Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час 3 класс. Хлеб всему голова

Конспект классного часа в 3 классе
Автор: Шишта Лариса Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа № 1», Тюменской области, Сургутского района, г.п. Фёдоровский
Описание материала: предлагаю вам конспект классного часа, которое проводился 12 марта с учащимися 3 и 4 классов. Данный материал также можно использовать с учащимися 5 классов. Предоставленный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям внеурочной деятельности, вожатым.
Тема: Хлеб – всему голова
Цель:
показать детям значимость труда людей, благодаря которым мы обеспечены самым важным продуктом питания – хлебом.
рассказать историю происхождения хлеба;
раскрыть его значение для нашего народа;
воспитывать патриотизм, бережливость,
уважение к чужому труду;
расширить кругозор учащихся.

Задачи:
Сформировать у детей представления о том, откуда на столах у людей появляется хлеб: Научить бережному отношению к хлебу.
Воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.
Рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время;
Углубить и расширить знание детей о хлебе.
Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу.
Оборудование:
Зал празднично украшен. На боковой стене плакаты, изображающие сбор урожая. На столе, накрытом вышитым полотенцем, - хлеб, соль. В вазе стоят колосья. Плакаты - высказывания о хлебе:
1. Худ обед, коль хлеба нет.
2. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
3. Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.
4. Всходы – еще не хлеб.
5. Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
6. Хлеб – от земли, сила – от хлеба.
7. У кого хлебушко, у того и счастье.
8. У безграмотного – колос, а у грамотного – пять.
9. Не тот хлеб, что на полях, а тот, что в закромах.
10. Хлеб ногами топтать – народу голодать.
Запись: музыка И. Дунаевского «Урожайная», песня “Хлеб всему голова”, слова В. Балачан, музыка Николая Кудрина, песня «Баллада о хлебе», слова. Вл. Балачана, музыка В. Захарченко.
Звучит музыка И. Дунаевского «Урожайная»
Учитель: Чтобы настроиться на позитив, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям!
Ученик: Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!

Много запахов на свете, все, пожалуй, и не счесть.
Но у каждого поверьте, свой особый запах есть.
Кто-то любит запах моря, кто-то сена, кто-то трав.
Кто тут прав, не надо спорить, тут, наверно, каждый прав.
Но когда приносит ветер аромат хлебов с полей -
Нету запаха на свете мне дороже и милей.

Учитель: Почувствовали, какой запах, какой аромат? Вы догадались, о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу. Мы совершим виртуальное путешествие в страну «Хлеба», узнаем о труде хлебороба. А вдохновят нас пусть слова - «Хлеб – всему голова»!
Звучит песня “Хлеб всему голова”, слова В. Балачан, музыка Николая Кудрина
Ведущий: Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но иногда вместе с грибами и съедобными травами человек приносил в корзинке несколько зернышек.
1-й ученик: Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

2-й ученик: А в древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

3-й ученик: На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

4-й ученик: Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти “тарелки” собирали в корзину и раздавали беднякам.

Учитель: Ломоть хлеба! Всмотритесь в него более пристально, и вы увидите за ним тяжёлый труд земледельца, поиск учёного, древнее, но вместе с тем и вечно молодое мастерство хлебопёка. И как больно порой бывает, когда видишь ломоть хлеба, брошенный в грязь. Никогда не бросайте хлеб! Берегите его! Ведущий: Те, кто выращивает хлеб, знают его настоящую цену. Но некоторые дети, не задумываясь, бросают недоеденную булочку в мусорный ящик, пинают как хоккейную шайбу черствый бублик.

Ученик: Мальчишка примерно 13-ти лет

Бежал и ногою подбрасывал хлеб.

В него словно в мячик мальчишка играл,

Забрасывал в лужи и снова пинал.

А взрослые люди с работы шагали,

И взрослые люди все это видали.

Но хоть бы один ему слово сказал.

Играет мальчишка, ну, что же, скандал!

А разве те люди войны не видали?

А разве те люди не голодали?

Неужто они навсегда позабыли,

Как хлеба кусочек на сутки делили?

