Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Коррекционно-развивающее занятие в средней группе ДОУ. Усвоение сенсорных эталонов (цвет, форма)

Коррекционно-развивающее занятие, направленное на усвоение сенсорных эталонов (цвет, форма): "Прогулка к озеру".
Автор: Шпанагель Мария Александровна, педагог-психолог КГБОУ «Ачинская общеобразовательная школа-интернат №1».
Описание материала: предлагаю конспект коррекционно-развивающего занятия в сенсорной комнате для детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям дошкольных учреждений. Материал занятия направлен на усвоение сенсорных эталонов: цвета, формы.
Актуальность: сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Использование дидактических средств, которые формируют сенсорные представления у детей со сложными нарушениями в развитии, является важной и актуальной задачей сегодняшнего дня.
Цель: формировать познавательную сферу детей на основе сенсорной стимуляции.
Задачи:
1. Усваивать сенсорные эталоны (цвет: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный; форма: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
2. Активизировать тактильное, визуальное восприятие, микро- и макромоторику.
3. Снимать мышечное и психо – эмоциональное напряжение.
4. Развивать слуховое восприятие, побуждать к речевому общению.
Предметы и материалы: панно для прикрепления смайлов (веселых, грустных), картонные прямоугольники синего, зеленого, желтого, красного цветов со слогами: ма, мо, му, ортопедическая дорожка, покрытая камушками, ёмкость с горохом, разноцветные рыбки, мини-фантан, шапочка с изображением рыбки, мяч.
Речевой материал: слоги: ма, мо, му, мы. Мы пойдём к озеру. Какое у тебя настроение? Веселое, грустное. Я взял(а) красный цвет. Какой слог на брёвнышке? Мост. Мы пойдем по мосту. Куда мы пришли? Мы пришли к озеру. Лови рыбу. Какого цвета рыба? Рыба зеленая, рыба желтая, рыба красная, рыба синяя, рыбка белая, рыбка черная. Вода тёплая, вода холодная. Возьмите печатки. Поместите рыбку в дом. Какой формы дом? Прямоугольный дом, треугольный дом, круглый дом, квадратный дом. Что мы будем делать? Будем играть. Что мы делали? Мы играли. До свидания.

Рыбки весело плескались
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То сожмутся, разожмутся,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке:
Буль – буль – буль.

Один, два, три,
Первой рыбкой будешь ты.

Рыбка по морю плыла,
Рыбка камешек нашла.

Мы играли, мы играли,
Ни кого не обижали.
А теперь пришла пора
Всем сказать: «Пока- пока».


Психолог: Мы пойдём к озеру (табличка).
Но сначала я хочу проверить взяли ли вы с собой хорошее настроение.
Покажите, какое у вас настроение.
Какое у тебя настроение, Никита?

Дети: веселое (грустное).
Психолог: вижу, вы готовы: у Никиты весёлое настроение, Лиза радостная, Аня улыбчивая.
Чтобы пройти к озеру, нужно построить мост.
Мост нужно строить по схеме, посмотрите: сначала нужно взять красный цвет, затем зеленый и т.д. (предлагается образец из последовательно выложенных цветных брёвнышек).
Дети: я взял(а) красный цвет ( проговариваем вместе).
Психолог: сначала я возьму красный цвет (произношу и дактилирую одна, затем вместе с детьми).
На брёвнышке слог: ма (с помощью фонетической ритмики произношу слог одна, затем вместе с детьми).
Дети: ма (проговариваем вместе).
Психолог: какой нужно взять следующий цвет, Никита?
Никита: зеленый.
Психолог: какой слог на брёвнышке?
Никита: мо (Никита говорит один, затем произносят все вместе).
Психолог: Ма Мо Му Мы
Проговаривание хором: Ма Мо Му Мы.
Психолог: Лиза (за экраном), скажи (без экрана) мо (за экраном) и т.д.
Дети: называют слоги.
Психолог: у нас получился мост. Что у нас получилось?
Проговаривание хором: мост.
Психолог: скажем предложение: мы пойдем по мосту.
Проговаривание хором: мы пойдем по мосту (дактилируем, дирижируем).
Психолог: Аня, повтори предложение.
Аня: мы пойдем по мосту (проговаривает и дирижирует).
(Проходим по мосту).
Психолог: мы пришли к озеру. Куда мы пришли?
Проговаривание хором: к озеру.
(Дети садятся вокруг чаши с горхом, в горохе спрятаны разноцветные рыбки из соленого теста).

