Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия к 9 мая для детей подготовительной группы детского сада «Фронтовое письмо - треугольник» с использованием технологии «Путешествие по реке времени»

Познавательно-исследовательская деятельность «Фронтовое письмо - треугольник» с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
Подготовила и провела воспитатель подготовительной группы
Крашенинникова Л.В.


Цель: познакомить с историей фронтового письма, научить складывать фронтовой треугольник.
Задачи:
Продолжать знакомить с понятиями прошлое и настоящее с помощью меток на панно «Река времени».
Познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во время Великой отечественной войны
(посылались в виде треугольников, сложенных из тетрадного листа без марок и склеивания).
Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами.
Развивать патриотические чувства, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.
Воспитывать уважение к защитникам Родины.
Форма: Занятие - исследование «Путешествие по «реке времени».
Методы: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: панно «Река времени», конверты и треугольники - писем военные лет, фотографии военных лет.
Предварительная работа:
Организация ППРС: уголок, посвященный ВОВ, папка-передвижка «Дети герои».
Подборка стихотворений о войне.
Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне.
Чтение рассказов: Ю. Симоненков «Письмо на фронт»,
А. Дементьев «Письмо отца», Е. Ф. Трутнева «Фронтовой треугольник».
Конструкт НОД
Воспитатель:Я вчера получила письмо и очень ему обрадовалась. Это письмо от моей подруги, с которой я не виделась много лет.
И мне захотелось поговорить сегодня с вами о том, нужны ли нам письма?
(ответы детей)
Воспитатель: Люди пишут письма и сообщения родным, любимым и друзьям, когда хотят поделиться какой-то важной новостью, передать свои мысли и эмоции, поздравить с праздником или знаменательной датой. Новые послания необходимо как можно чаще писать тем, кто вам дорог. Они являются проявлением вашей заботы и любви, жестом внимания.
Воспитатель: Необходимость разговаривать у людей появилась в древности. Скажите, пожалуйста, а вы знаете, при помощи чего раньше общались люди?(выслушиваю предположения детей)
Создаю для детей проблемную ситуацию, вовлекая в совместное планирование
Воспитатель: А хотите узнать? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что у вас узнать.
Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (настоящее)
А как будет называться время о прошлых событиях? (прошлое)
Воспитатель: Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад).
Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. Ребята вы любите путешествовать? Как вы любите это делать?
Воспитатель: А вы не хотели бы отправиться в путешествие по «Реке времени»?
Да, именно по реке. Оказывается, течет не только вода, но и время. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое, на несколько веков назад и побывать в гостях у наших предков.Садимся удобнее в наши скоростные лодки и в путь.
Воспитатель: И первая наша остановка называется «Древность». Наши предки не могли писать и читать, и приходилось им общаться при помощи рисунков. Вспомните, на чем они наносили свои первые рисунки? (выслушиваю ответы детей).(Показ иллюстрация рисунка на камне)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать самим написать письмо при помощи рисунков.
Например, изобразите на бумаге при помощи рисунка такую фразу "Я сегодня на охоте убил одного мамонта".
Дети выполняют творческое задание.
Воспитатель: Позднее информация передавалась дымом костров, ударами в барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов, которые заучивали текст наизусть и рассказывали его адресату.
Воспитатель: Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память.(показ иллюстрации)
Воспитатель: Вспомните, на чем еще писали люди в древности? (на глине, бересте, папирусе и т.д.), (показ иллюстраций)
Воспитатель:Наша следующая остановка «Старина». Ребята мы с вами уже много знаем о военном времени. Как вы думаете, что бы вы увидели, если бы оказались в тех далеких военных годах?
(ответы детей)
Воспитатель: Прошло уже более 70 лет после победы в войне. Я вам хочу показать фотографию своего дедушки. Он прошел через всю войну и вернулся домой живым.
(переходим на ковер групповой комнаты)
Воспитатель: Представим, что мы все с вами солдаты, а Марк наш командир. Он будет отдавать приказы, а мы будем их исполнять.
Физ.разминка:
Раз-два – аты-баты,
Три-четыре – мы солдаты.
Маршируем, как пехота.
Раз-два – повороты.
В кабину сели самолета,
Три-четыре, мы пилоты.
Вниз-вверх, вниз-вверх,
Наши крылья лучше всех.
А теперь на кораблях
Мы качаемся в волнах.
Сквозь бинокль вдаль посмотрим –
Нелегко служить на флоте.

