Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду

Работа с детьми с повышенной двигательной активностью.
Цель: корректировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Актуализировать значимость проблемы возрастаещего количества детей с повышенной двигательной активностью.
2. Рассмотреть методы работы с детьми с СДВГ: кинезиологические упражнения, игры с правилами.
3. Консультировать педагогов и родителей об особенностях взаимодействия с детьми с повышенной двигательной активностью.
Содержание работы: материал может быть использован воспитателями и учителями первоклассников в работе с детьми, имеющих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Коррекционно-развивающие задания ориентированы на возраст 5–8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип. При выполнении кинезиологических упражнений происходит стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей, что приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции. Игры с правилами организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную активность, ситуативность поведения. Их можно использовать на уроках (кратковременные физминутки) так и во внеучебное время на прогулках.
Невнимательные и непоседливые дети были всегда. Чаще выраженная повышенная двигательная активность наблюдается у детей дошкольного возраста и учащихся начальных классов. У ребенка может быть вполне нормальный или даже высокий уровень интеллекта, но учится он плохо и мешает другим на уроках.

Повышенная двигательная активность проявляется в разных соотношениях трех симптомов:
избыток двигательной активности с нарушением координации движения (не могут сидеть спокойно, постоянно вертятся, что-то теребят в руках, крутят головой, совершают множество «ненужных движений», беспрестанно что-то трогают, роняют; подскакивают, сидя на стуле, меняют позу. Во время занятий они поворачиваются к соседям по столу, трогают их вещи. Игры у них обычно подвижные, иногда и без сюжета – бег, прыжки, толчки, борьба);
импульсивность поведения (ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения встать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игры со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности дети склонны к травматизму, могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков);
дефицит внимания (им трудно на чем-то сосредоточиться, то слушают педагога, то смотрят в окно, то отвлекаются на разговоры, на шум в коридоре, на звонки и т.д.)
Таким детям выдержать 40-минутный урока невозможно. Они не усваивают материал в большей степени из-за повышенной подвижности и отвлекаемости, чем из-за нарушений интеллекта. Навыки чтения и письма у таких детей значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Такие дети – проблема для педагога, один такой ребенок отвлекаем на себя внимание учителя, мешает другим детям, в конечном итоге дезорганизует учебный процесс.
Присутствие всех перечисленных симптомов может говорить о наличии у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
СДВГ – это обратимое заболевание мозга, и такой диагноз не значит, что ребенок умственно отсталый, наоборот, дети с СДВГ могут быть гораздо умнее и способнее своих сверстников.
Статистика утверждает, что в России детей с СДВГ от 4 до 18% (в данном случае имеются ввиду поставленные диагнозы, сколько детей живет с СДВГ без подтвержденных диагнозов – социологи не вправе утверждать).
Причины повышенной двигательной активности:
Биогенные факторы (неблагоприятная наследственность, патология беременности или родов, перенесенные заболевания);
Психогенные факторы (противоречия: между физиологическим возрастом и психическим созреванием, возрастные кризисы 3,7,13,17 лет; уровнем потребностей и реальными возможностями их удовлетворения, приобретенными знаниями и возрастными особенностями и т.д.
Социогенные факторы (экономическое неблагополучие, безнадзорность, частые конфликты в семье, отрицательный пример родителей, авторитарность воспитания и др.)
Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома:
• в 5–10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Это критический период для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память, произвольную регуляцию деятельности.
• в 12–15 лет активизация СДВГ в 12 – 15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.
К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По результатам исследования Н.Н. Заваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.
Встает вопрос: как же организовать учебный процесс, если среднее образование во всем мире рассчитано на среднего ученика, без всяких там синдромов.
Коррекционные программы должны быть ориентированы на возраст 5–8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип.
Коррекцию повышенной двигательной активности можно осуществлять при помощи реципрокных двигательных упражнений, при их выполнении поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются и миелинизируются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.
Комплекс кинезиологических упражнений
Комплекс № 1.
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по¬следовательно указательный, средний и т.д. Проба выпол-няется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три поло¬жения руки на плоскости стола, последовательно сменяю¬щих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку¬лак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ла¬донь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («ку¬лак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркаль¬но-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, за-метно увеличится эффективность работы всего мозг.

5. Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно от¬пустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положе¬ние рук «с точностью до наоборот».

6. Добываем огонь. С напряжением прокатывать палочку между соединенными ладонями.

7. Уголек на ладони. Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.
Комплекс № 2.
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раска¬чивайте головой из стороны в сторону.

4. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать простые геометрические фигуры).

5. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыха¬ние: вдох в два раза короче выдоха.

6. Качаем палочку. Упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук перпендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки над головой и опускать их вниз, продолжая удерживать палочку (2-3 раза).

7. Потряхивание. Зажать шар в руке и производить максимально свободные движения в лучезапястном суставе.

Комплекс № 3.
1. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

2. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

3. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т.д.».

4. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указа тельным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

5. Раскатывайте на столе небольшой воображаемый комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.

6. Удерживаем палочку. Брать палочку за концы и удерживать ее на весу поочередно указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д.

7. Раздавим орех. Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить. Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с расслаблением, не выпуская шар из руки.

Комплекс № 4.
1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на ди¬афрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки, — выдох.

2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слеп¬ленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерз¬ший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до мак¬симальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

4. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на вы¬дохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

5. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.
6. Бегущие пальцы. Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша (палочки) от одного конца до другого вперед и назад.

7. Тигр кусает шар. Сжать шар между большим и указательным пальцами, при сдавливании шар держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты и растягивания. Аналогично сжимать шар между другими пальцами, максимально вставляя шар в межпальцевый промежуток.