Психолог: кто живёт в озере?
Проговаривание хором: рыбы.
Психолог: давайте поймаем рыбок. Лиза, лови рыбу. Какого цвета рыба?
Лиза: (показывает табличку) зелёная рыба.
Проговаривание хором: зеленая рыба.
Психолог: рыбки любят плескаться в воде.
Давайте поплещемся вместе с ними (идём к мини-фонтану, мочим руки, вытираем руки).
Какая вода?
Дети: вода тёплая.

Физминутка:

Рыбки весело плескались
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То сожмутся, разожмутся,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке:
Буль – буль – буль.
(1, 2 строчки – дети складывают ладони лодочкой, имитируют движения рыбки.
3, 4, 5 строчки – ладони сведены друг к другу, сгибают и разгибают пальцы.
6 строчка – руки перед грудью, согнутые в локте, делают круговые движения «моторчик»).
7 строчка – с помощью фонетической ритмики произносят слова: буль – буль – буль.).

Психолог: рыбки заблудились и не знают где их дом
Поможем рыбкам?
Дети: да. (Берут рыбок, подходят к столу).
Психолог: возьмите печатки.
Поместите рыбку в дом (Дети берут домики для рыбок из картона, соответствующие их цвету. С помощью печаток и красок дети изображают рыбок в окошке домика).
Какой формы дом, Аня? (имя за экраном).
Аня: находит табличку.
Проговаривание хором: пря-, прямо-, прямоуголь-, прямоугольный дом.

Психолог: рыбки очень рады, они говорят вам: «Спасибо».
Давайте теперь поиграем.
Что мы будем делать?
Дети: будем играть.
Психолог: с помощью считалки выбирает «рыбку», надевает на неё шапочку с изображением рыбки.
Считалка:
Один, два, три,
Первой рыбкой будешь ты.
Дети идут по кругу, проговаривая слова:
Рыбка по морю плыла,
Рыбка камешек нашла.
«Рыбка» кладет «камешек» (мяч) перед любым из участников игры. Дети становятся спина к спине рядом с мячом. Остальные учащиеся проговаривают слова:
Один, два, три – беги.
Кто первый прибежит к мячу, оббежав кругом, тот и побеждает, становится «рыбкой».

Психолог: Что мы делали?
Дети: мы играли.
Психолог: рыбки уже устали, им пора отдыхать.
Возьмите рыбок и спрячьте их в тину.
(Дети берут изображенных в домиках рыбок, кладут их в светящиеся безопасные нити).

Засыпая, они любят смотреть на звёзды, посмотрим и мы. (Дети ложатся на коврики, включены световые эффекты в сенсорной комнате, играет музыка «Плеск воды»).

Мы отдохнули, пора прощаться с рыбками.
Проговаривание хором:
Мы играли, мы играли,
Ни кого не обижали.
А теперь пришла пора
Всем сказать: «Пока- пока».
(1, 2 строчки – дети идут по кругу.
3, 4 строчки – хлопают в ладоши, машут рукой и проговаривают слова: пока – пока).

