Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час на тему: Толерантность, 8 класс

Мы разные - в этом наше богатство. Сценарий открытого классного часа в 8-ом классе
Открытый классный час в 8-ом классе: Поговорим о толерантности
Разработка мероприятия посвящена Всемирному дню толерантности, отмечаемому по решению ЮНЕСКО (16 ноября). Актуальность темы подсказали последние события в межгосударственных и межконфессиональных отношениях в современном противоречивом мире. Материал может заинтересовать учителей, воспитателей, классных руководителей, педагогов – организаторов в процессе воспитания у учащихся общечеловеческих ценностей.


Цель: развитие у учащихся черты толерантной личности, воспитание чутких и ответственных граждан, открытых к восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
Задачи:
• изучить терминологию понятия «толерантность»;
• научить учащихся делать выводы и суждения на основе анализа источников (легенда, притча, рассказ, статья);
• развивать способность адекватно и полно познавать себя и других людей.

Мероприятие проводится в актовом зале школы и приурочено к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября (по решению ЮНЕСКО).
Оформление: на заднике сцены изображение глобуса в обрамлении человеческих рук, надпись разноцветными буквами, повторяющая название мероприятия.
Оборудование: в правом углу авансцены мультимедийный экран для демонстрации презентации, кадров кинохроники . На сцене стоят стулья для участников, расставленные полукругом. Компьютер и мультимедийный проектор расположены перед сценой. Используются музыкальный центр и звуковоспроизводящая акустическая аппаратура.
В мероприятии принимает участие школьный хор.
Ход мероприятия
Звучит музыкальное вступление (фрагмент из «Маленькой ночной серенады» В. А. Моцарта) на авансцену выходят учащиеся, звук микшируется, учащиеся читают вступительную часть (пролог). Стихотворение Майи Борисовой:
I ученик: Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке
И письма, не вернувшихся с войны.

II ученик: Есть ценности, которым нет цены:
Тугие складки мраморной туники
У тонких ног Самофракийской Ники,
И крылья, что, отсутствуя, видны.

III ученик: Есть ценности - самих себя ценней.
Прозрачный камень с маленького пляжа,
Но по ночам его целуют, плача.
Что по сравненью с ним — дары царей?

IV ученик: Нельзя велеть другому: так живи!
Но если занят ты одной заботой -
Приобретать вещественное что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви.

V ученик: Да будут все стада твои целы!
Живя в расчётах мелочного толка -
Преуспевай! Не покушайся только
На ценности, которым нет цены.

Звучит музыкальное вступление. Участники расходятся и садятся на стулья, одновременно выходит хор, исполняется песня «XXI век». После исполнения хор уходит.
Выходят ведущие (читают текст) (Приложение 1)

На экране демонстрируются кинокадры о президенте Нурсултане Назарбаеве и его огромной роли в установлении межнационального согласия в Казахстане, освещается деятельность и роль Ассамблеи народа Казахстана. Затем показывается сюжет о съезде лидеров мировых религий в г. Астане, о межконфессиональном согласии и диалоге культур и религий в многонациональном казахстанском обществе.
После кинокадров выходит хор. Исполняется песня «Мектеп-2030» (на казахском языке). После исполнения хор уходит.

Выходят 2 ведущих. Рассказывают легенду о Вавилонской башне (Приложение2)
После рассказа учитель задаёт вопросы учащимся:
1. Как вы думаете, в чём смысл легенды?
2. Что имеется в виду, когда о неспособных договориться между собой отмечают: «Они говорят на разных языках?»
Учащиеся отвечают на заданные вопросы (возможно привлечение и учащихся из зала, т.е. приглашённых).
Выходит хор. Исполняется песня на английском языке. Хор уходит.

Выходят ведущий и 4 исполнителя сценки. Исполняется сценка на сюжет древнееврейской притчи «Кто важнее» (Приложение 3), (исполнители в роли рта, носа, глаз и бровей). После сценки зрителям предлагаются вопросы для обсуждения:
1. На чьей стороне вы были бы в этом споре?
2. Что бы вы сказали героям этой сценки, чтобы прекратить этот конфликт?

После обсуждения выходят двое ведущих, рассказывают притчу «Устами младенца» (Приложение4 ). Задаётся вопрос залу: «Какая идея заложена в данной притче?»
Хор исполняет песню «День без выстрела на Земле».

