Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Карсунская ярмарка ремёсел

Конспект занятия. Карсунская ярмарка ремёсел.
Цель:
- Побуждать у детей интерес к народным ремёслам родного края.
- Формировать чувство глубокой сопричастности с людьми, создающими свои творения на родной земле.
- Воспитывать любовь к родному краю, уважение к своим предкам, сохранившим и возрождающим художественные ремёсла.

Зрительный ряд.
Изделия народного творчества родного края: прялка, короба для коробейников, стол с самоваром и угощениями; дети в русских народных костюмах.
Музыкальный ряд.
Русская народная мелодия «Коробейники» (грамзапись), русская народная песня «Прялица», частушки.
Литературный ряд.
Русские народные пословицы, загадки, считалка, русская народная игра «Горшки», «Челнок».
Раздаточный материал: шаблоны наличников, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, тряпочки, кисточки.
Активизация словаря: прялка, короба, коробейники, челнок.
Обогащение словаря: жарёха, корчага, горн, лыко, топталя, копаля.
Предварительная работа.
- Разучивание с детьми русских народных игр «Горшки», «Челнок»; пословиц о народных ремёслах; частушек, считалки, русской народной песни «Прялица».
- Экскурсии в Карсунский художественно-краеведческий музей, Карсунскую ткацкую фабрику, по улицам посёлка; рассматривание альбомов с иллюстрациями изделий народного промысла.
- Работа с родителями: изготовление атрибутов занятия, изготовление деталей костюмов, оформление альбомов ремёсел Карсунского края
Ход занятия.
Под русскую народную мелодию «Коробейники» в зал входят дети, садятся на лавки с двух сторон зала, 3 коробейника встают перед сценой.
1 коробейник.
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары,
Подаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки.
Наш товар посмотрите,
Задаром купите!
2 коробейник.
На ярмарке нашей
Давайте веселиться,
Петь, плясать, не лениться!
Мальчишки и девчонки,
Не стойте в сторонке!
Глаза пошире открывайте,
Ярмарку начинайте!
3 коробейник.
Гляньте, товара три короба!
Довольны будете здорово!
Девочка.
Чтоб такой товар продать,
Его мало показать!
Как товар похвалишь,
Так его и продашь.
Торг невелик,
А молчать не велит.
Поторгуемся, ребята?
Может, что приобретём!
1 коробейник.
Поторгуемся, девчата,
Заодно для всех споём!
Дети исполняют частушки.
1 мальчик.
Мы - торговцы-зазывалы,
Мы – ребята-молодцы!
Весь товар у нас на славу:
Ложки, гребни, бубенцы.
2 мальчик.
Подходите, примеряйте
Наши ленты и платки!
Время даром не теряйте-
Доставайте кошельки!
3 мальчик.
Ой вы, девочки-красотки,
Примеряйте каблучки!
При любой они погодке
И нарядны, и легки!
1 девочка.
Ох, торговцы-зазывалы,
Больно цены высоки!
Покупатель тут бывалый,
Тут народ не дураки!
4 мальчик.
Не торгуйтеся, мамаша,
Ваша дочка не плоха!
Разоденьте вашу Машу-
Вмиг найдёте жениха!
2 девочка.
Ничего себе обнова,
Ничего хорошего!
Это платье уж не ново
Это платье ношено!
3 девочка.
Коли парни сбавят цену
Иль дадут с отсрочкою,
Я кольцо себе надену,
Да ещё с цепочкою!
4 девочка.
Где, девчата, справедливость?
Есть товар, а денег нет!
Мне ж сегодня ночью снились
Новый фартук и берет!
Вместе.
Торговались, торговались,
Так положено у нас!
Чтоб на нас полюбовались,
Вышли все мы на показ!
Дети садятся на места.
1 коробейник.
А сейчас, ребята, вам
Трудный я вопрос задам:
Кто был на копаля,
Кто был на топталя,
Кто был на пожаре,
Кто был на базаре? (Глиняный горшок).
Достаёт из короба глиняный горшок.
Воспитатель. А что это значит: был на копале, был на топтале, на пожаре, а базаре?
2 ребёнок. В каждом селе есть свои народные промыслы. В селе Сухой Карсун, где живут мои дедушка с бабушкой – это гончарный промысел. Мой прадедушка Кузин И.С. из семьи гончаров. Начал он заниматься этим ремеслом в 14 лет, когда его отец ушел на фронт. У прадеда хорошо получались цветочницы. Вазы, горшочки, жарёхи, копилки. Делал он посуду из красной глины. А ещё есть глина синяя и пёстрая с маленькими камушками. Из неё делали большие корчаги и горшки для щей. Глину копают зимой в специальном месте, привозят домой, мнут ногами, потом руками, пока она не станет мягкой. Только потом делают изделия. Посуду обжигают в горнах (больших ямах, выложенных кирпичом). Прадедушка продавал посуду в разных городах: Казани, Уфе, Волгограде, Ульяновске.