Психолог: я хочу посмотреть, с каким настроением вы возвращаетесь в группу.
(Дети прикрепляют к панно смайлы).
Я очень рада, что настроение такое же весёлое.
Скажем друг другу: до свидания.
Проговаривание хором: до свидания.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД детей с родителями в средней группе. Кукла своими руками Конспект занятия по развитию речи на тему «Игрушки» в средней группе Методическая разработка НОД по развитию коммуникативной деятельности у детей средней группы Конспект игрового занятия по математике в средней группе ДОУ
Участник №72 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
Учитель и родитель: конфликт или сотрудничество | Способы эффективного общения "учитель-ученик"
Опубликовано: 295 дней назад (16 февраля 2016)
Просмотров: 1183
+45
Голосов: 45
Комментарии (46)
Елена Павловна Клетрова # 16 февраля 2016 в 19:58 +5
Хорошее, интересное занятие! Хорошо, что в занятии проработаны не только моменты психологической коррекции, но и речевой материал.
Надежда Алексеевна Рязанова # 16 февраля 2016 в 22:08 +6
Хорошее, интересное занятие!Голосую!
Александра Евгеньевна Александрова # 16 февраля 2016 в 22:14 +6
Добрый вечер, Мария Александровна. С удовольствием познакомилась с Вашим новым материалом. Сколько разнообразной деятельности Вы смогли совместить на занятии. Путешествие получилось плодотворным, увлекательным и захватывающим. Голос.
Татьяна Николаевна Дворецкая # 16 февраля 2016 в 23:00 +8
Мария Александровна примите мой голос №3 v
Светлана Александровна Баскакова # 16 февраля 2016 в 23:22 +9
Мария Александровна,добрый вечер! Хорошо,что у Вас есть сенсорная комната и возможность проводить в ней занятия.Ваше занятие очень актуально и эффективно в плане проведения коррекционной работы с детьми.В процессе работы у детей снимается усталость, дети успокаиваются,восстанавливают эмоциональное равновесие.А это уже профилактика психосоматических заболеваний.Очень важный аспект для всех без исключения!
Примите мой голос! Желаю Вам удачи!
Елена Владиславовна Пимонова # 16 февраля 2016 в 23:49 +6
Доброго времени суток, Мария Александровна! Большое спасибо за приглашение на Ваше занятие! Сенсорная комната сама по себе - это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности ребенка. Эффективность использования сенсорной комнаты заключается в том, что в отличие от традиционных методов педагогики в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие различного рода стимуляторов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка. Вы умело используете эти возможности сенсорной комнаты, занятие очень грамотное и методически верно оформленное.
Удачи Вам в конкурсе!
Примите голос.
Альбина Анатольевна Печникова # 17 февраля 2016 в 07:59 +6
Здравствуйте,Мария Александровна!Ваша сенсорная терапия очень важна для детей!Она снимает мышечное и психо – эмоциональное напряжение, помогает ребятам чувствовать себя комфортно.Отлично, что вы стараетесь развивать слуховое восприятие детей, побуждаете их к речевому общению друг с другом! Молодец! Примите мой голос № 6 с пожеланиями творческих успехов.
Евдокия Ивановна Киселева # 17 февраля 2016 в 19:31 +5
Мария Александровна! С удовольствием познакомилась с Вашим новым материалом. Сколько разнообразной деятельности Вы смогли совместить на занятии. Путешествие получилось плодотворным, увлекательным и захватывающим. Голос.
Ксения Алексеевна Круглова # 17 февраля 2016 в 19:35 +4
очень интересное занятие!я бы сама так расслабилась бы после трудового дня! hoho столько разнообразных заданий в одном занятии!!!могу представить восторг детишек после посещения такой волшебной комнаты!голос Вашему профессионализму!
Марина Викторовна Вицкова # 17 февраля 2016 в 19:53 +4
очень интересное мероприятие.голос.
