнуть. Но, а так ли это мы узнаем в конце нашего занятия.
-Давайте будем знакомиться с птицами, которым мы посвятим сегодняшнее занятие:
1. Желтогорлая овсянка

Ареал. Приамурье на запад до Бурей, Приморский край, Корея и восточный Китай. Зимует желтогорлая овсянка в Японии и в южном и юго-восточном Китае.
2.Скворец

Ареал. Обыкновенный скворец широко распространён во всех биогеографических областях за исключением неотропической (Центральная и Южная Америка).
3.Журавли

Журавли широко распространены на всех континентах, отсутствуя лишь в Антарктиде и Южной Америке. Живут вблизи водоёмов или заболоченных территорий. Многие виды в летнее время выбирают лесные болота с пресной водой, а зимой переселяются на прибрежные заболоченные территории с солёной водой. Два вида — красавка и африканская красавка — приспособились жить вдали от водоёмов и обитают в засушливой степной зоне или саванне.
4.Трясогузка

Из 15 видов, относимых к трясогузкам, большинство водится в Европе. Жёлтых трясогузок иногда выделяют в особый род (Budytes, Плиска). Наиболее обыкновенный вид в Средней и Северной России, охотно держащийся вблизи жилья человека, — белая трясогузка — сверху серого цвета, снизу белая; голова сверху (кроме белого лба), горло и средние перья хвоста — чёрные. Гнездится 2 раза в лето в щелях стен, на стропилах под мостами, в углублениях почвы, в дуплах, под корнями деревьев и кустов и т. п. Рыхло свитое гнездо выстилается клочками шерсти и волосами. Осенью для перелёта собирается в значительные стаи.
5.Утка

Утка, несколько родов птиц семейства утиных. К уткам относятся пеганки, нырковые утки (нырки), савки, речные утки, утки-пароходы, мускусные утки и крохали; всего более 110 видов. Распространены утки широко, в России более 30 видов. Самец утки называется селезень.
6.Дрозд

Настоящие дрозды, — род птиц семейства дроздовых отряда воробьинообразных. 62 вида. Длина тела 20—25 см. По земле передвигаются прыжками, приседая при этом.
Распространены в Европе, Азии и Америке; завезены в Новую Зеландию. На зиму северные виды улетают на юг, собираясь большими стаями.
В России наиболее обычны: белобровик деряба рябинник и др.
7.Ласточка

Ласточки обитают на огромной территории: Европа, Азия, север Африки и почти вся Северная Америка. Европейские ласточки зимуют в Экваториальной и Южной Африке, азиатские - от Индии до Филиппин, североамериканские - в северных областях Южной Америки. Европейские ласточки возвращаются на места гнездования в конце марта-апреле. Нет милее наших ласточек. Быстрым полётом они оживляют дождливое хмурое или ясное летнее небо. Люди издавна относились к ласточкам с любовью и даже дали им ласкательное имя - касатки.
8.Мухоловка

Гнездится в большинстве регионов Европы и в Западной Азии. Зимует в Африке и на юго-западе Азии.
9.Полевой жаворонок

Ареал полевого жаворонка весьма обширен, он включает в себя почти всю Европу и большую часть Азии, а также горы Северной Африки. Также интродуцирован в Австралию, Северную Америку, где обитает на западе, и Новую Зеландию.
10.Зимородок