Комплекс № 5.
1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
2. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
3. Делайте движения челюстью в разных направлениях.
4. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
5. Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движе¬ния, аналогичные велосипеду.
6. Ползущий карандаш. Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажим настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз.
7. Обезьяна хватает персик. С силой сжимать в руке шар, который располагается прямо в середине ладони.
Комплекс № 6.
1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов ру¬ками, разводя их в стороны.
3. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запя¬стья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
4. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по по¬рядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
5. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрям¬ляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синх¬ронные движения кистями рук.
6. Шаги. Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по столу. Следить, чтобы карандаш не выпал из пальцев.
7. Когти дракона сжимают жемчужину. Взять шар в щепоть. Все пять пальцев давят на поверхность шара, как бы мнут его. Затем перекатывать шарик, сжимая его между кончиками пальцев.
Комплекс № 7.
1. Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
3. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
4. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.).
5. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.
6. Вращаем палочку. Зажать конец палочки средним и указательным пальцами правой руки. Длинный конец палочки должен находиться дальше от груди. Перевернуть палочку и вложить ее длинным концом в левую руку (между указательным и средним пальцами). Очередным поворотом вложить ее в правую руку и т.д. Происходит вращение палочки.
7. Перекаты (выполняется по возможности расслабленной кистью). Перекатывать шарик между пальцами. Шарик помещается между большим и указательным пальцами. Указательный палец перекатывает шарик как вдоль, так и поперек большого пальца. Повторить упражнение остальными пальцами.
Во внеурочное время можно использовать игры, формирующие произвольность поведения (игры с правилами).
Игры с правилами не теряют своего смысла, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. В то же время они привлекательны и значимы для детей. Их можно использовать на уроках (кратковременные физминутки) так и во внеучебное время на прогулках.
В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Игра позволяет поставить ребенка в ситуацию, где нужно действовать по образцу. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную активность, ситуативность поведения. Что способствует овладению правилами, нормами поведения. При этом изменяется его деятельность, она становится сознательно регулируемой, произвольной.
Естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры.
Сигналами осознания правил становятся:
• замечания, которые дети начинают делать друг другу в случае нарушения;
• самостоятельно продолжают игру без активного участия взрослого.
Комплекс игр с правилами
«Запрещенное движение»
Цель: развитие внимания. Условия игры. Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполняет "запрещенное" движение, становится в конец колонны. Таким образом более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями.
«Кто быстрее»
Цель: контроль импульсивности. Условия игры. Дети должны как можно быстрее дойти от одной черты до другой, однако не бежать, а именно идти. Кто побежит, тот "сошел с дистанции" (сдерживание столь естественного для дошкольников движения, как бег, особенно трудно дается им, но в то же время это оптимальный способ научить ребенка владеть своим поведением).
«Найди отличие»
(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания. Условия игры. Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.
«Золушка»
Цель: развитие распределения внимания. Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.
«Фасоль или горох?»
Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания. Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам. Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.
«Скучно так сидеть»
Цель: развитие внимания. Условия игры. Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок: Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться? Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает. Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний оставшийся стул.
«Сиамские близнецы»
Цель: контроль импульсивности, гибкость общения друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Условия игры. Детям дается инструкция: “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.” Примечания. Чтобы “третья” нога действовала дружно, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинами, головами и т.д.
«Мишки и шишки»
Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности. Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше. Вместо шишек можно использовать другие предметы - мячики, кубики и т.п.
«Передай мяч»
Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Условия игры. Дети распределяются на 2 равные группы, встают в 2 колонны и по сигналу передаю мяч. Последний, стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч, но уже другим способом. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается ведущий звена. Варианты передачи мяча:
• над головой;
• справа или слева (можно чередуя лево-право);
• внизу между ног.
Примечание. Все это может проделываться под энергичную музыку.
«Аисты – лягушки»
Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности. Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз - так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.
«Поиграем с предметами»
Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти. Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.
1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.
2. Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.
3. Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
4. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
5. Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.
6. Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы.
Примечание. Эти задания можно и дальше варьировать. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно уже по первому заданию), увеличивая в дальнейшем их количество.
Подобные игры, несмотря на внешнюю простоту их правил, требуют от ребенка преодоления внутренних препятствий и являются определенным шагом в овладении своим поведением. И это преодоление, что особенно ценно, происходит не по приказу и принуждению взрослого, а добровольно, по желанию самого ребенка. Такая маленькая победа над собой, которая внешне выглядит как выполнение правил, приносит много радости ребенку.
Эти игры могут проводится как на специальных занятиях психологом, так и учителем, воспитателем на занятии во время “физкультминутки”, на прогулках, а также родителями ребенка в домашних условиях.
Так же мы считаем важным вместе с детьми обсуждать планы и подводить итоги дня, а именно вспоминать о своих поступках и поступках окружающих.
Благодаря этим приёмам появляется способность осмыслять свои действия, подчинять свои сиюминутные желания более важным и отдаленным целям. Правда, такая способность возникает не сразу и требует длительной поддержки взрослых.
Рекомендации родителям детей с повышенной двигательной активностью
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
3. Избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
6. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
8. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.
9. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
10. Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время.
12. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную память.
13. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
14. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
15. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
16. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)
17. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
18. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазине, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.
19. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
20. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
21. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.
22. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия. Но не переутомляйте ребенка.
23. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.
Рекомендации педагогам по работе с детьми с повышенной двигательной активностью
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, т.к. дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель переодически контролирует ход работы на каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
11. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность.
12. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.