Ольга Витальевна Шкодина # 17 февраля 2016 в 19:55 +5
ЗДРАВСТВУЙТЕ,МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА! ПРЕКРАСНОЕ ЗАНЯТИЕ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ!У нас в детском саду тоже имеется, но немного мы работаем в другом направлении. Все у Вас отлично, Вам ГОЛОС за формирование познавательной сферы, много игровых приемов, дети принимают такую деятельность на "ура"! joke
Тамара Александровна Новичкова # 17 февраля 2016 в 20:31 +6
Сколько всего интересного и познавательного в вашем занятии! Красочное оформление. Как замечательно, что есть детские сады с такими прекрасными условиями. Сенсорная комната даёт возможность полноценно, эффективно вести занятия с детьми. Занятие хорошо продумано, грамотно оформлено. В ходе занятия поставленные задачи были выполнены. Всего вам доброго. Удачи! Голос. +1
Светлана Рубеновна Гаспарян # 17 февраля 2016 в 21:12 +4
Прекрасное занятие! Оформление яркое, молодцы! Примите голос!
Приглашаю к себе в гости.
Светлана Геннадьевна Мещерякова # 17 февраля 2016 в 21:32 +7
Мария Александровна, спасибо за приглашение! Большой плюс, что у вас в ДОУ есть сенсорная комната. Мы с коллегами в школе о такой только мечтаем. Тактильные ощущения играют важную роль в жизни ребенка. Они проводник в мир чувств. Дают мощный толчок развитию речи и общению. Все речевые задания выполняются от простого к сложному, точная и четкая инструкция педагога помогает усвоению материала. Как порой трудно детям выразить свои чувства и настроение словами. Ваши игровые заданию помогают им в этом разобраться. Считалочка с "тактильной" рыбкой помогает ребенку раскрыться, чувствовать себя комфортно. Приемы использованные на занятие хороши в работе даже с детьми РАС. Мне понравилось Ваше занятие. С поставленными задачами вы прекрасно справились. Голос!
Ирина Анатольевна Князева # 17 февраля 2016 в 21:58 +6
Мария Александровна! С удовольствием познакомилась с Вашей работой! Очень хороший познавательный материал на усвоение сенсорных эталонов . Решены как образовательные задачи, так и воспитательные, соответствующие возрастной категории детей. Замечательный игровой контекст материала, вся работа протекает в форме игры, что является необходимым условием проживания малышами дошкольного детства. Мне всё очень понравилось! Дети многому научились и данное занятие это только подтвердило.
Удачи! Голос!
Елена Леонидовна Уточкина # 17 февраля 2016 в 23:06 +5
Мария Александровна. Вы представили очень хорошее, грамотно составленное занятие. Я позавидовала детишкам и сотрудникам Вашего учреждения, что у вас есть возможность проводить занятия в сенсорной комнате. Это так здорово!
Голосую с удовольствием.
Валентина Ивановна Никифорова # 18 февраля 2016 в 11:10 +5
Мария Александровна! Вы большая молодец , такое хорошее продуманное занятие нам показали! Здесь все коррекционные задачи выполняются в игре, И РАЗНООБРАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Это очень важно для таких деток.
ГОЛОСУЮ
Ионова Наталья Викторовна # 18 февраля 2016 в 17:15 +6
Спасибо за приглашение! занятие очень интересное и насыщенное! с удовольствием голосую!
Татьяна Александровна Жердева # 18 февраля 2016 в 17:17 +5
Здравствуйте, Мария Александровна. Спасибо за приглашение.Занятие ваше хорошее и очень интересное. В одном занятии скомплектованы разные виды деятельности. Очень понравилась физминутка. Дети на таком занятии будут активно работать. Желаю вам удачи. примите мой ГОЛОС.
Марина Александровна Андронова # 18 февраля 2016 в 19:39 +3
Мария Александровна, познакомилась с вашим занятием. Молодец, один вид деятельности сменяет другой, думаю детям было не скучно. Работа интересная, конечно голос!
Лилия Григорьевна Дунаева # 18 февраля 2016 в 22:16 +3