(Рассказ сопровождается показом изделий из глины).
Воспитатель. В старину даже была русская народная игра «Горшки». Дети очень любили в неё играть. А давайте-ка, и мы, ребята, в эту игру поиграем.
Дети встают по кругу.
3 ребёнок.
Делу – время, потехе – час.
Поиграем мы сейчас.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались посчитать.
К нам сороки прилетели,
И тебе водить вели.
Русская народная игра «Горшки».
Описание игры. Дети делятся на пары, распределяются по кругу. В каждой паре один ребёнок сидит на полу – «горшок», другой стоит за ним – «хозяин». В центре круга «купец», он ходит по «ярмарке» (внутри круга), рассматривает «горшки», выбирает для покупки. Подходит к одной паре.
купец. Хозяин, твой горшок?
Хозяин. Мой.
Купец. Почём продаёшь?
Хозяин. По 5 рублей. (Ответы могут быть разными)
Купец. Ладно, беру.
«Купец» выходит из круга, берёт «хозяина» за правую руку. Они качают руками и поют вместе со всеми детьми: «Чичары, чичары, собирайтесь, гончары, по мосту, по насту, по лебедю горазду. Вон!» Со словом «Вон!» Хозяин и Купец разбегаются в разные стороны, обегают круг и возвращаются к сидящему «горшку». Кто добежит первым, становится «купцом», кто проиграл – «горшком», а сидящий «горшок» становится «хозяином».
После игры дети садятся на места.
2 коробейник.
У дядюшки Якова
Товару хватит всякого.
Тары-бары-растабары.
Что же это за товары?
Загадка: В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер. (Лапти).
Дети: Лапти.
2 коробейник. Правильно, лапти. (Достает из короба лапти).
4 ребёнок (в лаптях). Лапти плели из мягкого лыка липки. В старину говорили: «Липа Россию обувает». На год человеку нужно было 40 пар лаптей. А чтобы сплести пару, надирали лыка с 3-4 молодых деревьев. Вот какой вред наносили лесу! Снашивались лапти быстро. Посмотрите, да и мои уже протираются, но это не беда!
Поёт частушку:
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
Лапти липовые, лыком шитые.
Веселись-ка, народ,
Тятька новые сплетёт!
3 коробейник.
Не стесняйтесь, подходите,
Всё поближе рассмотрите.
Кати, Маши, Аня, Тани-
Шали, шёлк, льняные ткани.
5 ребёнок. Перед вами изделия из разных видов тканей. Ткачество – традиционное занятие русских женщин. В большинстве деревенских домов стояли ткацкие станки. Из полотна, которое ткали женщины, изготавливали одежду, полотенца, скатерти и многое другое. Сейчас ткань изготавливают на ткацких фабриках с использованием механизированных станков. А раньше ткали с помощью деревянных рамок и челнока.
Воспитатель. В Карсунском уезде даже была русская народная игра, которая так и называлась «Челнок». Давайте, ребята, в неё поиграем.
Русская народная игра «Челнок».
Воспитатель. У русского народа умелые руки не знали скуки. Он всегда славился трудолюбием. Вспомним пословицы о труде.
1 ребёнок. Глину не мять – горшков не видать.
2 ребёнок. Девицу веретено одевает
3 ребёнок. Нынче гуляшки, да завтра гуляшки – находишься без рубашки.
4 ребёнок. Не игла вышивает, а руки.
5 ребёнок. Не молот куёт, а молодец, что молотом бьёт.
6 ребёнок. Всякому молодцу ремесло к лицу.
Воспитатель. Вот, ребята, у всякого русского человека было своё умение, своё ремесло. Круглый год трудились люди. Даже во время осенних посиделок русские девицы и добры молодцы не сидели, сложа руки. Девицы вышивали, пряли – рукоделием занимались, сказки слушали да песни пели, а парни дом утепляли да приукрашивали.
Девочки исполняют русскую народную песню «Прялица» с импровизацией. Мальчики украшают наличники аппликацией.
Воспитатель.
Умелые руки не знают скуки.
Наши малыши постарались от души.
Чтобы и вы с базара не ушли без товара.
Дети дарят гостям поделки.
Воспитатель. После ярмарки девицы и молодцы устраивали складчину и задавали весёлый пир.
6 ребёнок.
Гостей величайте,
На чай приглашайте.
С пряниками, сушками,
Пышными ватрушками!
Дети приглашают гостей на чай в группу.
Из зала дети выходят парами.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД по логопедии для старшей группы Методическая разработка конспекта экскурсии для детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей детского сада. Права детей
Опубликовано: 259 дней назад (20 марта 2016)
Просмотров: 737
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!