Библиографический список
1. Арцишевская И.Л. Работа Психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: 000 «Национальный книжный центр», 2011. – 64 с.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000. – 61с.
3. Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. – М., 2001. – 48с.
4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Тренинг для воспитателей детского сада Упражнения на прогулке для детей дошкольного возраста Причины изолированности младших школьников в группе сверстников
Учитель и родитель: конфликт или сотрудничество
Опубликовано: 318 дней назад (24 января 2016)
Просмотров: 1336
+14
Голосов: 14
Комментарии (17)
Альбина Анатольевна Печникова # 24 января 2016 в 17:58 +4
Познакомилась с конспектом статьи" Работа с детьми с повышенной двигательной активностью" и подумала о том, что в наших российских школах и детских садах таких ребят очень много! Ваша статья,Мария Александровна,достаточно актуальна, поэтому сразу хочу поблагодарить вас за то, что взялись за этот аспект и предоставили ряд физических упражнений с комплектом игр для детей.Отлично, что вы даёте также и методические рекомендации родителям! Это очень важно! Маленький совет Укажите авторство, пропишите цель и задачи, тогда будет всё в порядке. Желаю удачи на сайте!Голос!
Мария Александровна Шпанагель # 24 января 2016 в 18:49 +2
Спасибо большое за подсказку.Я пока новичок на сайте.
Александра Евгеньевна Александрова # 24 января 2016 в 18:23 +3
Мне понравился комплекс игр с правилами- обязательно возьму его на заметку. И согласна с замечаниями коллеги, не обижайтесь на них, а возьмите на вооружение. Без правильного оформления работу на конкурс не примут. В основном, работа серьезная и грамотная. Голос.
Елена Владиславовна Пимонова # 24 января 2016 в 20:03 +4
Доброго времени суток, Мария Александровна! Огромное спасибо за приглашение к Вам в гости. Ваша статья действительно очень актуальна в связи с тем, что таких детей, к сожалению, в школах становится все больше и больше. Многие упражнения, которые Вы освещаете в своей статье я, например, использую для исследования моторики, уровня развития того или иного процесса развития познавательной сферы . Например: моторное развитие (Динамический праксис: ладонь – кулак - ребро), слухо-моторная координация (Ухо — нос) и т.д. Это говорит об универсальности представленного Вами материала. Весь материал подобран правильно и трактован верно. Это увеличивает его ценность. Советы коллег, безусловно, следует учесть, но в целом, все очень грамотно и актуально для заявленной категории детей.
Удачи Вам!
С удовольствием голосую.
Надежда Алексеевна Рязанова # 24 января 2016 в 20:26 +2
Очень интересный материал. Голосую!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 24 января 2016 в 21:47 +2
Мария Александровна спасибо за уникальную подборку упражнений! joke
Примите мой голос №4
ПОЗДРАВЛЯЮ Вас с началом работы на сайте!
Алла Ивановна Ефимова # 25 января 2016 в 00:41 +2
Замечательная работа, много интересных и очень нужных упражнений вы нам предлагаете.
С удовольствием голосую. Удачи на сайте, она обязательно будет.
Рева Елена Валерьевна # 25 января 2016 в 17:29 +2
Очень актуально! Содержательно! Спасибо! Обязательно воспользуюсь!
Оксана Сергеевна Кучугурная # 25 января 2016 в 22:45 +2
Добрый вечер! Спасибо за приглашение! В Вашей статье затронута важная и нужная информация, которая полезна всем педагогом! Я признательна Вам за такой материал. Творческих успехов!
Примите мой голос!
Тамара Александровна Новичкова # 27 января 2016 в 22:36 +2
Добрый вечер, Мария Александровна! Опубликованная вами статья актуальна и будет востребована. Вы подробно и интересно описываете комплекс кинезиологических упражнений, игр, рассказываете о причинах, которые приводят к повышенной двигательной активности и их устранении. Вы провели большую работу, подобрав нужный и полезный материал. Я тоже, как и мои коллеги обратила внимание на допущенные ошибки. Публикация оказалась безымянной, не прописаны цель и задачи. Будьте внимательны, соблюдайте в будущем конкурсные требования. Удачи в работе на сайте. +1
Мария Александровна Шпанагель # 28 января 2016 в 16:38 +1
Спасибо, уважаемые коллеги. Первый блин комом, действительно, не прописала цель и задачи, внести коррективы уже не удалось.
Людмила # 28 января 2016 в 15:26 +2
Интересная и нужная статья с комплексами упражнений, с рекомендациями для родителей сейчас актуальна, т.к. гиперактивных детей с каждым годом становится больше. Спасибо за материал, беру в закладки. №9
Светлана Вениаминовна Блинова # 28 января 2016 в 22:30 +2
Нужный материал, так как гиперактивных детей с каждым годом становится все больше и больше. Материал возьму на заметку.
Елена Павловна Клетрова # 16 февраля 2016 в 20:03 +1
Очень приятно увидеть материал именно с таким большим количеством практических рекомендаций и игр!
Ксения Алексеевна Круглова # 17 февраля 2016 в 19:52 +1
Вы провели большую работу,собрав разнообразные упражнения в одной статье. информация полезная и очень актуальная! спасибо! голосую!
Ольга Ларионовна Трапизонян # 28 марта 2016 в 02:30 +1
Здравствуйте, уважаемая Мария Александровна! Содержательная, востребованная работа.Голосую за неё с огромным удовольствием.
Татьяна Юрьевна Белоклокова # 2 мая 2016 в 13:51 0
спасибо за подробный материал!