Мария Александровна, всегда с особым вниманием отношусь к работам психологов, ищу для себя что-то полезное, нужное в работе. Ваше занятие продуманное, задания интересные, к тому же выполняют коррекционные и познавательные задачи. Прекрасно, что для работы в Вашем учреждении есть такие замечательные условия. Примите голос.
Марина Эдуардовна Бондаренко # 18 февраля 2016 в 22:29 +3
Мария Александровна! Ваша работа содержит интересные познавательные задания, занятие продумано до мелочей. Красивое оформление. Молодцы. Примите голос
Алла Алексеевна Кондратьева # 19 февраля 2016 в 17:58 +5
Добрый вечер, Мария Александровна! Ваше занятие очень понравилось! Нестандартный подход к проведению занятия способствует достижению целей на 100%.Очень много разнообразных заданий, которые развивают слуховое восприятие, побуждают к речевому общению,снимают мышечное и психо – эмоциональное напряжение.Использование дидактических средств помогают Вам сформировать сенсорные представления у детей со сложными нарушениями в развитии,что является важной и актуальной задачей сегодняшнего дня.Примите мой голос!
Ольга Рандина # 20 февраля 2016 в 15:41 +3
Коррекционно-развивающее занятие в средней группе ДОУ заслуживает внимания и положительной оценки, Мария Александровна. Примите голос, желаю всего хорошего.
Светлана Александровна Черноусова # 20 февраля 2016 в 20:03 +3
Мария Александровна, спасибо за приглашение на коррекционно-развивающее занятие в средней группе ДОУ. Занятие интересное, развивающее, познавательное. Большие возможности для развития детей даёт сенсорная комната. Хороший развивающий материал Вы подобрали. Интересные задания. Голосую. Творческих успехов и удачи в конкурсе.
Вера Ивановна Божко # 21 февраля 2016 в 18:09 +3
Добрый вечер, Мария Александровна! С удовольствием просмотрела Ваше занятие. Очень интересный материал по сенсорике. Речевой материал даётся от простого к сложному. Словесные инструкции воспитателя понятны и доступны детям. Замечательные игры с рыбкой подобраны к каждому разделу занятия, что делает его увлекательным. Завидую Вам и Вашим деткам, что у Вас есть такая сенсорная комната, где можно не только заниматься, но и снять психоэмоциональное напряжение. Спасибо за приглашение! Творческих успехов Вам и мой ГОЛОС!!!
Виктория Олеговна Ляпина # 21 февраля 2016 в 20:36 +3
Очень понравилось ваше занятие в сенсорной комнате. Такие занятия очень важны, особенно для таких деток, у которых есть отклонения в здоровье. Понравились все этапы занятия. Много развивали речь. Ваши дети были движимы интересом к знаниям и к процессу добывания знаний и их увлекал не только учебный материал, но и сама деятельность. Голосую
Татьяна Витальевна Руднева # 21 февраля 2016 в 23:45 +3
Уважаемая Мария Александровна! Вы сделали замечательное занятие. Оно очень насыщенное, используется много наглядности, разнообразных приёмов. А Ваша сенсорная комната - это просто чудо! Удачи Вам и примите мой голос.
Татьяна Петровна Медведева # 22 февраля 2016 в 00:05 +4
Мария Александровна! С интересом познакомилась с Вашим коррекционно - развивающим занятием "Прогулка к озеру". Нестандартный подход к проведению занятия способствует достижению цели и задач. Использование дидактических средств помогают Вам сформировать сенсорные представления у детей со сложными нарушениями в развитии, что является важнейшей задачей сегодняшнего дня. Прекрасно, что для работы в Вашем учреждении созданы замечательные условия (сенсорная комната). Путешествие получилось увлекательным и познавательным. Голос
Татьяна Викторовна Грищенко # 22 февраля 2016 в 13:54 +3
Мария Александровна, ваше занятие заслуживает внимания и положительной оценки. Оно содержит хороший развивающий материал, интересные задания. Примите голос.
