Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Введение дошкольников в систему социальных отношений

Из опыта работы воспитателя ДОУ
Введение дошкольников в систему социальных отношений посредством формирования навыков сотрудничества в различных видах деятельности.
Дошкольное детство является сензитивным периодом в развитии и становлении эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Опыт общения, приобретенный ребенком в дошкольном возрасте, является тем фундаментом, на котором будут строиться его отношения с другими людьми. Этот опыт может и должен быть позитивным, от него зависит дальнейшее успешное личностное и социальное развитие ребенка, а следовательно, его судьба.
ФГОС ДО задают нам направление в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «… развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий,…, готовности к совместной деятельности со сверстником…»
Введение ФГОС ДО требует необходимость пересмотра системы взаимодействия с детьми (не делай как я, а делай со мной).
Наблюдения за детьми второй младшей группы в начале учебного года позволили выявить, что дети испытывают определенные трудности в установлении доброжелательного, дружеского отношения со сверстниками, дети относятся эгоистично по отношению друг к другу, не умеют и не желают считаться с желаниями других детей, их эмоциональным состоянием, сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный характер. Проанализировав состав наших семей- ( 50% семей - один ребенок, 20 % - три ребенка, 30 % - двое детей с большой разницей в возрасте), мы пришли к выводу, что навыков сотрудничества со сверстниками в семье дети получить не могут. Эту задачу необходимо решать в детском саду.
Познакомившись на краевых курсах повышения квалификации с методическими разработками Е.М.Фадеевой «Особенности обучения сотрудничеству детей дошкольного возраста», мы выстроили систему работы с воспитанниками нашей группы. Работу по формированию навыков сотрудничества мы начали на специально организованных занятиях по продуктивной деятельности (лепке, аппликации, конструированию) с обучения умению устанавливать контакт, договариваться о предстоящей совместной деятельности, посредством демонстрации данного умения взрослыми людьми. Воспитатель и помощник воспитателя демонстрировали процесс сговора, способы распределения материала, и сам процесс выполнения работы с образцами речевых формулировок (Например: «Какого цвета домики Вы будете приклеивать? И т.п.)
После просмотра детям предлагалось самим выполнить эту работу, выбрав себе партнера, используя словесные «клише»: «Спроси, согласен он работать с тобой? » Получив согласие партнера, дети переходили к организации своего рабочего места. Дальше дети работали самостоятельно, общаясь друг с другом. Дети лепили, делали аппликации, конструировали, объединяясь в микрогруппы по 2 человека.
Важно, чтобы содержание деятельности, которой занимаются дети, была им хорошо знакома, тогда внимание сосредотачивается не на способах выполнения, а на партнере.
Навыки сотрудничества у детей формируются постепенно. Вовлекая детей в различные виды содеятельности: дидактическую, игровую, культурно-гигиеническую и т. д., мы предлагали им достичь цели , которая на первом этапе предлагалась взрослым партнером, например, «Давай построим стульчик для куклы, я буду строить стульчик для своей куклы, а ты для своей.» ). Следующим этапом работы было создание условий для развития у детей способности ставить свою цель и достигать её, например: ребенок выражает желание помочь куклам, у которых нет чашек для чаепития, слепить их».
По нашим наблюдениям общение со взрослыми у ребенка (в норме) практически не вызывает затруднений. Дети охотно идут на контакт со знакомым взрослым.
А вот общение со сверстниками – не всегда имеет конструктивный характер. Это вполне объяснимо: дети 4 го года перерастают фазу эгоцентризма. Взрослый может «подстроиться» под ребенка, а сверстник не всегда это делает. В связи с этим мы уделили внимание умению детей взаимодействовать в детском коллективе ( в группе).Детей знакомили со способами приглашения к игре через демонстрацию этих способов, посредством игровых персонажей, а также координируя их общение: советами, подсказками, примерами, предложениями.
Следующим этапом нашей работы было обучение детей способам установления контактов с партнером посредством коммуникативных игр, способам распределения материалов и средств осуществления цели. На данном этапе использовались методы, побуждающие детей вступить в контакт, объединиться по симпатии, по интересу; методы нехватки материалов, вынуждающие детей прийти к согласию. Данную форму организации называют совместно-индивидуальная.
