Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Азы семейного воспитания детей

Выступление на родительском собрании по теме "Азы семейного воспитания"
ФИО: Дедкова Людмила Евгеньевна
Должность, место работы: учитель, МОУ "Прудищинский ЦО"

Описание материала: Выступление на общешкольном родительском собрании будет полезно, родителям, учителям, воспитателям.Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей.Поднимается вопрос, какую роль играет семья в воспитании ребенка.Родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей.

Цели: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка. Способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.
Роль семьи в воспитании детей.

Участники: учителя, родители, администрация школы.

Подготовительная работа: Плакат с надписью :
1) "Если ты думаешь на год вперед – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека".(Восточная мудрость)
2) "Воспитание - великое дело: им решается участь человека." (В.Г.Белинский.)
Выступление
:
Мало родить ребенка, его надо еще и воспитать. И это порой бывает сложнее, чем обеспечение ребенка всем необходимым.
Мне кажется, невозможно переоценить роль семьи в воспитании детей. Почему именно сейчас этот вопрос стоит так остро? Долгое время семью, хоть и считали ячейкой общества, но главную роль в воспитании отводили обществу, коллективу, школе и.т.д. Но мы то знаем, что испокон веков только семья является основой воспитания, мировоззрения, становления человека. Все начинается с детства. И это в действительности так. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека.
Да, современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это и материальные проблемы, ухудшение здоровья населения, изменение традиционных ролей в семье (особенно женщин), рост количества неполных семей. Из-за разводов около700 тысяч детей ежегодно лишаются одного из родителей. А ведь за этой цифрой горе каждого несчастного ребенка в отдельности.
Как же решать эти проблемы? Где найти ответы на сложные вопросы воспитания? Не нужно изобретать велосипед, все новое это хорошо забытое старое. Наше обращение к духовным традициям русской семьи поможет понять и изменить в лучшую сторону то, что происходит в семьях сегодня и в вашей семье в частности.
Начать разговор о воспитании мне хочется прекрасными словами Ф. М. Достоевского, которые он вложил в уста Алеши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание; и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь эдакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».
Действительно, человек так устроен, что ничего не забывает из того, что в его жизни было. Все хотя бы раз когда-то слышанное человеком, даже если он и не слушал, а просто слышал, остается в нем. Внутри нас есть, образно говоря, некий «видеомагнитофон», который постоянно включен и на который записывается абсолютно все - каждая наша мысль, каждое чувство, каждое наше желание, хотим мы того, или нет.
Задача родителей - сделать все от них зависящее, чтобы в памяти детей в их сознании и, что гораздо важнее в их подсознании осталось как можно больше того, что проникнуто добротой, любовью, правдой.
Задумайтесь, всегда ли наши дети слышат от нас только то, что им можно и нужно слышать? Становится даже страшно, потому что начинаешь понимать всю ответственность за грядущие поколения, которая возложена на каждого человека, и всю безответственность, которую мы упорно проявляем.
Поэтому воспитывать можно только силой примера, причем пример должен быть не нарочитый. Ничего не выйдет, если мы будем думать: вот сейчас на меня смотрит мой ребенок, и я покажу ему пример. Сын или дочь все равно увидят нас не такими, какими мы им пытаемся иногда себя представить, а такими, какие мы есть ежедневно, ежеминутно в отношениях с женой или мужем, с соседями, окружающими. Мы являем пример перемалывая кому-то косточки, не прощая ерундовой обиды, мы являем пример и говоря о возвышенном, переживая ближнему. Вот почему мы сами не должны делать того, чего не хотим, чтобы делали наши дети.
Очень плохо, когда другие оказываются свидетелями наших конфликтов. Но особенно вредно, когда это происходит на глазах наших детей, ибо становится бедой не только для нас, но и для них.
Я думаю, что многие со мной согласятся, если я скажу, что главная задача человека в этой жизни - научиться ЛЮБИТЬ. А где как ни в семье, в первую очередь, можно постичь эту науку? Однако и здесь не все так просто. Любить дальнего гораздо легче, чем любить ближнего. Но любовь к дальнему не может быть глубокой. Получается странный парадокс: Семья должна быть основана на любви ее членов друг к другу. И любовь здесь должна расти и совершенствоваться. Но в то же время, именно здесь она подвергается таким испытаниям, через которые не проходит больше нигде. Никакая лютая ненависть не сравнится с той, которая порой царит между членами семьи, утратившими любовь. Очень метко заметил Герцен; самое свирепое животное в своей норе с детенышами бывает кротким и ласковым; человек же, наоборот, именно в своей семье становится хуже самого свирепого животного. Слава Богу, так бывает не всегда, но все-таки часто. Стоит задуматься и над этим.
