Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект интегрированной НОД по кубановедению в старшей группе ДОУ

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по кубановедению в смешанной старшей и подготовительной группах «Приходите в гости к нам»
Программные задачи: знакомить детей с жизнью, бытом, культурой Кубанского казачества.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Воспитывать любовь к малой Родине.
Словарная работа: макитра,глечик, рубель, скрыня.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение музея детского сада, беседы с детьми.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших пап, мам, бабушек и дедушек. Они для вас, самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать одним словом близких вам людей?
Дети: Родственники, предки, родичи.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые были до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату, наших дальних – дальних родственников – предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя и сказать: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!» Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в хату, в которой за прялкой сидит пожилая казачка.
Воспитатель: Смотрите дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да тут и хозяйка есть! Здравствуйте!
Казачка: (встает) – Здравствуйте, хлопчики и девчата!( низко кланяется). Зовут меня Александровна. Проходите в нашу хату, я гостям рада.
Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами хотели бы побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете, чем занимаетесь.
Казачка: С удовольствием расскажу. В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит костюм (показывает костюм казака). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает бурку. Кинжал и сабля подвешивается поясу каака.
Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывается мятое полотенце, с силой провожу, по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет возможность детям погладить, просит повторить название «утюга» - рубель).
Казачка: Очень любим мы казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены в моем доме вышивкой.
Дети: Полотенца, занавески на окне, простынка, наволочка на подушечке.
Казачка: Молодцы и умницы! (Подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Но, а чаем угощаю, конечно же, из самовара. Запомнили название моей посуды? (Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).
Воспитатель: Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.
Казачка: Какие же расскажите.
Дети: Конь казака – лучший друг.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садится.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: А еще, мы знаем много кубанских традиций
Казачка: Правда? А какие же?
Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью
На службу молодого казака провожают в добротной одежде, на коне и с хорошим оружием.
Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».
На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка: Ну и молодцы! Просто здорово. Все о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Дети рассматривают фотографии.
Казачка: А вот об одной казачьей традиции вы забыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбе, или на проводах в армию, а и в поле, и за прялкой и у люльки малыша. Сейчас как раз пора моей малышке и поспать и я спою ей колыбельную песенку. А вы возьмите этих кукол и покачайте их, (дети берут в руки тряпичных кукол). Казачка качает в люльке малышку и поет песню:
Ничь сизокрылая за викном
Спы, мое сэрдэнько, мырным сном!
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, квитки и дэрэвья сплят.
Ничь сызокрылая над сэлом,
Спы, мое сэрдэнко, добрым сном.
По окончанию песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает детям сделать тоже самое.
Казачка: А теперь, хлопчики и девчата подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (Чуть – чуть приоткрывает крышку).
Дети: Наверное, одежду.
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может вам понравиться.
(Дети наряжаются, кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку). Теперь вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.
Дети садятся на лавку и слушают.
Казачка: жили – были муж и жена. И было у них много детей. Семья было трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи рыбы, заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его и не было видно. Целый день он ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала его звать.
Ивасику приплынь до бэрэжку.
Ивасик приплыл на берег, а Баба – яга его цап - царап и унесла в свою избушку. Там приказала испечь его в печи к обеду. Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он ножками уперся и кричит: « Ой, не можу, не знаю як у пичку засадыть!» Служанка рассердилась, сама села на лопату, тут – то Ивасик сунул ее в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба – яга кинулась искать его. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси – лебеди, Ивасик просит их: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо».
А гуси ему в ответ: « Хай тэбэ задни визьмуть!»
Тем временем Баба – Яга уже совсем изгрызла ствол дерева. Пролетают мимо дерева последние гуси. Ивасик стал их просить: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо». Гуси взяли, и отвезли его в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: «А мэни краюху?»
Вся семья вышла на улицу, увидели Ивасика, ну и целовать, ну и обнимать, пирогом угощать. Гусей – лебедей накормили , напоили, и в дорогу прводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали.
Понравилась вам сказка? Все было понятно?
Бьют часы с кукушкой.
Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.
Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?
Дети: Глэчик.
Казачка: А для теста?
Дети: Макитра.
Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот « утюг».
Дети: Рубель.
Казачка: Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собою в дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. В добрый путь! И никогда не забывайте о своих предках, помните о них.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе. Путешествие по сказкам Чуковского Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с ЗПР Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Конспект НОД в старшей группе по теме «Как увидеть воздух».
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Символика Краснодарского края
Опубликовано: 34 дня назад (5 ноября 2016)
Просмотров: 68
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!