Вид включает 6 подвидов, распространённых в Евразии (до Южной Скандинавии и Санкт-Петербурга), на северо-западеАфрики (до Сахары), в Индонезии и Новой Зеландии, на Новой Гвинее и Соломоновых островах. Есть оседлые и перелетные подвиды. В Италии гнездится около 5000-10000 пар.
-Давайте послушаем докладчиков, и они нам расскажут свои доклады:
1 докладчик «Как птицы узнают о наступлении времени перелета?»
С наступлением смены поры года птицы, в одно и то же время, собираясь стаями, совершают свой удивительный полет. Птицы отлично обладают способностью определять, когда дни становятся длиннее, а когда наоборот – короче. Для них это является сигналом начала перелета. Дополнительными признаками к началу миграции, также, может послужить и смена температуры, и изменение количества пищи. Мы можем выделить три основных фактора, как птицы узнают, что наступило время перелета:
*Все птицы улетают каждый год в одно и то же время года, когда происходит смена времени года;
*Птицы могут определить, когда дни становятся короче или длиннее, и это служит им сигналом для начала перелета;
*Еще одна причина – это переизбыток жировых отложений и исчезновение пищи также служит сигналом птице, что нужно отправляться в теплые края.
2 докладчик «Как птицы находят дорогу во время перелета?»
Если просто сказать, что домой их ведет инстинкт, то это не объясняет тайну. Как они находят дорогу? Одна из гипотез заключается в том, что птицы могут чувствовать магнитные поля, которые окружают Землю. Магнитные линии располагаются по направлению от северного магнитного полюса к южному. Возможно, именно эти линии и служат для птиц направляющими. Существует еще одна гипотеза, что птицы умеют ориентироваться по солнцу и звездам.
- Исходя из всего выше сказанного получается, что продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывают птицам, когда отправляться в теплые края. А инстинкт продолжения своего рода весной говорит, что пора лететь на север.
- Просмотр мультфильма «Серая шейка»
- Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника весны, 1 класс Внеклассное мероприятие для детей начальной школы ко Дню птиц. Сценарий Конкурсная программа на День птиц в начальной школе. Сценарий Викторина с ответами для младших школьников о птицах (1-4 классы)

Похожие статьи:

Сценарий ко Дню птиц для 1-2 класса

Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов

КВН ко Дню птиц для начальных классов

Весенний праздник в начальной школе. Сценарий

Конкурс в начальной школе на знание сказок

Участник №31 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 31 марта 2015 года
Беседа с детьми 3-5 классов. Донские казаки | Мероприятие посвящённое Дню Победы, 5-9 класс. Таганрог город воинской славы
Опубликовано: 673 дня назад (5 февраля 2015)
Просмотров: 2440
+10
Голосов: 10
Комментарии (12)
Вера Валерьевна Ляпина # 5 февраля 2015 в 16:49 0
Отлично дан познавательный материал. Знакомство с окружающим миром произошло в занимательной форме.Интересная информация о том как птицы находят дорогу обратно домой, которую дети добыли сами. Ну и конечно же прекрасный мультфильм был предложен для просмотра. Примите голос!
Мария Андреевна Серебрякова # 5 февраля 2015 в 19:53 0
Большое спасибо!
Ольга Викторовна Стребняк # 5 февраля 2015 в 20:55 0
Мария Андреевна, спасибо за очень интересный, познавательный материал. Голос!
Мария Андреевна Серебрякова # 6 февраля 2015 в 17:42 0
Спасибо, что вас заинтересовал мой материал.
Валентина Петровна Чурепкина # 6 февраля 2015 в 05:19 0
Спасибо за интересную познавательную беседу. Голос! v
Мария Андреевна Серебрякова # 6 февраля 2015 в 17:42 0
спасибо!
Евгения Владимировна Ваганова # 7 февраля 2015 в 07:00 0
Здравствуйте, Мария Андреевна! Очень интересная беседа. Мне понравилось, что доклад делали дети, соответственно ими была проведена предварительная работа. Нужно было изучить данную проблему. При подготовке к докладу решаются и образовательные задачи и воспитательные. Ведь нужно донести до своих товарищей правильную информацию, а это очень ответственно.
А для себя я открыла желтогорлую овсянку. Может я и знала такую птицу, наверняка в школе проходили, но значит забыла. Голосую за ваш материал.
Надежда Леонидовна Макарова # 7 февраля 2015 в 10:21 +1
Мария Андреевна! Спасибо за приглашение. Интересный материал Голос!
Юлия Вяльцева # 12 февраля 2015 в 14:34 0
Здравствуйте, Мария Андреевна! Ознакомилась с предложенной Вами беседой "Почему птицы улетают на юг". Материал интересный, много красочных фото. Думаю, ребята на уроке узнали много нового о перелете птиц благодаря данной беседе. Желаю успехов! Примите голос!
Татьяна Николаевна Мачулина # 20 февраля 2015 в 21:00 0
Мария Андреевна, спасибо огромное за предоставленный интересный материал,обязательно возьмем себе на заметку!!!!!!
Ануш Карленовна Григорян # 9 марта 2015 в 18:28 0
Очень познавательный и нужный материал спасибо большое!!! голос
Вера Александровна Орехова # 12 марта 2015 в 22:02 0
Мария Андреевна, спасибо за приглашение. Интересный, познавательный и полезный материал Вы предложили. В ходе беседы формируются у детей основы экологической культуры.
Голос +1
Желаю удачи!!!