Воспитатель: Ну, что устали немножко? Давайте присядем, отдохнем. Вот так и солдаты очень уставали. Отдыхали они очень мало. Как вы думаете, что они делали во время отдыха?
(ответы детей)
Воспитатель: А еще солдаты очень скучали по дому и по своим родным. Вот сейчас вы соскучились по маме, папе, бабушке? А как бы вы выразили им это?(ответы детей)
Воспитатель: В военное времена нашим прадедушкам уехать домой, просто так, было нельзя, командир не отпустит. Что делали люди?(писали письма)
Воспитатель: Солдаты во время отдыха писали письма домой. Но письма были не такие как сегодня.
(показ военного письма-треугольника)
Воспитатель: Как вы думаете, что за это письмо? (предположения детей).
Воспитатель: Это ребята – фронтовое письмо, написанное солдатом и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах.
Воспитатель: Какая форма у этого письма? Видите письмо без конверта, как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Это были тяжелые времена, найти конверт было трудно. Солдаты придумали складывать письма треугольником и отправлять домой. Писали солдаты, на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках.
Воспитатель: Во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма – треугольники жены, матери и дети солдат. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем может рассказать фронтовой треугольник?
(предположения детей: как найти родных, как проходил бой…)
Воспитатель: Послушайте письмо одного солдата.
(Тимур рассказывает сти-ие «Фронтовой треугольник» Е. Ф. Трутнёва)
Дорогие, мои родные! Ночь.
Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку.
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Воспитатель: Для солдат такие письма — не просто связь с родными. Оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья. Солдаты писали письма домой. Но не всегда успевали отправлять свои весточки, потому что начинался бой.
Воспитатель: А чтобы вы сказали в письме солдату?
(выслушиваем рассказы детей)
Воспитатель: Я думаю, такие письма понравилось бы каждому солдату на фронте и поддержало их боевой дух! К сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщали, что солдат геройски погиб в бою защищая нашу Родину.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я еще принесла! (письмо в современном конверте).
Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
И наша последняя остановка называется «Наше время».
Воспитатель: Чем же отличаются эти 2 письма? (ответы детей)
(у этих писем разная форм: одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. По цвету они тоже разные: конверт белый, разноцветный, новый, а другое письмо коричневого цвета, старое).
Воспитатель: Всем людям всегда приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это было важно во времена Великой Отечественной войны.
(пересаживаемся за столы)
Воспитатель: Каждый солдат слал домой военное письмо треугольником. Как сложить его знал даже новичок в военном деле. Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Письма не заклеивались. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную сторону оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком, чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведь письма ходили нечасто.
Воспитатель: И сегодня я предлагаю сложить такое письмо.
(дети складывают письмо-треуголку, используя схему и показ воспитателя)
Воспитатель: Давайте украсим наши письма, как открытку для ветерана.
(дети украшают свои письма рисунками).
Воспитатель: Я вам предлагаю вам самостоятельно расположить на нашей " Реке времени" картинки. Надо их расположить так, чтобы каждая картинка оказалась в своем времени. Чтобы не запутаться, объединимся в три группы. Одна группа будет выбирать картинки, которые относятся к «древности», другая, те картинки, которые относятся к «старине». А третья, то, что относится к нашему времени. Расположить картинки, нужно на ту остановку времени, где они возникли.
Воспитатель: Какая лента времени у нас получилась! Мне понравилось с вами путешествовать!
Я многое сегодня узнала. А что узнали вы? Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели показать ленту времени?
Воспитатель: Я предлагаю показать нашу ленту родителям и рассказать о том, какие раньше были письма у наших предков.
Воспитатель: Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место. Я предлагаю назвать ее остановкой нашего будущего. И вы подумаете, какие письма будут в будущем.
Вывод:
Знакомясь с фронтовыми письмами, дети узнали:
- что фронтовые письма были короткими, всего лишь на пол странички или страницу ученической тетради, но слова эти жгли сердце;
- как тяжело давалась победа солдатам; · что, каждое письмо наполнено тоской и болью за родной дом, семью;
- дети освоили технику застраивания бумаги и складывания письма в треугольник.







Рекомендуем посмотреть:

Игровая программа для подготовительной группы детского сада Конспект НОД в подготовительной группе к 9 Мая - День Победы Занятие - путешествие к "Мемориальному комплексу героям ВОВ" с детьми старшей группы Конспект НОД ко Дню Победы - 9 мая в детском саду. Подготовительная группа

Похожие статьи:

Сценарий спортивного досуга к 9 мая в подготовительной группе

Сценарий совместного праздника для детей и родителей подготовительной группы к 9 мая

Сценарии к 9 мая в детском саду. Старшая - подготовительная группа

Участник №5 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2017 года
Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ | Дед мороз из капроновых колготок своими руками. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 2517 дней назад (7 мая 2017)
Просмотров: 8296
+6
Голосов: 6
Комментарии (6)
Наталья Владимировна Солунина # 8 мая 2017 в 19:39 0
Патриотическое воспитание очень важно в наше время. Познавательный, доступный конспект. Примите первый голос и удачи в конкурсе!
Валентина Михайловна Скрипникова # 15 мая 2017 в 11:10 0
Патриотическое воспитание - это очень актуально! Конспект выполнен метолически правильно, очень интересно и познавательно!голос!
Вера Борисовна Камышенкова # 19 мая 2017 в 20:42 0
Приятно, что вы рассказываете детям о тяжёлом военном времени, развивая интерес к истории своей страны, воспитывая уважение к защитникам Родины. Мне хотелось бы посоветовать продолжить эту тему и на следующем занятии, нарисовать письма будущего.Думаю, будет интересно.Примите голос.
Елена Ивановна Буторина # 31 июля 2017 в 20:39 0
Уважаемая Лариса Владимировна! Очень трогательная, животрепещущая тема затронута в вашей публикации. Даже и не знаю, что сказать. Важно - да, нужно - да, даже громкие слова не нужны... В общем, примите голос поддержки за ваш материал. С уважением, Елена Буторина.
Виктория # 11 августа 2017 в 08:26 0
Очень интересное познавательное занятие! Ребятам предстоит посетить и эпоху первобытного общества, когда люди не умели писать, и проследить зарождение письменности, узнать на чём писали в древности, и окунуться в военное время, познакомиться с интереснейшими фактами о письмах времён ВОВ. Замечательно подобран материал, который призывает не только чтить прошлое, уважать и гордиться нашими дедами, но и ценить своих настоящих близких, общаться.
Евгения Владиславовна Кривицкая # 24 августа 2019 в 19:22 0
Здравствуйте, Лариса Владимировна! Замечательно, что в наше время педагоги сохраняют память о прошлом нашей Родины, о подвигах наших предков! Ведь патриотическое воспитание - важная часть воспитания маленьких россиян. Молодцы! Голос!