Ведущий: Как вы думаете, каковы основные черты, присущие толерантной личности? Учащиеся называют эти черты, которые записываются маркером на доске:
Например:
терпимость, снисхождение, уважение, великодушие, сдержанность, сострадание, благосклонность, милосердие, человечность.
Учитель: Дорогие ребята! Какую полезную информацию вы сегодня получили? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? А что-то может и не понравилось? (учащиеся отвечают)
Учитель продолжает (держит в руках глобус): «Земля - это дом, в котором мы с вами живём. Дом - это и семья, и школа, и город, и страна, и весь мир. И везде необходимо проявлять терпимость, т.е. быть толерантными». А что бы вы хотели пожелать нашим гостям и всем жителям планеты Земля? Учитель передаёт глобус учащимся, и они, передавая его друг другу, говорят эти пожелания. (Например:
здоровья, счастья, терпимости, уважения, любви
и т.д.)
Финал. Звучит вступление. Хор и участники мероприятия исполняют песню «Самая главная профессия - быть человеком!»
Приложение 1
Вот уже полтора десятилетия МЫ живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы - все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему?
Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства - своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стали реальны. И это страшно.
Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность -ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.
Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Толерантности и её производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.
Толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском - готовность быть терпимым; во французском -отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском - быть по отношению к другим великолепным; в арабском - милосердие, терпение, сострадание; в русском - умение принять другого таким, какой он есть; в казахском - проявление уважения к ближнему.
Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденная ЮНЕСКО, а 16 ноября стал Международным днем толерантности.
Приложение 2
Легенда о Вавилонской башне /Пересказ Т. Литвиновой/
Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали. И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.
- Давайте соберемся все вместе и выстроим высокую башню! - сказал один.
Все обрадовались и закричали:
- Мы выстроим башню, мы выстроим башню до самого неба!
Выбрали высокую гору, и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из неё кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвёртые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню.
Все работают, всем весело, все поют. Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня. Город Вавилон. I
Башня строилась не год и не два. Одних кирпичей для неё понадобилось тридцать пять миллионов! И для себя пришлось ещё дома построить, чтобы было, где отдыхать после работы, а возле домов посадить кусты и деревья, чтобы птицам было, где петь.
А на горе с каждым днём все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху всё уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в чёрный, в жёлтый, в красный, в зелёный, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю - золотой, чтобы, как солнце, сверкала!
И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется среди людей сам бог Ягве.
Не понравилась ему их затея - выстроить башню до самого неба. Не захотел он, чтобы люди добрались до неба. «Это оттого они умудрились свою башню выстроить – подумал он - что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились!». И наслал Ягве на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унёс все слова, которые люди привыкли друг другу говорить…
Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они ещё не знали, какая беда их постигла. Кровельщики пошли к кузнецам сказать, чтобы те скорее ковали тонкие золотые листы для кровли, а кузнецы не понимают ни слова. И во всём городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.
Маляр кричит;
- Краска кончилась! - а у него получается:
- Номорпэнт!
- Ничего не понимаю! - кричит ему снизу другой, а получается:
- Жэнэком пренепа!
И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные другим.
- Виндадоры!
- Маракири! Бобэоби! Дзын!
- Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять. И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.
И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону - строить свои города. А башня стала мало-помалу разваливаться.
Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир, и люди понимали друг друга. И до сих пор на всех языках люди рассказывают эту сказку о недостроенной Вавилонской башне.
Приложение 3 Кто важнее? /Притча-сценка/
В мире и согласии жили друг с другом рот, нос, глаза и брови. Но однажды между ними разгорелся шумный спор. Начал его рот - поборник истины и большой любитель рассуждать. Он решил, что работает больше других, и потому явно незаслуженно находится ниже всех на лице. Он гневно обратился к носу:
- Эй, ты, нос! я способен рассуждать о том, что есть ложь и что правда ныне и в древние времена, а на что годен ты? И, невзирая на это, ты сидишь выше меня?!
- Хм, недовольно хмыкнул нос. - Разве не я различаю запах того, что ты ешь и что пьешь? Лишь с моего одобрения всё это попадает к тебе. Посему я не зря сижу выше тебя.
Глаза, понаблюдав за спором рта и носа, бросили на них презрительный взгляд и сказали с важным видом:
- Эй, вы, двое, а имеете ли вы вообще право спорить о том, кто выше, а кто ниже? Если уж на то пошло, то выше всех мы, глаза! Кончик кисти вблизи и край неба вдали - всё видим мы, глаза! Кто из вас сравнится с нами? Именно мы достойны самого высокого места.
Так хвастались глаза. Тут они заметили вдруг две темные брови, нависшие над ними, и сразу вспыхнули от гнева:
- Эй, вы! Все такие же черные, и годы вас не берут! Какой от вас прок, почему сидите над нами?
Брови услышали и недовольно нахмурились:
- Пусть от нас вроде бы и нет никакой пользы, но как бы выглядело лицо, если бы не было на нём бровей?
Приложение 4
Устами младенца… /Притча/
Однажды миролюбивые жители Земли попросили одного чрезвычайно могущественного волшебника прекратить все войны и кровопролитие на планете.
- Это просто, - сказал тот. - Я уничтожу всё оружие на Земле, и больше никто не сможет воевать.
- Прекрасно! - воскликнули люди.
Взмах волшебной палочки - и дело сделано.
Дня три на планете царил мир, пока большинство из тех, кто склонен повоевать, искали и не могли найти своего оружия. А поняв, что потеряли его навсегда, они смастерили копья из молодых деревьев и возобновили войны.
Когда это печальное известие дошло до волшебника, он сказал:
- Не беспокойтесь. Я уничтожу все молодые деревья, и эти драчуны больше не смогут воевать.
После двух-трёх дней бесплодных поисков молодых деревьев, пригодных для изготовления копий, воинственно настроенные люди, начали валить деревья-великаны, делать из них дубинки и опять возобновили кровопролитие. Волшебник истребил все большие деревья. Тогда люди изготовили ножи и мечи из металла. Он уничтожил весь металл на планете. Люди смастерили пращи и начали метать друг в друга камни. Пришлось уничтожить и камни. И тогда забили тревогу сторонники мира: ещё бы пропали все деревья, не стало металла и камней. Как теперь жить, что есть? Скоро совсем не станет растительности, и люди умрут, даже не воюя. Нет, это не решение проблемы.
Волшебник растерялся:
- Даже и не знаю, что теперь делать. Я бы уничтожил всё человечество, но, к сожалению, это пока не в моей власти!
Миротворцы впали в уныние, не зная, что предпринять. И тут к волшебнику обратился один умный ребёнок.
- Я знаю, как тебе поступить. Пусть люди почувствуют, как другие воспринимают их поступки. Если один причинит боль другому, пусть и он почувствует точно такую же боль, а если доставит кому-то радость, то пусть и сам почувствует радость. Тогда, наверняка, никто не станет причинять боль другому, потому что сразу же сам почувствует боль и будет вынужден остановиться.
Все прониклись величием мысли, изречённой устами младенца, а волшебник в точности воплотил его идею в жизнь. Он вернул все деревья, металлы и камни, и даже оружие, которое люди вскоре переделали в орудия труда.
С этого дня никто на планете не причинял страданий соседу, потому что тогда и ему самому пришлось бы испытывать боль. Напротив, люди принялись помогать друг другу, потому что им нравилось чувство радости, которое они испытывали при этом. И зажили они в гармонии и радости.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на 12 декабря - день Конституции РФ, 7-9 класс Сценарий внеклассного мероприятия для 8 класса на тему: Доброта Классный час «День Бородинского сражения» 8 класс с презентацией Разработка классного часа для 8-9 класса с презентацией. Красноярский край

Похожие статьи:

Классный час на тему Вредные привычки для 8, 9 класса

Классный час в 8 классе по теме «День воинской славы России»

Конспект классного часа для 8 класса по теме Изобретения

Конспект классного часа в 8 классе по теме Животные

Классный час в 8 классе по теме Дружба

Участник №159 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Развитие критического мышления учащихся на уроках истории
Опубликовано: 356 дней назад (13 декабря 2015)
Просмотров: 1970
+3
Голосов: 3
Комментарии (1)
Альбина Анатольевна Печникова # 12 марта 2016 в 17:40 0
Очень хороший классный час,Марат Нигаматжанович!Вы помогаете детям изучить терминологию понятия «толерантность», учите детей самостоятельно делать выводы и суждения на основе анализа источников (легенда, притча, рассказ, статья), развиваете способность адекватно и полно познавать себя и других людей,стремитесь к взаимопониманию! Отлично! Вашу публикацию я беру в закладки! Спасибо вам большое! +1 v