Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Использование дифференцированной технологии в начальной школе

Сборник заданий на тему «Использование дифференцированной технологии в начальной школе»
Автор: Елизарова Мария Алексеевна, Учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Камышловский район, с. Галкинское
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сборник, где раскрывается принцип дифференцированной технологии. Цель: обучение каждого ребенка на уровне его возможностей, способностей и особенностей.
Сборник заданий на тему
«Использование дифференцированной технологии в начальной школе»
Пояснительная записка
Входя во взрослый мир, дети оказываются в разных условиях, занимают разные рабочие места, могут выбрать себе область деятельности, виды развлечений, круг друзей и семью по желанию. Мы часто говорим: «Как ужасно было бы, если бы все были одинаковы». У разных детей – разные характеры, разные интересы, особенности здоровья и особенности восприятия мира.
Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и какую цель данная пед. технология преследует?
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная – автор Гузик Н.П., уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В., культурно-воспитывающая по интересам детей – автор Закатова И.В. Но все данные технологии преследуют одну задачу, это дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Как учителю сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка в классе, учитывая его особенности? Каждый учитель может найти свои варианты работы. Важно отметить, что состав групп меняется на различных уроках или внеурочной деятельности, так как дифференциация может быть проведена по разным критериям. Преимущество такой организации занятий – это развитие навыков самостоятельности и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание.
Дифференциация обучения и обеспечивающие этот процесс пед. технологии являются системой в образовательной теории и практики.
Учёные, врачи, педагоги-новаторы призывают нас, чаще применять и использовать в работе всё новое.
А для нас, учителей, важно, чтобы мы захотели учиться новому, внедрять это в процесс обучения и не бояться применять на практике современные пед. технологии в наш информационный век. Для достижения поставленных задач и целей является не назидательное, насильное обучение, а как сказал Василий Великий «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих…».
Данный сборник предназначен как для учителей начальных классов, так и для студентов-практикантов, обучающихся в педагогических заведениях.


Конспект урока математики с использованием дифференцированной технологии «Решение задач»
Класс: 2
Тема: «Решение задач».
Цель: Закрепление умения решать текстовые задачи.
Задачи:
1. Закрепить умения решать уравнения; повторить знания о периметре, формуле его нахождения;
2. Совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление и умение рассуждать; логические действия анализа, синтеза, обобщения; развивать познавательную сферу: долговременную память, произвольное внимание.
3. Воспитывать самоконтроль, самостоятельность.
Ход урока
1. Орг. момент
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
- О каком времени года говорится в загадке?
- Вместе с осенью мы отправимся по её владениям. А полетим мы на листиках и понесёт их ветер. (Берёзовый лист – высокий уровень, кленовый – средний уровень, дубовый – низкий уровень)
2. Устный счёт
1. “Собери грибы”.
Ср.ур. 40:5 9•3 8•4 35:7 27:9
Н.ур. 6•3 5•5 24:4 15: 3 6•4
(Дети высокого уровня проверяют правильность ответов)
Задание на внимание
Вот забавная таблица,
На таблице только листья.
Повнимательней взгляни:
Очень строгому закону подчиняются они.
Присмотрись, довольно просто
До конца распутать нить,
И листок – где знак вопроса, -
Поразмыслив начертить.

А какой бы ответ получился, если это были бы не цепочки, а числовые выражения?
(Дети низкого уровня сначала повторяют правило порядка действий)
Физкультминутка.
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
3. Закрепление пройденного материала.
- Заглянем в осенний сад и решим задачу.
1. Решение задач. (устно).
(С одной яблони собрали 40 кг яблок, а с другой только 10 кг. На сколько больше килограммов яблок собрали с первой яблони, чем со второй? Во сколько раз меньше …?)
- Сколько вы видите задач? (2)
- Чем отличаются эти задачи? (Вопросами)
- Как узнать “на сколько больше”? (Действием вычитания)
- Во сколько меньше? (Действием делением)
- А теперь вместе с осенью отправимся в огород.
2. Решение задач. №2,
(Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг. Во сколько раз больше она собрала картофеля, чем посадила? Измени вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её.)
В.ур.- решают самостоятельно, с дополнительным заданием: измени вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её.
Ср.ур. – решают задачу самостоятельно.
Н.ур. – решают задачу с учителем.