В семье мы должны научиться отдавать. Замечательному подвижнику Георгию Задонскому один человек написал письмо, где жаловался, что его никто не любит. Георгий ответил: «А разве есть такая заповедь, чтобы нас любили? У нас есть заповедь, чтобы мы любили». Семья как раз и является тем местом, где есть возможность научиться любить, В одной, древней молитве есть такие слова: «Господи, удостой меня понимать, а не искать понимания; утешать, а не искать утешения; любить, а не искать любви!»
Только преобладание положительных эмоций над отрицательными создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья, при всех свойственных ей заботах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките своих друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем»
Нужно всегда помнить о том, что в будущем наш ребенок будет копировать ту модель поведения мужчины или женщины, которую видел в своей семье. По мере взросления детей необходимо говорить с ними об интимных отношениях, и дабы что-то противопоставить растлевающему внешнему воздействию, выйти навстречу природному стремлению душ к чистоте. Чем больше света мы зажжем в душе ребенка, тем меньше будет в ней тьмы.
Скудость, монотонность домашнего быта приводит к тому, что дети испытывают эмоциональный голод. Павлов утверждал, что эмоция является для человека своеобразным энергетическим источником. Она необходима. Если нет положительных «зарядов», могут пойти и отрицательные. Один раз, другой, а там глядишь, человек научился получать удовольствие от того, что с нравственной точки зрения просто неприемлемо.
Родители - инстинктивно или сознательно - обычно поддерживают оптимистичное умонастроение ребенка, укрепляют его убежденность, что если сейчас хорошо, то потом во взрослой жизни станет еще лучше. Правда иногда приходится слышать: «Кому ты, кроме нас нужен? Или «Вот уйдешь во взрослую жизнь, узнаешь почем фунт лиха!» Это недопустимо Можно жестоко ранить подростка, потому что ему свойственно рваться в будущее, верить в свою удачливость. Нельзя отравлять эту веру. Поэтому в семье должно жить ощущение светлой перспективы, не омраченное страхом завтрашнего дня. Только в атмосфере положительных эмоций может родиться оптимистическая устремленность ребенка.
Порой в семье мы недооцениваем значение воспитания самобытной своеобразной личности. Как часто мы подгоняем ребенка под воображаемый образец, понуждаем его быть как все. Добиваясь послушания для своего удобства мы ссылаемся на авторитет общественного мнения, которое якобы не простит подростку того, сего, пятого, десятого. Мы не признаем за взрослеющим ребенком права на самостоятельность. Конечно нельзя воспитывать пренебрежение общественным мнением. Но нельзя прививать и безусловное, безоговорочное ему подчинение. Даже наперекор тому, что ребенку кажется верным, нужным.
Мне кажется, что сейчас во многих семьях недостаточное внимания уделено трудовому воспитанию. Любовь, как и вера без дел мертва. Она познается по труду, физическому или моральному, выполненному во благо другого. Дети жалеют усталую мать, а встать вместо нее у плиты не могут. Таких примеров можно привести множество. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и к людям, беспомощность даже в простейших жизненных ситуациях.
В трудовое воспитание входит отношение к школьным урокам и выполнение домашних заданий. Здесь полезно чтение дополнительной научно-популярной и исторической литературы по отдельным разделам школьного курса и различные дополнительные занятия. Важно приучить ребенка к труду и к работе мысли.
Сент - Экзюпери писал: "Работая только для материальных благ, мы сами себе строим тюрьму и запираемся в одиночестве. Все наши богатства - прах и пепел, - они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить". И, конечно же, очень важны совместные семейные увлечения -поездки, походы, занятия техникой, музыкой.

Если в семье царят бодрость, вера в будущее, если родители не пасуют перед трудностями и умеют по-настоящему радоваться победам, то и дети заражаются этим духом и учатся жить в оптимизме и в гармонии с самим собой.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей детского сада Воспитание ребёнка в семье Как воспитывать ребёнка в семье Выслушайте своего ребенка
Участник №33 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 августа по 30 ноября 2015 года
Стили педагогического общения
Опубликовано: 404 дня назад (29 октября 2015)
Просмотров: 724
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!