Нина Михайловна Мищенко # 22 февраля 2016 в 22:41 +2
Здравствуйте, Мария Александровна! Заглянула на вашу страничку, познакомилась с коррекционно - развивающим занятием для детей средней группе. Занятие насыщено разнообразными методами и приёмами: вопросы, схемы, проговаривание хором, физминутка, считалка, музыка, релаксация. Отличный коррекционный материал направленный на формирование познавательной сферы детей на основе сенсорной стимуляции. Всё очень доступно и понятно. ГОЛОС!!!
Людмила Александровна Щукина # 23 февраля 2016 в 00:27 +2
Здравствуйте, Мария Александровна! Мне очень понравилось Ваше занятие в сенсорной комнате. Дидактические средства, использованные Вами на занятии,способствуют снятию мышечного и психо – эмоционального напряжения.Мне понравилось панно для смайлов.Интересный прием Вы использовали с настроением веселым и грустным (возьму себе на заметку).Путешествие к озеру получилось познавательным, увлекательным, насыщенным.Примите мой голос!
Надежда Николаевна Кравченко # 23 февраля 2016 в 01:53 +2
Безусловно конспект занятия заслуживает внимания!Замечательно!ГОЛОС!
Ольга Ивановна Марченко # 23 февраля 2016 в 07:52 +1
Здравствуйте,Мария Александровна. Благодарю за приглашение. Очень понравилось ваше занятие. Думаю многие педагоги воспользуются вашей разработкой. Примите мой голос!
Валентина Валерьевна Саясова # 23 февраля 2016 в 15:37 +1
Мария Александровна, здравствуйте! Очень понравилось ваше занятие, многое беру на заметку.
Ольга Викторовна Стребняк # 23 февраля 2016 в 16:18 +1
Мария Александровна! С удовольствием познакомилась с Вашей работой! Очень хороший познавательный материал. Примите голос и пожелание удачи!
Наталья Николаевна Тупикова # 24 февраля 2016 в 06:25 +1
Мне очень понравилось. Примите голос
Светлана Васильевна Михеева # 24 февраля 2016 в 17:58 +1
Мария Александровна, очень позитивное занятие. Продуманы разные приемы работы, задействованы практически все органы чувств. У детей формируются сенсорные эталоны, которые в будущем помогут им более активно познавать окружающий мир и самого себя. На подобных занятиях формируется базовое психическое новообразование - комплекс доверия к миру. Умело используется художественное слово, что помогает создать эмоциональный настрой на занятие. Примите голос!
Марина Татенко # 25 февраля 2016 в 19:53 +1
Спасибо за приглашение! Занятие очень интересное и насыщенное! С удовольствием голосую!
Светлана Анатольевна Калиуллина # 26 февраля 2016 в 13:33 +3
Все задачи, поставленные вами был успешно реализованы. Поздравляю с отличной публикацией!Голос!
Елена Викторовна Гончаренко # 28 февраля 2016 в 07:18 +1
спасибо за приглашение. интересно было познакомиться с Вашими работами. Обязательно использую Ваш материал в свое работе, т.к. большое внимание уделяю развитию моторики у детей.
Александра Вячеславовна Устинова # 28 февраля 2016 в 21:03 +1
ГОЛОС!
Ираида Юрьевна Башлыкова # 2 марта 2016 в 21:02 +2
Мария Александровна, добрый вечер! С удовольствием познакомилась с Вашей работой!Как замечательно, что есть детские сады с такими прекрасными условиями. Замечательный игровой контекст материала, вся работа протекает в форме игры и великолепно используется художественное слово.
С удовольствием голосую!!!
Ольга Владимировна Гудым # 18 марта 2016 в 17:45 +1
Сколько всего интересного и познавательного в вашем занятии! Красочное оформление. Занятие хорошо продумано, грамотно оформлено. Мой голос. Удачи вам!
Татьяна Галютина # 28 марта 2016 в 10:12 +1
Мария Александровна,здравствуйте! Спасибо за приглашение! Занятие очень интересное, насыщенное.Все поставленные цели и задачи достигнуты. +1!
Наталья Анатольевна Кичигина # 2 апреля 2016 в 06:02 +1
Примите голос! Спасибо, замечательное занятие.