Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Творчество Баха. Краткое содержание

Методическая разработка на тему: "МУЗЫКА 18 ВЕКА. ТВОРЧЕСТВО И. С. БАХА".
Данная разработка будет полезна для преподавателей ДМШ, ДШИ, учителей музыки СОШ. Матетиал предназначен для детей среднего и старшего школьного возраста.
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством И.С.Баха.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с произведениями И.С. Баха, проследить влияние музыки на внутренний мир учащихся;
• Отметить высокую человечность музыки;
Развивающие:
• Развивать эмоциональную сферу учащихся, сенсорный слух, музыкальную память;
• Формировать умение определять характер музыки, ее эмоциональное содержание;
Воспитательные:
• Воспитывать интерес учащихся к творчеству и духовному наследию И.С. Баха;
• Воспитывать симпатию к классической музыке и музыкальному искусству;
• Воспитывать духовно-нравственные качества личности;
В 17-18 веках меняется представление о церковной музыке.Теперь композиторыстремились не столько к тому,чтобы человек отрешился от земных страстей,сколько к тому,чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний.Появились произведения,написанные на религиозные тексты или сюжеты,но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви.Такие сочинения называют духовными,так как слово «духовный» имеет более широкое значение,чем «церковный».Основные духовные жанры 17-18 веков – кантата и оратория.Это произведения для певцов-солистов,хора и оркестра,имеющие драматический сюжет.
Возросло значение светской музыки:она звучала при дворе,в салонах аристократов,в общедоступных театрах.Сложился новый вид музыкального искусства-опера.
Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров,и в первую очередь инструментального концерта.Скрипка,клавесин,орган постепенно превратились в сольные инструменты.Музыка,написанная для них,давала возможность проявить талант не только композитору,но и исполнителю.Ценилась прежде всего виртуозность –умение справляться с техническими трудностями.
Композиторы 17-18 столетий обычно не только сочиняли музыку,но и виртуозно играли на инструментах,занимались педагогической деятельностью.
Наиболее известным из них был Иоганн Себастьян Бах ( 1685-1750 ).При жизни Бах славился как виртуозный органист и прекрасный педагог,но к музыке мастера отношение было слишком сдержанным.Творчество Баха настолько глубоко и многогранно,что современники не смогли оценить его по достоинству.Должно было пройти целое столетие,чтобы Бах получил признание как великий композитор. Музыканты всего мира начали играть музыку Баха,поражаясь её красоте и вдохновению,мастерству и совершенству.«Бах» по-немецки означает «ручей».Великий Бетховен так сказал о Бахе : «Не ручей! – Море должно быть ему имя».
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе в семье потомственных музыкантов.Первые навыки игры на скрипке он получил от отца. Имея превосходный голос, Бах пел в хоре городской школы.В возрасте 10-ти лет он остался сиротой, и заботы о нем взял на себя старший брат – Иоганн Кристофор. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. В 17 лет Бах уже играл на органе,скрипке,альте,пел в хоре. В дальнейшем он служил при дворе и в протестанских храмах: занимал должность органиста, придворного концертмейстера в Веймаре, а затем капельмейстера в Кёттене, был дирижёром хора, органистом и церковным композитором в Лейпциге, давал частные уроки.
Бах никогда не покидал Германию, более того, жил в основном не в столичных, а в провинциальных городах. Тем не менее, он был знаком со всеми значительными достижениями того времени в музыке. Композитор сумел соединить в своём творчестве традиции протестанского хорала с традициями европейских музыкальных школ.
Произведения Баха отличаются философской глубиной, сосредоточенностью мысли, отсутствием суетливости.Важнейшая особенность его музыки – удивительное чувство формы. Всё здесь предельно выверенно, уравновешенно и в то же время эмоционально. Различные элементы музыкального языка работают на создание единого образа, в результате достигается гармония целого. За свою жизнь композитор написал более тысячи вокально-драматических и инструментальных произведений.
Любимым инструментом Баха был орган. Композитор написал для него огромное количество произведений. Среди них хоральные прелюдии, хоралы, фантазии, токкаты, прелюдии, фуги, сонаты. Орган – один из самых величественных музыкальных инструментов. Он подобен целому оркестру. Этот духовой клавишный инструмент был известен ещё у древних египтян, греков, римлян. В западноевропейских странах он появился в седьмом веке. Вначале орган сопровождал церковное пение во время богослужения. Постепенно он превратился в сольный инструмент.
Современный орган состоит из набора деревянных и металлических труб, число которых доходит до нескольких тысяч. Органист сидит за так называемым игральным столом. На столе расположено несколько мануалов – клавиатур для ручной игры; внизу находится педальная клавиатура для ног. Все клавиши органа соединены с его трубами. Нажатие на клавишу даёт звук одной и той же высоты ,силы. При помощи переключения специальных рычагов звучание органа может приниматьокраску различных инструментов оркестра. Поэтому игра на органе требует большого мастерства.
Для органа Бах создал свыше 150 хоральных обработок.Хорал – это старинное духовное песнопение , основанное на народных немецких мелодиях. Чаще всего хорал был четырёхголосным. Исполнение народных напевов в церкви постепенно ослабило живость и яркость этих напевов. Баху удалось вернуть хоральным мелодиям первоначальную силу их выразительности.
Хоральная прелюдия фа минор представляет собой небольшую пьесу лирического характера. Вдохновенная поэтическая мелодия хорала звучит в верхнем голосе. Бах как будто поручает её гобою. Неторопливое, спокойное движение нижних голосов придаёт звучанию мягкость и особенную глубину.
(Звучит хоральная прелюдия фа минор