На втором году обучения навыкам сотрудничества работа педагогов выстраивалась следующим образом: в продуктивной деятельности учились работать в микрогруппах по 3 человека, когда у каждого члена группы предполагалось свое действие (вырезать, намазать клеем, приклеить). Воспитатель для показа приглашал двух детей, которые становились равноценными партнерами в деятельности. Выбор вида деятельности каждым членом группы, использование речевых форм в процессе работы, умение согласовывать свою работу в одном темпе – все это давало образец содеятельности в микрогруппе.. Далее эти двое детей выбирали себе партнеров и в самостоятельной работе старались использовать полученный опыт управления. Составы микрогрупп в каждом новом деле менялись и дети получали возможность проявить себя в роли руководителя. Такая работа готовит детей в дальнейшем к введению роли лидера.
Для решения задачи обучения детей планированию своей деятельности вводились условные обозначения, с помощью карточек дети учились способам распределения действий, планирование отдельных действий велось с помощью технологических карт-схем. Фиксация последовательности в виде картинок, условных обозначений
- демонстрация педагогом осуществления деятельности с опорой на условные обозначения
- рассматривание и обсуждение последовательности действий после деятельности.
Не менее важным направлением работы по формированию навыков сотрудничества являлось обучение детей способам разрешения конфликтов. С этой целью в группе был создан уголок дружбы, где дети могли посмотреть литературу на тему дружбы, правила для дружных ребят, так же была создана картотека мирилок. В своей работе мы используем следующий алгоритм решения конфликтных ситуаций:
- озвучивание проблемы,
- выслушивание конфликтующих сторон,
- нахождение решения устраивающего всех,
- принятие решения.
Очень выручают при разборе конфликтных ситуаций правила поведения группы, созданные вместе с детьми и принятые детьми, например, играет игрушкой тот, кто первый ее взял, а другой может эту игрушку попросить у играющего, каким-то образом договориться, предложить обмен. (показ)
Накапливанию опыта социальных отношений у детей способствует проводимая в группе работа по приобщению к информацонной культуре посредством медиапросмотров. В течение 3 лет дети знакомятся с классикой отечественной мультипликации. В каждом мультфильме заложены основы нравственных и этических норм. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого), формируют у них способность к сопереживанию, представления о добре и зле, учат справляться с трудностями и страхами.
Дети не только смотрят мультфильм, но и учатся его обсуждать, выражать свое отношение к увиденному, высказывать свое мнение. И учатся слушать других. Ставятся задачи формировать элементарные представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо; создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия; обогащать опыт оценки хороших и плохих поступков;
Ежедневно планировались дидактические игры на выработку уверенности в себе и внимательного отношения к окружающим. В младшей группе это были игры, направленные на формирование интереса к сверстнику, в средней группе детей учили вступать в контакт и вести диалог.
В своей работе мы пользовались следующими методическими приемами:
- демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;
- переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;
- создание ситуации недостатка материала;
- создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;
- выработка правил взаимодействия на занятии и фиксация их с помощью условных обозначений:
- особая организация пространства занятия;
- неинструктивная речь педагога и пр.
По результатам наблюдений за поведением и общением детей уже на втором году обучения сотрудничеству можно было отметить, что дети стали реже обращаться за помощью к взрослым, стали более самостоятельными, применяют полученные навыки решения конфликтных ситуаций. Дети чаще стали выполнять тот вид деятельности, который раньше им не очень удавался или нравился. Во время выполнения заданий в речи детей стали появляться советы друг другу, обращение за помощью к сверстнику, элементарное аргументирование.

Список литературы
1.Фадеева Е.М. Развитие сотрудничества со сверстниками у детей дошкольного возраста.
2.Лужецкая Т.А. О влиянии мультфильмов на сознание и психику ребенка. Санкт-Петербург. 2013.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие в начальной школе. Понятие поведенческой нормы и этикета Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Письменная характеристика компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Участник №13 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: Зима
Опубликовано: 60 дней назад (5 октября 2016)
Просмотров: 161
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!