Снимите очки и захлопните книжку!

Я очень прошу – урезоньте мальчишку!

Остановите! Ему объясните!

Пусть он запомнит на тысячу лет,

Что самое главное в жизни – хлеб!

Учитель: Это стихотворение было написано поэтом, пережившим тяжелые годы войны. Он своими глазами видел, как люди умирали от голода во время блокады Ленинграда. Ленинградский блокадный хлеб... как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки. Но ленинградцы были рады и этому и продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе. В это тяжелое для всей страны время дети были помощниками старших. Они умели ценить каждую крошку хлеба (показ нормы хлеба в военное время).
Ученик: Хлеб! Что может быть важнее хлеба. В самом деле: коли есть на столе хлеб - остальное как-то легче прикладывается. Хлеб, как известно, может с успехом соперничать с золотым запасом, по которому принято определять, сколь богата или бедна страна. Хлеб-это солдат в дни войны, искусный пропагандист в дни мира. Не потому ли, кроме войн больших и малых, есть ещё одна война, или, точнее сказать битва, которую постоянно ведут люди – битва за хлеб, ибо она означает битву за жизнь на Земле.
Ученик: Хлеб достается очень трудно. В этом трудоемком процессе участвует много людей: пахари, сеятели, комбайнеры, пекари. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо?
Учитель: Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой. Хлеб.… Каждый день мы говорим о нем, слышим о нем, думаем о нем. Проснулись утром – и кто – нибудь из семьи спешит купить хлеб. Выйдешь на улицу и на вывеске читаешь: “Хлеб”. Мчится мимо фургон, на его кузове крупными буквами выведено “Хлеб”. Хлебом – солью встречают желанных гостей. Все, даже самое вкусное, может приесться, а хлеб – никогда, хотя мы едим его каждый день.
Часто можно видеть, как многие из вас, ребята, небрежно обращаются с хлебом, бросают его на пол, кидаются кусками хлеба. Это, видимо, потому, что многие дети не знают цены ему. Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы читали о блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны. 900 дней продолжалась осада города фашистами. Особенно страшной была зима 1941– 1942 гг. Жители города получали по 125 граммов хлеба на день. Это очень мало. От голода умирало до 8 тыс. ленинградцев в сутки. 630 тысяч жителей Ленинграда не увидели весны 1942 года. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Живой – значит победа!
Его отмеряли так скудно, так строго,
Его заливали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – ПАЙКОМ.
С соломой, мякиной, с трухой и со жмыхом –
Он все же казался желанней всего,
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба
Блокадного хлеба
125 грамм.
125 блокадных грамм –
С бедой и кровью пополам.
(показать кусок чёрного хлеба в 125 граммов)
Для детей блокадного Ленинграда хлеб означал – жизнь, так как они умирали от голода.
Песня «Баллада о хлебе», сл. Вл. Балачана, муз. В. Захарченко
Учитель: Страшным является дневник девятилетней ленинградской девочки Тани Савичевой, в которой она записывала слабеющей от голода ручонкой о том, как умирали один за другим члены ее семьи. Умерли 6 членов ее семьи, осталась она одна.
Вот что такое голод. Жизни шестерых самых дорогих людей, целой семьи оборвались на глазах девятилетней девочки Тани, самой младшей в семье. Ее дневник обошел весь мир как символ блокады, как одно из грозных обвинений фашизму. Такое страшное положение было не только в Ленинграде. Эвакуированные в Сибирь женщины, старики, дети копались в перепаханных полях, искали мерзлую картошку.
Человек, познавший нужду в хлебе, никогда не бросит кусочек хлеба. Вот что пишет Григорий Люшнин, переживший голод и ужасы лагеря смерти Бухенвальда:
Ученик:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем,
Сколько зерен лежит у пашен!
Вот собрать бы их вместе – да в кучу,
Хлеб бы выпекли белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой, под бомбежку!