.
Огромной популярностью пользуется Токката и фуга ре минор для органа. В этом произведении соединились вдохновенность, полифоническое богатство и блестящая виртуозность.
(Звучит Токката и фуга ре минор

.
Среди клавирных произведений Баха огромную художественную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома (по 24 прелюдии и фуги в каждом ).Произведение это получило название «Хорошо темперированный клавир». Этим произведением Бах доказал, что все 24 тональности равнопрвны и звучат одинаково хорошо. Довольно известны прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Прелюдия оживлённая и подвижная, её отличает чёткий и энергичный ритм. Энергичная и оживлённая фуга имеет заметное сходство с прелюдией.
(Звучит прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»

.
Бах писал также и оркестровую музыку. Им написано 6 «Бранденбургских концертов», клавирные, скрипичные концерты, произведения для скрипки, виолончели.В оркестровых сочинениях Бах продолжал традиции Вивальди. Так же как и венецианский композитор, он стремился соединить строгость формы с богатством тембров, оригинальнымисочетаниями инструментов.«Жемчужина» его оркестра –корнет. Это узкая трубка с высоким, пронзительным звучанием. Корнет придаёт музыке праздничный, сочный колорит.
В последние годы жизни композитор почти потерял зрение и последние произведения он вынужден был диктовать. Смерть Баха прошла мало замеченной. О нём скоро забыли.
Большой общественный интерес к музыке Баха возник много лет спустя после его смерти. В 1802 году была издана биография Баха, написанная профессором И. Н. Форкелем. А в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха –«Страсти по Матфею». Впервые – в Германии –осуществляется полное издание баховских сочинений.

Рекомендуем посмотреть:

Казахский традиционный музыкальный инструмент Домбра Этапы обучения пению по нотам на уроках сольфеджио Конспект урока музыки для 2 класса на тему "Рождество Христово" Конспект урока музыки в 1 классе

Похожие статьи:

Музыкальное воспитание школьников во внеурочное время

Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ
Опубликовано: 2813 дней назад (6 августа 2016)
Просмотров: 18864
0
Голосов: 0
Комментарии (1)
Оксана Николаевна Однобурцева # 15 августа 2016 в 12:13 0
Вы написали реферат или сообщение о творчестве Баха. Но знакомя учащихся с биографией и творчеством И.С.Баха (это вы написали в целях данной разработки) хочется, лично мне, тоже, как учителю музыки, увидеть какими педагогическими технологиями и средствами, игровыми приёмами и методиками вы пользуетесь, чтобы детям на уроке этот материал преподнести, в чём ваша оригинальность методической разработки по Баху. А просто его биография, где только не написана в Интернете - куча сайтов. И ещё, ваша видео-ссылка на Хоральную прелюдию фа-минор не действительна.