Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в подготовительной группе. Путешествие по России

Познавательное занятие «Путешествие по России» (подготовительная группа)
Цель: Дать детям элементарное представление об особенностях географического положения нашей страны; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Обогащение активного словаря. Воспитывать любовь, бережное отношение к живой природе.
Материалы к занятию: картинки, плакаты с изображением животного и растительного мира России, фигурки животных, мягкие модули.
Предварительная работа: предложить детям вместе с родителями подготовить коротенький рассказ про животное, живущее в нашей стране; для опыта: утром намочить 2 кусочка ткани. Один положить на батарею (подоконник), другой – свернуть трубочкой и положить рядом.
Ход занятия:
- Ребята, я давно мечтала отправиться в путешествие. Вы не составите мне компанию?
- Как называется континент, на котором мы с вами живем? (Евразия.) Это сложное слово, потому что состоит из двух: Европа и Азия. Большую часть этого континента составляет наша страна. Как она называется? (Россия) Давайте составим маршрут. Я вам предлагаю отправиться через всю страну. Сначала в степь, затем в смешанный лес, тайгу и тундру.
- Как вы думаете, на чем можно совершить путешествие? Удобней всего на поезде, т.к. на нем мы сможем увидеть красоту и многообразие природы родной страны. А в тундре мы пересядем на сани запряженные оленями. Давайте же побыстрей построим поезд.
- Чтобы нам было не скучно, я взяла с собой игры.
Мы с вами проезжаем степь. Здесь нет деревьев, одна трава. Огромные просторы!
- Подумайте, почему отсутствуют деревья в степи?
- Правильно, в степи лето длинное и жаркое, дождей не хватает. Чтобы понять, почему же нет деревьев в степи, рассмотрим наши кусочки ткани.
-Какой из них высох? Тот, что был расправлен. Другой, свернутый,
остался мокрым. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью.
-На что похожи листья? На расправленную ткань. В жару они очень быстро высыхают. А трава и цветы с их узкими и мелкими листьями способны экономить воду.
-Как вы думаете, какие животные живут в этих местах?
Травоядные. Раньше их было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки. Но люди все больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие
лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.
Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки. Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А пищу они себе находят на поверхности.
Едем дальше.
- Что изменилось? (Появились деревья.)
- Подумайте, почему стали появляться деревья?
В этих местах чаще идут дожди, не такое длинное и жаркое лето, как в степи.
Давайте сделаем остановку и зайдем в лес. Лес - это удивительный мир, полный загадок и тайн. Лес – это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновенье не замирает жизнь. А сколько в нем разнообразных растений.
Послушайте стихотворение (можно это стихотворение заранее дать выучить ребенку):
Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может, вырастит дуб в три обхвата,
Березняк, ель, малинник густой.
Этот лес называется смешанным. Как вы думаете почему? В нем встречаются хвойные и лиственные деревья.
-Какие животные живут в лесу? На какие группы они делятся?
- А кто питается растениями?
- Как назвать этих животных одним словом? (Травоядные.)
- Кто охотится на травоядных? (Хищники.)
- А как назвать, например, медведя, который и ягоды ест, и мед, и рыбу, и небольших животных, то есть все? (Всеядный.)
- Кто хочет рассказать про лесного жителя?
Физминутка:
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И ничуть мы не устали.
-Давайте отправимся дальше. Садитесь в поезд.
Но вот картина стала меняться. Лиственные деревья стали попадаться все реже и реже. И так, мы оказались с вами в тайге.
- Какие деревья вы видите? (Ель, сосна, кедр, пихта.)
- Что у них общего?
- Как одним словом можно назвать эти деревья? (Хвойные.)
- Мы оказались с вами в хвойном лесу.
- Как вы думаете почему в этих местах могут расти только хвойные деревья? Потому что жесткая листва (иголки) этих деревьев надежно защищена от суровых морозов оболочкой.
Тайга огромна. Она занимает 1/10 часть суши, пригодной для жизни.
- Какие животные живут в тайге?
Тайга осталась позади, а впереди нас ждет тундра, Крайний Север.
-Ребята, посмотрите, я вижу вдалеке стадо оленей. Давайте на них продолжим путешествие по тундре.
Мы поедем, мы помчимся
На оленях утром ранним
И отчаянно ворвемся
Прямо в тундру на санях.
Мы узнаем, что напрасно,
Называют Север крайним
Мы увидим белых мишек
Наяву, а не во снах.
- Ребята, посмотрите, какая скудная растительность, только мхи, лишайники да иногда низкорослые березки, прижавшиеся к земле? Как вы думаете почему?
-Потому что летом большая часть тундры покрыта болотами.
В тундре воде мешает вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Поэтому-то и образуются болота.
Раз в тундре есть растения то, что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Кто же это? Северный олень, заяц. На них охотятся волки, песцы, полярная сова. Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях.
- Про каких животных Севера вы бы хотели рассказать?
- Мы проехали по всей нашей стране. Вот какая она у нас большая, как много живет в ней разных и интересных животных, сколько разнообразных растений растет в России. Вам понравилось наше путешествие? Мне тоже очень понравилось, я осуществила свою мечту и побывала в самых дальних уголках нашей страны.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы детского сада Итоговое интегрированное мероприятие в старшей группе Досуг в подготовительной группе: Мой любимый город Экскурсия с детьми подготовительной группы детского сада на Соборную гору
Занятие по математике в детском саду. Средняя группа
Опубликовано: 274 дня назад (3 марта 2016)
Просмотров: 560
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (4)
Татьяна Геннадьевна Мирошникова # 4 марта 2016 в 18:21 +2
Познакомилась с Вашей методической разработкой.
вы знакомите детей с такими понятиями, как Родина, Россия.
задания точно продуманы, соответствуют возрасту детей!
Материал заслуживает внимания!
Спасибо! Примите голос! Удачи!
С уважением!!!
Марченко Светлана # 10 марта 2016 в 18:49 +1
спасибо, Вам тоже удачи и творческого вдохновения
Вера Валерьевна Ляпина # 9 марта 2016 в 20:02 +1
Отличное знакомство детей с такими объемными понятиями. Конечно же в этом возрасте для многих это пока только слова, которые они повторяют неосознанно. Но со временем они для них будут много значить. Молодец! отдаю вам свой голос
Марченко Светлана # 10 марта 2016 в 18:51 0
Спасибо за комментарий, успехов в работе!