4. Повторение пройденного материала.
- Полетим в осенний лес и посмотрим, как лесные жители готовятся к зиме.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в лесу орешки прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка)
“В гостях у белочки” - решаем уравнения.
Н.ур. - Реши уравнение: х +5= 15
Ср.ур. – Найди уравнение, которое составлено неправильно. Исправь его и реши.
73 – х = 40
50 – х = 64
х + 25 =50
В.ур. - Найди уравнение, которое решается сложением, и реши его.
72 – х = 40
х + 35 =60
х -24 = 46
25 : х = 5
9 + х = 59
“В гостях у пчёлки”.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
- Расстояние между двумя муравейниками 12 метров. Муравей выполз из одного муравейника и направился к другому. Преодолев половину всего пути, он нашёл соломинку, взял её и возвратился в свой муравейник. На каком расстоянии от муравейника он нашёл соломинку? Сколько метров прополз муравей?
“В гостях у медведя”.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Мишка задумал строить берлогу. Длина берлоги 5 см, а ширина 3 см. Но вот беда: не может он найти периметр.
Н.ур. - найти периметр самым простым способом.
Ср.ур. – найти периметр разными способами.
В.ур. – найти периметр. Начертите квадрат с таким же периметром.
“В гостях у ёжика”.
Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?..
Хозяин предлагает вам решить примеры. (Самостоятельная работа: кто больше решит примеров за 5 минут)
15 + 76
93 – 38
47 +29
71 – 5
5. Итог урока.
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии.
- Какие были трудности?
- Что вам больше всего удалось?

Задания, основанные на характеристике таксономии целей Б. Блума
***
Класс: 4.
Тип урока: изучение нового
Тема: Начало истории человечества.
Цель урока: Формирование у учащихся представлений о первобытном этапе в развитии человечества.
Задачи урока:
1. Сформировать представление о зарождении человеческого общества;
2. Развивать умение делать обобщающие выводы;
развивать умения выделять общие и существенные признаки;
3. Воспитывать взаимоуважение (умение работать в паре);
воспитывать положительную мотивацию к предмету.

Задания:
Знание:

Что вы знаете о первобытном периоде?
Понимание:
Расскажи своими словами о жизни первобытных людей.
Применение:
Найди одно неверное утверждение о первобытном периоде и отметь его знаком «-». Дай объяснение.
Анализ:
Прочитай о внешности первобытного человека в учебнике.
Синтез:
Найди сходства и отличия первобытного человека от современного.
Оценка:
Оцени свою работу во время урока.

***
Предмет: Математика
Класс: 4 б
Тип урока: закрепление изученного
Тема урока: «Решение задач на движение»
Цель урока: Закрепление знаний учащихся связи между величинами (скоростью, временем и расстоянием) с помощью решения задач на движение.
Задачи урока:
1) Знать формулы нахождения величин при решении задач на движение;
отрабатывать вычислительные навыки;
2) Развивать умение решать задачи на движение;
развивать умение работать со схемами;
развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
3) Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.


Задания:
Знание:

Какие формулы нахождения величин при решении задач на движение вы можете назвать?
Понимание:
Я буду читать вам определения, а вы поднимать синюю карточку, если согласны, и красную, если утверждение не верно:
Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время!
Чтобы найти скорость, надо из расстояния вычесть время.
Чтобы найти скорость , надо расстояние разделит на время.
Чтобы найти время, надо расстояние умножить на скорость.
Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

Применение:
Реши задачу:
Из города одновременно в одном направлении выехали автобус со скоростью 70 км/ч и легковая машина со скоростью 90 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа.
Анализ:
Расскажи, что означает каждое выражение к задаче.
Из города одновременно в одном направлении выехали автобус со скоростью 70 км/ч и легковая машина, скорость которой была больше скорости автобуса. Через 3 часа легковая машина опередила автобус на 60 км. С какой скоростью она ехала?
а) 70*3; б) 70*3 +60; в) (70*3+60):3; г) 60:3; д)70+60:3.
Синтез:
Составь краткую запись к задаче и составь план её решения.
Оценка:
Выполнение теста. Оцените свою работу. Если 5 верных ответов – оценка «5», если 4 верных ответа – оценка «4», если 3 – оценка «3», если менее 3 правильных ответов – оценка «2».

