Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Традиционные формы работы с родителями в детском саду

Использование традиционных форм работы с родителями
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Каковы основные формы сотрудничества ДОУ с семьей? Охарактеризуем главные из них.
Посещение семьи ребенка
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости, и предусматривают более частые задачи. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем, настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. На это мероприятие приглашаются не только те родители, дети которых пойдут в детский сад, но и родители воспитанников этого ДОУ.
Беседы
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке).
Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Формы проведения консультаций различны: квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение».т
Консультации могут быть плановыми и неплановыми. Плановые консультации проводятся в ДОУ систематически: 3-4 в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду. Продолжительность консультаций 30-40 минут.
Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультации, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей.
Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения).
Общие собрания организуются 1-2 раза в год. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году. На них обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего ДОУ, задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На них родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
Родительские конференции
Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей». «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»), К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом . детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
«Круглый стол» с родителями
Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
Пример: перед тем как составить очередную наглядную консультацию, среди родителей проводилось анкетирование на тему «Здоровье наших детей», где на вопрос «Какую информацию вы хотели бы получить от педагогов?» большинство родителей отметили о закаливании детей. В связи с этим для них была представлена консультация в форме папки-передвижки на тему «Закаливающие мероприятия», где подробно описаны виды закаливания, методика их проведения. Также вниманию родителей были представлены фотографии детей во время закаливающих мероприятий в условиях ДОУ.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая газета для родителей детей подготовительной группы Семинар для родителей детского сада Встреча в детско-родительском клубе на тему: Новый год. Конспект Родительский клуб в детском саду. Тема: Весна
Взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе | Занятие-игра на тему: Осень для детей средней группы детского сада. Конспект
Опубликовано: 43 дня назад (27 октября 2016)
Просмотров: 337
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!