Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект по формированию целостной картины мира

Тема: «Как жили славяне»
Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова» предки», понимание того, что Россия-страна большой многовековой историей.
Задачи:
Образовательная:
Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси православной;
способствовать проявлению интереса к историческим событиям и людям, прославивших Россию.
Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.
Развивающая: развивать
Зрительную память
Мышление
Развивать историческую память детей, познавательные способности.
Воспитательная: воспитывать
Воспитывать активность, самостоятельность у детей
Воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.
Воспитывать чувство дружбы, сплоченности, коллективизма.
Тип занятия – Усвоение нового материала
Предварительная работа:Чтение. Т. Коти «Моя первая книга о России».
Рассматривание альбома с национальными костюмами.
Оборудование: ИКТ, дидактическая игра «Найди пару».
Методические приёмы: использование ИКТ, наглядный материал, загадка, использование игровых технологий, беседа, вопросы. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка.
Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Ход занятия

-. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?
Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?
Д е т и. Русь, Русь деревянная.
Воспитатель читает стихотворение Дж. Родари» Всеобщая история»
Поначалу в жизни нашей
Было все не так, как надо.
Много сил вложили люди,
Чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок,
Чтоб подняться в горы
Без мостов речушки были,
Недоступны словно море.
Не было нигде скамеек,
чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей,
Ни большим, ни малым.
Были только у людей
Руки - только руки.
И трудился предок наш,
И не знал он скуки.
- Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?
Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени.
Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.
Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить?
Д е т и. Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое.
- . Дорога будет длинной, потому что было это очень давно.
2.Основной этап 25мин - Как вы думайте, кто такие предки?(ответы детей)
Предки - это люди , которые жили на нашей земле много-много веков назад.
- Первыми поселились на территории русской земли наши предки-древние славяне.
Славяне - значит славные, хорошие люди. Славяне были сильными, мужественными людьми. Как они выглядели?
Дети вместе с воспитателем описывают внешний вид славян: волосы светлые. глаза голубые, высокий рост.
Давайте рассмотрим одежду славян.
Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти
-Жили Древние славяне в деревянных домах- срубах, которые строили из бревен, сообща, помогая друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена человеку в одиночку.
В избе всегда считали святыми 3 места:
Красный угол В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.
Стол – это « божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь .
Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света .Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. В печи пекли хлеб, готовили пищу.
Физминутка
\ Поиграем в игру «Что было, что стало» (Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
Игра «Найди пару». Теперь давайте разделимся на две команды: посмотрим, кто быстрее с заданием справится. На столах лежат картинки Вам нужно найти пару. Потом мы обменяемся местами и проверим, все ли вы сделали правильно.
Молодцы ребята справились с заданием. Отправляемся в прошлое дальше.
-Нужно было защищаться и от диких животных и от врагов, поэтому вокруг поселка строили высокую колючую изгородь - частокол.
Мужчины занимались охотой и рыболовством.
Женщины собирали в лесу грибы ,ягоды и лекарственные растения: ведь аптек тогда еще не было. Жили славяне большими группами - ПЛЕМЕННАМИ. За то, что дома славян были из дерева, их поселения стали называться деревнями. Враги часто называли славян Русью. Поэтому и земли, на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями.
Постепенно славяне стали осваивать скотоводство и земледелие.
Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно. Так славяне научились выращивать хлеб. Только представьте, в те времена не было никакой техники и машин, которые помогли бы людям, все приходилось древним славян делать вручную: пахать землю, сеять семена, собирать урожай, молоть зерно. Печь хлеб. Вот какими трудолюбивыми были наши предки.
Не было в те далекие времена и магазинов, поэтому людям все приходилось делать самим.
-как вы думайте. Что было необходимо человеку для жизни в первую очередь?(ответы детей)
И одежду , и посуду, и обувь, и оружие для охоты- все славяне делали сами. Так появились первые ремесла и мастера, которые могли делать свое дело лучше других. Мужчины Были кузнецами, плотниками, гончарами а женщины ткачихами и швеями.
Постепенно деревни разрастались, становились все больше и больше. Стали появляться первые города. Самым главным городом Древней Руси был Киев.
Это был самый красивый и богатый город того времени. Слава о древнем Киеве разошлись далеко за его пределы.
Правил тогда великий князь Ярослав Мудрый. Его не зря прозвали Мудрым. Ярослав был очень справедливым и умным человеком. При Ярославе Мудром древнерусское государств стало расти и процвести и процветать. Русь стала одной из самих могучих стран того времени. А вот посмотрите как город Киев выглядит сейчас.
Ничего нет лучше , краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней.
Вспомни их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Н. Кончаловская.
Рефлексия.
-А теперь ребята пора назад в дет. Сад. Переводим стрелки часов в перед. Закрываем глазки. И вот мы уже в детском саду.Вот ребята мы и побывали в гостях у Древних славян. Что Вам понравилось?
Итог занятия:
-Кто такие предки?
-Как назывались наши предки?
-Как они жили?
-Назовите главный город Древней Руси?
-Что Вам понравилось в нашем путешествии?
- Что мы нового узнали?

Похожие записи:

Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста. Корова и телёнок настенное дерево "времена года" Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: Весна Игровое занятие в младшей группе
Опубликовано: 2908 дней назад (12 апреля 2016)
Просмотров: 2582
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!