Тесты по уровням обучения В. П. Беспалько.
***
Класс: 2
Тема: «Живое и неживое».
Тест на узнавание
Цель: проверка знаний по теме живое и неживое.
Определите, что относится к живым организмам. Дайте один вариант ответа:
А) стол
Б) велосипед
В) гриб
Г) облако
Тест подстановка
Цель: проверка знаний по теме живое и неживое.
Вставьте пропущенные слова в следующих определениях
Камни, реки, горы, озёра существуют в природе очень давно. Гвозди, автомобили, самолёты и множество других вещей люди придумали и сделали сами. Всё это … предметы. Цветок, собака, гриб и стрекоза – … организмы, и они очень интересны.
Тест продуктивной деятельности
Цель: формирование умения классифицировать живое и неживое, правильно строить высказывание.
Назовите пример живого организма и неживого предмета. Объясните свой ответ.
Тест творческого уровня
Цель: выявление и установление закономерности между живыми организмами и неживыми предметами.
Как ты думаешь могут ли живые организмы превратиться в неживые? Если да, то как это происходит (пример) и как этого избежать? Если нет, то почему?

***
Класс: 3
Тема: «Родовые окончания имён прилагательных».
Тест на узнавание
Цель: проверка знаний по теме имя существительное.
Прочитайте слова:
родной, далекий, близкий,
чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
веселый, ласковый, забавный.
Какой частью речи являются данные слова:
А) Существительным
Б) Глаголом
В) Наречием
Г) Прилагательным
Тест подстановка
Цель: проверка знаний по теме прилагательное.
Вставь пропущенные слова:
Прилагательное – это … часть речи, обозначающая … предмета и отвечающая на вопрос «… ?», «… ?»,«… ?»,«… ?», «… ?».
Тест продуктивной деятельности
Цель: формирование умения определять род имени прилагательного.
Спиши, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Укажи род.
Горяч.. топлён.. молоко ( . р.), вкусн.. свеж.. хлеб ( . р.), сладк.. сочн.. яблоко ( . р.), ароматн.. зрел.. земляника ( . р.).
Тест творческого уровня
Цель: выявление и установление закономерности родовых окончаний имён прилагательных, через конструирование словосочетании.
Придумайте к данным именам существительным прилагательное и запишите полученные словосочетания. Выделите окончание имени прилагательного и укажите род прилагательного.
Платье, туман, небо, лицо, учебник, лето, вода, костюм, лес.

Задания по показателям степени обученности по В. П. Симонову.
***
Класс: 4
Тема: «Жизнь пресного водоёма»
Различение
Цель: узнавание растений и животных, которые обитают в водоёмах.
Подпиши названия растений и животных под изображениями.
Запоминание
Цель: проверка знаний экологической грамотности учащихся.
Расскажи правила поведения у водоёма?
Понимание:
Цель: формирование умения аргументировать свой ответ.
Скажи как взрослые и школьники должны охранять водоемы? Зачем это нужно делать?
Применение:
Цель: формировать умение применить знания на практике в простейших примерах.
Что такое природное сообщество? Напишите признаки и примеры природных сообществ.
Перенос
Цель: формировать умение творчески применять полученные знания на практике.
Изобразите, как вы представляете себе природное сообщество – водоём.

***
Класс: 2
Тема: «Сложение и вычитание».
Различение
Цель: проверка знаний об однозначных числах и двузначных числах в пределах 20.
Назови в данном числовом ряду однозначные числа? Двухзначные числа?
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.
Запоминание
Цель: проверка знаний о правилах при сложении и вычитании.
Какое правило, мы используем при решении этих математических выражений?
12 – 3 – 5; 12 – (3+5)
Понимание
Цель: формирование умения аргументировать вой ответ.
Назови изученное правило и приведи пример к данному правилу.
Применение
Цель: формирование умения решать математические выражения рациональным способом.
Реши математическое выражение удобным способом.
7 + 3 – 4 ; 7 + 3 + 4
(9 +6) – 5 ; (9 – 5) +6

Перенос
Цель: умение творчески применять полученные знания на практике.
Придумай задачу к данной схеме.

Рекомендуем посмотреть:

Приём Кластер в начальной школе Заявление в аттестационную комиссию воспитателя Справка по результатам комплексной проверки ДОУ Методическая документация для детского сада
Участник №37 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 20 октября по 31 декабря 2014 года
Конспект урока по истоковской технологии, 2 класс
Опубликовано: 738 дней назад (3 декабря 2014)
Просмотров: 3274
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!