Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: Зима

Конспект – сценарий образовательного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста "Зимние картинки".
Автор Дернова Любовь Владимировна, педагог первой квалификации МБДОУ "Добрянский детский сад № 8"
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по заучиванию стихотворения Сурикова "Зима" с элементами мнемотехники. Данная работа будет полезна педагогам детских садов, педагогам дополнительного образования.
Предмет (раздел программы): «Познавательное и художественно-эстетическое развитие»
Тема образовательного взаимодействия: «Зимние картинки». Содеятельность познавательно-эстетического характера, с элементами мнемотехники – заучивание стихотворения В.Сурикова «Зима».
Цель: обогащённые представления детей о начале зиме; условия для формирования образа зимы на основе активизации когнитивных процессов (память, эстетическое восприятие, познание, образное мышление) и возможностей речевой, художественно-творческой, продуктивной деятельности детей.
Ожидаемый результат (учебного занятия): эмоционально пережитое, обобщённое представление о зиме как времени года, субъективно-ценностное отношение к произведениям музыкального, поэтического и изобразительного искусства; образ зимы, «опредмеченный» в продуктах художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- упражнять детей в умении запоминать стихи, используя графическую схему (ассоциативные знаки),
- совершенствовать практические навыки выразительного чтения.
Развивающие:
- создавать условия для художественного восприятия произведений изобразительного искусства,
- способствовать проявлению самостоятельности в поисках способа передачи в движениях ментального образа зимы,
- активизировать когнитивные процессы (память, эстетическое восприятие, познание образов, мышление),
- активизировать активный и пассивный словарь;
Воспитательные:
-создавать условия для обогащения чувственно-эмоциональной сферы детей с помощью художественного слова, произведений искусств, музыки.
Ход деятельности
1 этап.

Цель: активизация внимания, эмоциональная установка детей на содеятельность познавательно-эстетического характера
Деятельность педагога:
- Доброе утро!
Чтобы утро стало добрым, можно начинать его не только с приветствия друзьям, но и с красивой музыки…(звучит отрывок из вальса Ф.Шуберта «Зима»
- Красивая, приятная музыка? Она плавная, как снегопад из крупных снежинок.
- А как вы думаете, о каком времени года нам может рассказать такая музыка?
- А как вы догадались, что это «рассказ» о зиме? Какие еще слова подходят для этой музыки
Ответы детей:
- Музыка плавная, как….снегопад;
светлая, как… зимний морозный день; нежная, как…. пушистый лёгкий, серебристый снег и пр.
- Скажите, пожалуйста, как ещё можно рассказать об удивительной красоте зимы?
Ответы детей
Деятельность педагога:

- Верно, молодцы, мы можем сами рассказать, о том какая бывает зима. А ещё писатели, поэты, художники, сказочники рассказывают нам о зиме по-разному, по-своему.
- Взгляните на нашу новую выставку - так о зиме рассказывают художники (выставка репродукций о зиме, в центре – 3 репродукции, а фоном ещё 2 сказочных)
Дети подходят к выставке из нескольких репродукций, три из которых в центре: К.Юона «Русская зима», И.Шишкин «Зима», И. Грабарь «Февральская лазурь»

К.Юона «Русская зима»

И.Шишкин «Зима»

