Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Из опыта работы учителя физической культуры. Ученики и физкультура

Ученики и физкультура
Понятие здоровье, данное Всемирной организацией здравоохранения, определяет состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Мотивация учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных потребностей. Движение - характерное свойство всякого живого ор¬ганизма и составляет для него абсолютную потребность. Потребность в движении является врождённой потребностью человека. Здоровье и физическая подготовленность детей подростков - важнейшие слагаемые здоровья физического потенциала всего общества.
На протяжении многих лет государство пропагандирует здоровый образ жизни во всей слоях населения. Из материалов 1986 года отмечено: «В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодёжи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своём физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вёл здоровый образ жизни». И по настоящее время проблему сохранения и укрепления здоровья решают многие социальные институты и важнейшую роль в этом процессе играет школа. На сегодняшний день назрела серьёзная проблема в ухудшении состояния здоровья широких слоёв населения, в том числе и детей. Физическое состояние и уровень физической подготовленности школьников оценивается как крайне неудовлетворительный. Многие факты вызывают тревогу за здоровье школьников. Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их физическое развитие и угрожает здоровью.
Современная школа должна стать местом для детей не только где их учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления здоровых, в полном определении этого слова, детей.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Образовательный процесс по физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, образовательный процесс в своем предметном содержании направлен на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально- технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно- оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Урок физкультуры отличается от других школьных предметов отсутствием многих поведенческих рамок, что одним детям даёт возможность чувствовать себя свободными и раскрепощёнными, а другим – уязвимыми и беспомощными.
Что вызывает страх у детей, когда им нужно идти на урок физкультуры?
1) Раздевалка. В раздевалках отсутствует контроль над поведением учащихся, в отличие от классного помещения, где присутствует учитель и регулирует взаимоотношения учащихся.
2) Выполнение упражнений среди одноклассников. Скромному и замкнутому ребенку сложно бывает раскрыться среди своих одноклассников даже в самых простых ситуациях.
3) Разные физические возможности учеников. Объектами насмешек и издевательств, как правило, становятся маленький рост, избыточный или недостаточный вес, плохая координация движений, физические недостатки. Школьники очень нетерпимы к отклонению от нормы.
4) Поведение учителя физкультуры. Самовыражение ученика на уроке физкультуре включает в себя и физический, и психологический, и интеллектуальный аспект, чего нет на других уроках. И к этому может быть проявлено непедагогичное отношение.
Среди самых распространённых ошибок учителей физкультуры можно выделить:
- унижение физических качеств ребёнка и его личности в целом. Критика ученика во всеуслышание по поводу возможностей его тела и духа, интеллекта и сообразительности;
- строгость в оценке физических качеств учащегося. Н е все школьники смогут их выполнить ввиду своих разных физических возможностей;
- неспособность понять ученика. Почему он не выполняет упражнение, почему выполняет его неправильно, почему плачет и т.д.;
- неспособность разговаривать спокойным тоном. Громкий голос для учителя физкультуры – это важно, но ещё важнее общаться неконфликтным тоном;
- не педагогичность в отношении к некоторым ученикам. Это может быть как залог излишней критики одного ученика, не заслуживающего этого, так и подкрепление поведения хулиганистого авторитета, которого необходимо опустить с небес на землю.
5) Неудачный исход спортивной игры. Часто можно услышать, как кого-то обвиняют в поражении всей команды, сваливают всю вину.
6) Возможность получения физической травмы на уроке. Известно, что любая травма у ребенка – это стресс для него. Боязнь получить травму сковывает ребёнка.
7) Не правильно подобранный инвентарь. Чаще всего проявляется на занятиях по лыжной подготовке. Большие или слишком маленькие лыжные палки или сами лыжи, не удобное крепление для лыжных ботинок, которое он самостоятельно ни снять, ни одеть не может (начальное звено).

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии говорят и пишут об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

Существует несколько методов и путей решения этих проблем:
1. Повышение двигательной активности школьников.
2. Эмоциональный климат урока. Комфортное начало, и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача учителя - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
3. Музыкальная терапия. Музыка может использоваться как оформление фона урока физической культуры

«Если одностороннее развитие человека будет продолжаться, то оно может привести к формированию неполноценных (уродливых) людей, у которых одна сторона личности развивается за счёт подавления всех остальных»

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).

«В здоровом теле - здоровый дух»
Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 н.э.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по физической культуре для 2 класса Конспект урока физической культуры для 6 класса. Основные элементы работы с мячом по мини-футболу Конспект урока по физкультуре во 2 классе школы 8 вида Обучение игре в волейбол школьников 13-14 лет
Спортивный праздник в школе. Сценарий
Опубликовано: 362 дня назад (14 декабря 2015)
Просмотров: 1266
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!