Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в старшей группе. Зимующие птицы

Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР "Зимующие птицы"
Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с речевой патологией показал, что комплексный подход наиболее эффективно помогает преодолеть тяжелые нарушения речи дошкольников.
Предлагаемый конспект по формированию лексико-грамматической стороны речи наглядно показывает, как на НОД можно затронуть комплекс задач, решаемых педагогами в процессе специального обучения в детском саду.
На примере воспитания любви и заботливого отношения к птицам, коррекционная направленность НОД переплетается с одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям – это нравственное воспитание, потому что, чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства, поведение, затронуть эмоции, а это, в свою очередь, будет способствовать речевому развитию.


Цели:
коррекционно-образовательные:
- формировать навыки словоизменения и словообразования;
коррекционно-развивающие:
- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы»;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:
предметные картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; кормушка, дидактическое пособие про птиц «Что забыл нарисовать художник?», искусственные ёлочки, пенёк, различные семена, кубик-кости.
Ход НОД:
1. Оргмомент
Дети входят в группу. Логопед приглашает всех детей встать вокруг него на ковре.
Логопед: Сейчас мы с вами, ребята, поиграем. Будьте внимательными, выполняйте только те движения, которые я назову:

В стороны руки: ими помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Руки в замок и назад.
Полетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Полетела, полетела, на … села
(… на головку, на плечи, на колени, на живот, на затылок и т.д.)
Сбивчивый момент: логопед периодически выполняет не те движения, которые называет.
Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом перед доской.

2. Сообщение темы НОД:
Логопед: Отгадайте загадки:
Чик – чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она? (ворона)

Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
Ведь ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)

Логопед: О ком мы будем сегодня говорить? (о птицах) Правильно вы догадались, мы сегодня поговорим о птицах. Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в тёплые края? (перелётные) Правильно, перелётные. А почему они улетают?
Ответы детей: холодно, птицам нечего есть …
Логопед: Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Как называются эти птицы (зимующие). Правильно, зимующие. Многих из них вы видели на улицах нашего города.

На доске укреплены картинки, изображающие перелётных и зимующих птиц. Логопед предлагает детям по очереди выбрать картинки с изображением зимующих птиц.
Каждому ребёнку логопед задаёт вопрос: Кого ты выбрал?
Ответы детей: Я выбрал воробья, (ворону, голубя, синицу, дятла, сову, снегиря, сороку).
Логопед: Какие птицы остались на картинках на доске? (перелётные)
С доски убираются картинки, изображающие перелётных птиц, прикрепляются выбранные картинки, кроме сороки. Показываю сороку. Какая она? (белая грудка, голова, крылья, хвост – чёрные, хвост длинный).
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем с сорокой.
Упражнение «Сорока».

ОКА – ОКА – ОКА –
Где живёт сорока?
(потереть ладони друг о друга)

ОКИ – ОКИ – ОКИ –
Не найти гнездо сороки.
(приставить ладони ребром ко лбу, как козырёк, и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

ОК – ОК – ОК –
На, поклюй-ка колосок!
(кулачками провести по крыльям носа)

КУ – КУ – КУ –
Попить лети ты на реку.
(раздвинуть указательный и средний палец «вилочкой» и растирать точки перед и за ушами)

КО – КО – КО –
А река-то далеко!
(мягкими движениями ладоней погладить шею сверху вниз)
3. Путешествие в зимний лес.
Логопед: Некоторые из этих птиц живут в лесу. Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие-экскурсию в зимний лес и посмотреть, как там зимуют птицы.
Дети строятся, звучит тихая музыка. Все отправляются в лес.
Логопед: В лесу много снега, надо высоко поднимать ноги, чтобы не увязнуть, не провалиться в снег.
Сопровождаемые логопедом, дети приходят на лесную полянку (вокруг «полянки» стоят ёлки, посреди поляны - пень).
Логопед: Стойте тихо, смотрите, не спугните птиц. Посмотрите, кто из птиц где сидит?
Ответы детей:
Ворона сидит ПОД деревом.
Сорока уселась НА пень.
Снегирь клюёт шишки НА ёлке.
Сова сидит В дупле.
Дятел стучит ПО стволу.
Воробей чирикает НА веточке.
Синичка сидит НА снегу.

4. Динамическая пауза.
Логопед: Ребята, мы с вами долго гуляем на поляне, замёрзли, давайте погреемся (в это время картинки птиц убираются):

Как у наших у ребят
Ножки весело стучат
Топ-топ, топ-топ,
Ножки весело стучат,

А устали ножки
Хлопают ладошки,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Хлопают ладошки.

Поиграем мы немножко
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем –
Их сжимаем, разжимаем.

А потом вприсядочку
Пляшут дети рядышком.
Книзу-кверху, раз и два –
Вот как пляшет детвора.

Логопед: Ну вот и согрелись. Ой, ребята, мы с вами громко играли, спугнули птиц. Давайте вспомним, каких птиц не стало (игра на развитие внимания и памяти «Кого не стало?»)
Ответы детей:
Не стало вороны ПОД деревом.
Не стало сороки НА пне.
Не стало снегиря НА ёлке.
Не стало совы В дупле.
Не стало дятла НА стволе.
Не стало воробья НА веточке.
Не стало синички НА снегу.
Логопед: А теперь пора домой. Возьмитесь за руки и пойдём.

5. Дидактическая игра «Кормушка»
Логопед: Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
Показываю кормушку.
Логопед: Мы кормушку смастерили и столовую открыли.
(логопед обращается к каждому из детей по очереди)
Ко мне на кормушку прилетел воробей, а к тебе стайка … (воробьёв), ко мне прилетел снегирь, а к тебе стайка … (снегирей, ворон, сорок, синиц, сов, голубей, дятлов).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой
Стайки на крыльцо.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Логопед: А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (ответы детей: зёрнышками, семенами и т.д.)
Логопед: Правильно. Я вам покажу семена, которыми можно покормить птиц.
Это семена дыни. Какие семена? – Дынные. Их ест синица.
Это семена от арбуза. Какие семена? – Арбузные. Их ест снегирь.
Семечки подсолнуха. Пшено. Как вы думаете, для каких птиц?
А ещё у нас есть сало, какая птица любит сало?
Логопед: Давайте посчитаем, сколько птичек прилетело к нам на кормушку. (дети бросают кубик-кости, сколько точек выпало на грани куба, столько прилетело птиц)
Логопед: воробей – Ребёнок: два воробья.
Логопед: ворона – Ребёнок: пять ворон. И т.д.

6. Игра «Картинки-загадки»
Логопед: Ребята, художник рисовал птиц, но работу свою не закончил. Что не дорисовал художник?
Детям раздаются карточки с неполным изображением птиц.
Логопед: Чего нет у вороны?
Ребёнок: У вороны нет клюва.
Логопед: Чего нет у воробья?
Ребёнок: У воробья нет крыльев. И т.д.
Логопед: предлагает детям сесть за столы и дорисовать картинки.

7. Итог НОД.
Логопед: О ком мы сегодня с вами говорили? Где мы побывали?
Дети вспоминают этапы занятия.
Логопед: какие птицы прилетали к нам на кормушку. (ответы детей)
Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе. Зимующие птицы Проект в начальной школе. Зимующие птицы Стихотворение о зимующих птицах для младших школьников Проект в начальной школе, 1 класс. Зимующие птицы нашего леса
Консультации для родителей детского сада. Семейная игротека
Опубликовано: 255 дней назад (31 марта 2016)
Просмотров: 404
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!