И. Грабарь «Февральская лазурь»
2 этап. Любование художественными образами зимы (художественное познание)
Цель: практика художественно-эстетического познания действительности, «распредмечивания» идеи, замысла автора, определения главного художественного образа изображения.
- Как вы думаете, что удивило, поразило художников?
- Что привлекло их внимание и заставило остановиться?
- О чём художники захотели рассказать всем людям?
Ответы детей:
-О том, что зима бывает загадочной, удивительной и очень разной.
Деятельность педагога, вопросы к детям:
- Картины о зиме, написанные художниками, похожи, или чем-то отличаются?
- Чем похожи все картины?
- А чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей.
- На одной картине нарисована зима в лесу, она сковала лес, погрузила в волшебный сон, тишина и покой, спокойствие….; на другой снежная зима, все белым-бело от снега, очень много простора, чистого морозного воздуха…
- На третьей разноцветная зима, радостная, предвестие весны….
- тихое, тревожное – холодно и одиноко в лесу.
- весёлое, задорное - всё вокруг сияет от солнышка, березы стоят разноцветные, небо яркое, лазурное.
Деятельность педагога:
- Верно, вы молодцы, я совершенно с вами согласна, картины отличаются:
1. Содержанием – что видим на картине: лес, деревья и люди, снежные просторы.
2. Разной погодой зимнего дня: найдите самую холодную картину, самую тёплую картины.
3. Подбором разных красок: светлых, тёмных, ярких, разноцветных.
- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину Ивана Шишкина?
- Игоря Грабаря?
- Какое название вы бы дали этим «рассказам» художников о зиме?
- Хотите узнать, как их назвали сами художники?
Константин Юон назвал свою картину «Русская зима», Иван Шишкин - «Зима»,
Игорь Грабарь - «Февральская лазурь» (голубизна зимнего февральского неба)
- Попробуем соединить вместе настроение картины и музыку, выразим это в танце. Педагог включает музыкальные отрывки (П.И.Чайковский «Времена года. Зима. Декабрь», дети встают с ковра и выполняют пластический этюд.
Звучит следующий музыкальный отрывок (инструментальная музыка « Зима»), дети передают движениями рук, тела следующий пластический образ.
Под музыкальное сопровождение Антонио Вивальди «Времена года. Зима» дети показывают пластикой последний образ

3 часть: Чтение и образный анализ содержания стихотворения В.Сурикова «Зима»
Цель: практика освоения приёмов запоминания стихотворного текста (интеграция слова, образа, графической ассоциации)
Деятельность педагога:
- Послушайте, как о зиме рассказал поэт Иван Суриков. Когда я начну читать, закройте глазки и представьте зиму, такой, какой её увидел автор.
(Дети присаживаются на ковер и слушают стихотворение).
Педагог читает стихотворение

-Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо… падает,ложится.
Апод утро снегом поле забелело…, точно пеленою всё его одело. Темный лес…,
что шапкой принакрылся чудной…
И заснул под нею… крепко, непробудно.
Стали дни короче,Солнце светит мало,
Вот пришли морозы… и зима настала
- Какую картину зимы нам описал поэт?
- Медленно кружится снег, падает на землю, укрывая все белой пеленой. Неторопливо, осторожно приходит Зима. Тёмный лес засыпает,не слышно птиц,в него пришла тишина,дни стали короче, солнышка мало, приходят морозы, наступила зима.
- А мы с вами можем показать движением то, о чем говорится в стихотворении? Попробуем движением рук и тела передать содержание.
Педагог декламирует стихотворение.
Дети встают с ковра, договаривают строчки, показывают движением

4. Знаковое кодирование содержания стихотворения
Цель: развитие памяти; освоение мнемотехнического приёма, практика создания и использования знаковой системы с целью запоминания стихотворного текста.
Деятельность педагога:
- Вам понравилось стихотворение? А кто сможет рассказать его сегодня мамам, папам, бабушкам?
- А кто запомнил всё стихотворение?
- Хотите, научиться быстро запоминать любые стихи? -- Подойдите к общему столу. Попробуем вместе запомнить слова с помощью разных знаков.
- На каждое слово или строку стихотворения мы придумаем условные знаки, по которым быстро вспомним слова и то, о чём рассказывает поэт.
( дети предлагают свои варианты рисунков – знаков, «шифруют» слова в знаки, зарисовывают)
Педагог читает стихотворение построчно:

Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.
Вопрос к детям:
- Какими знаками зарисуем слова о снеге? (снег, пушистый, кружится)
-И под утро снегом поле забелело…, точно пеленою всё его одело.
А следующая картинка стихотворения о чем?
(подсказка: и под утро поле снегом …)
-Какими знаками зарисуем слова о поле (укрытом белой пеленою?)
Темный лес…, что шапкой принакрылся чудной…
И заснул под нею… крепко, непробудно.
- Какими знаками зарисуем слова о спящем под чудной шапкой лесе?
Стали дни короче, Солнце светит мало,
Вот пришли морозы… и зима настала
-Как поэт рассказывает про зимний день, про солнце? Какими знаками зарисуем слова о приходе мороза и наступлении зимы?( Работа детей над шифровкой стихотворения)
5. Рассказывание стихотворения
Цель: практика рассказывания стихотворения наизусть
Деятельность педагога:
- Попробуем рассказать стихотворение по нашим подсказкам все вместе. (Дети «читают» стихотворение, с помощью знаковых зарисовок и педагога, декодируют знаки в слова).
Игровое упражнение «Чтец».
-А кто расскажет всё стихотворение, как настоящий чтец? Четко и медленно проговаривая каждое слово, вспоминая слова автора и представляя картину зимы, о которой он рассказывает.( 1-2 ребёнка выразительно читают)
- Кто нам сегодня подарил новый рассказ-картинку о зиме? Правильно, поэт Иван Суриков.
6 этап. Практическая деятельность
Цель: авторский образ зимы - продукт, созданный самостоятельно средствами изобразительной деятельности
Деятельность педагога:
-Сегодня мы узнали, как о зиме можно рассказать «по-разному»: движениями танца, картинами, стихами, рассказами. А хотите нарисовать свою картинку зимы? - Я приготовила, очень много разных материалов, выбирайте, те, которые больше вам нравятся и за работу.
Педагог оказывает индивидуальную помощь, помогает оформить работу в паспарту.
- У вас получились удивительные и такие разные рассказы о зиме.
7 этап. Рефлексия
Цель: практика аналитических умозаключений, подведение итогов
Деятельность педагога:
-О чем мы сегодня узнали?
Ответы детей:
- О том, что о зиме можно рассказывать по - разному: с помощью музыки, картин, в стихах, танцем…
Деятельность педагога, вопросы к детям:
-Какой рассказ вам понравился больше остальных?
-Кому было удобно запоминать стих с помощью «рисунка - шифровки»?
-Кому было интересно показывать стихотворение под музыку?
-Кто расскажет стих дома родителям?
- Сегодня, вы сможете порадовать своих близких! И стихотворение расскажете, и вашей картиной о зиме полюбуетесь.
Предварительная работа
1. Беседа о зиме, наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы о признаках времени года «Зима» в рамках тематического проекта «Самые сказочные зимы…».
2. Обучение игре «Шифровальщики», обучение приемам кодирования и декодирования слова в знак и наоборот.
3. Знакомство с картинами К.Юона «Русская зима», И.Шишкин «Зима», И.Грабаря «Февральская лазурь»
4. Прослушивание музыкальных пьес П.И.Чайковского «Времена года. Зима», А.Вивальди «Времена года.Зима».
Оборудование и материалы:
1. Столы и стулья
2. Магнитная доска и магниты
3. Аудиоаппаратура, записи П.И.Чайковский «Времена года. Зима», А.Вивальди «Времена года. Зима», инструментальная музыка.
4. Репродукции картин И.Шишкина «Зима», К.Юона «Русская зима», И.Грабаря «Февральская лазурь».
5. Картинки сказочных пейзажей о зиме.
6. Разведенная гуашь пастельных тонов, кисти разных размеров, клей, цветные присыпки, цветной песок, бисер, конфетти и т.д., клей с блестками, мелкие самоклеящиеся детали, фломастеры, раскраски на тему пейзажей о зиме.
7. Тонированные листы бумаги А-4 и А-2, карандаши на каждого ребенка.
Приложения
Тонированные листы бумаги формата А-4


Присыпки


Ватные диски

Работы детей с занятия




Рекомендуем посмотреть:

Зимний досуг с родителями в подготовительной группе. Сценарий Конспект логопедического занятия на тему Зима в подготовительной группе Конспект НОД в старшей группе на тему: Зима Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: Зима

Похожие статьи:

Игры зимой для детей подготовительной группы (6-7 лет) в детском саду

Участник №92 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Дидактические игры для младшей группы ДОУ | Введение дошкольников в систему социальных отношений
Опубликовано: 417 дней назад (21 октября 2015)
Просмотров: 2456
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!