Да, жалеть надо хлебную крошку!
Ученик:
Папа мне сказал:
- Перед этой пашнею шапку скинь, сынок.
Видишь, пробивается хлебный стебелёк?
Сколько в это зёрнышко вложено труда,
Знает только солнышко, ветер, да вода.
Перед ним на цыпочках тракторист шагал,
В сеялки и бороны трактор запрягал.
Перед ним, малюсеньким, крошечным зерном,
Долго думу трудную думал агроном.
Для него, для зёрнышка, через всю страну
Молодые ехали жить на целину.
Каждое зерно омыто человечьей каплей пота.
Нет, не может быть забыта эта тяжкая работа.
Ученик:
Ржаной росток зелёный оглядывает поле,
Смешной и удивлённый, как первоклашка в школе.
Его расти научит любой весенний дождик,
И каждый летний лучик раскрасит как художник.
Он вместе с близнецами так быстро станет взрослым,
Что скоро даже с нами померяется ростом.
Ученик:
Поле хлебное созрело, жатва жаркая близка,
И комбайн берётся смело всё собрать до колоска.
Время он беречь умеет, хлеб пожнёт и в тот же миг
Обмолотит и провеет, и нагрузит грузовик.
Повернётся руль проворный под уверенной рукой,
И опять польются зёрна золотой живой рекой.
Не ищите в этом тайны, ни, причём здесь волшебство-
Просто вёл штурвал комбайна мастер дела своего.
Ученик:
И растут не случайно среди наших друзей
Капитаны комбайнов, адмиралы полей.
Хлебу знаем мы цену, любим песню труда.
И отцовскую смену ждёт большая страда.
Хлеб не падает нам с неба, появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.
Взором радостным объемлю даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю, тем, кто трудится на ней!
Учитель: Ежедневно дома, в школьной столовой выбрасывается хлеб. Прошу вас – берегите хлеб, берите столько хлеба, сколько можете съесть.
Ребята, сегодня очень много сортов хлеба продается в магазинах. Давайте вместе назовем сорта хлеба: (бородинский, ------)
Учитель: Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за 60 лет?
-Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.
-Посчитайте, сколько это?
-А чтобы испечь одну булку нужно…
-А сколько нужно зёрен, как вы думаете? (10.000 зёрен)
-Это много или мало? (очень много).
-Горсть пшеницы.
-Я посчитала, что в этой горсточке -------зёрен.
-Теперь представьте. Сколько таких горсточек нужно чтобы было 10.000 зёрен?
-Я хочу сказать о цене хлеба.
Он – всему голова.
Всегда была цена одна
Она не та, что в магазине.
А та, что во поле цена.
Учитель: Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения.
Выходит девочка в русском народном сарафане выносит каравай.
Ученица: Если мы хоти кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
Учитель: Я вспоминаю, как впервые в деревне попробовала домашний хлеб, воздушный и белоснежный, с золотистой хрустящей корочкой. От него тянуло теплым аппетитным запахом, который наполнял бабушкину избу с русской печкой , из которой только что вынули высокие круглые булки . И этот аромат делал жилище обжитым и уютным . Мне сразу вспомнился труд агрономов, комбайнеров, трактористов - всех тех, кому я бесконечно благодарна за хлеб. Все они выполняют свое нелегкое святое дело ...
«Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» – гласит народная мудрость.
А нам сегодня тоже испекли каравай. Посмотрите, какой красивый, аппетитный. Мы приглашаем всех вас отведать наш каравай.

Рекомендуем посмотреть:

Туристический слет в начальной школе Конспект классного часа для 3 класса Классный час 3 - 4 класс. Мой друг - книга Тематический классный час по экологии, 3-4 класс

Похожие статьи:

Конспект классного часа в начальной школе: «Я – семья – Мордовия - Россия»

Классный час в 3 классе. Культура общения

Классный час в 3 классе на тему: Этикет

Классные часы в 3 классе

Классный час в 3 классе с психологом

Участник №86 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей». Апрель-май 2014 года
Классный час в начальной школе на тему: Дружба
Опубликовано: 933 дня назад (17 мая 2014)
Просмотров: 5598
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!