Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки в лицее

Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в лицее «выбор профессии-выбор будущего»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В период взросления подростка перед ним неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. "Кем быть?" этот вопрос становится важным не только для самого обучающегося , но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности в России.

Профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшеклассников. Ее решение связано с осуществлением поиска смысла жизни, самого себя. В процессе профессионального самоопределения происходит самопознание личности относительно будущей профессиональной деятельности

Одной из основных трудностей профессионального самоопределения является неумение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованием профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая обучающимся начиная с 6 класса определиться с направлением его дальнейшего обучения после окончания основной школы. Которое интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы и включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.

Данная система поддержки должна обеспечить формирование у школьников способности к сознательному и ответственному выбору, которая должна стать основой проектирования ими своего жизненного пути.
В основу программы положены следующие нормативные документы:
• Закон РФ «Об образовании»;
• Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
• Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;
• Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования
• Устав лицея

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание системы психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения с целью создания условий для активизации и процесса формирования психологической готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
• Изучение психологических особенностей обучающихся 7-11 классов и оказание им психолого-педагогической помощи в развитии представлений о социальных ценностях
• Расширение кругозора обучающихся среднего звена о мире профессионального труда
• Обучение способам принятия решений в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности обучающихся
• Организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих выдвинуть версии о предрасположенности школьников к тем или иным направлениям образовательной деятельности
• Развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа включает в себя 4 этапа психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Первый (ознакомительный) этап- предполагает собой более широкую информированность обучающихся 6 класса о мире профессий, их различной спецификой, а также повышение мотивации обучающихся к обучению, как одной из составляющей к получению будущей профессии.
Одними из основных форм работы на данном этапе являются групповые мероприятия: познавательные игры, показ видеофильмов, викторины, часы общения.
Второй (социально-ориентированный) этап – психолого-педагогическое сопровождение учащихся 7-8 классов, которое предполагает оказание информационной поддержки и консультационной помощи школьникам в определении их интересов к учебным предметам, сферам профессиональной и социальной деятельности.
Основные формы деятельности на первой ступени:
- анкетирование о предварительном запросе учеников, родителей, учителей;
- диагностика мотивов выбора, направленности личности, склонности и интересов.
- диагностика способностей: математических, речевых, социальных, творческих.
- составление карты совпадений предварительного запроса.
Результатом этапа является выявление интереса к предметно-образовательной сфере деятельности.
Третий (профильно-определяющий) этап – представляет собой психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 9 классов, предполагающее оказание им помощи в планировании первоначального образовательного маршрута, а также развитие способностей, которые позволят успешно адаптироваться к условиям профильного обучения.
Основными формами его осуществления являются:
- курс «Профессиональное самоопределение»;
- психолого-педагогическая диагностика;
- индивидуальные и групповые консультации для родителей и учащихся;
- адресные рекомендации учащимся;
- элективные курсы.
Разнообразие форм работы дает возможность школьникам сделать свой первоначальный выбор дальнейшего образовательного пути: продолжить обучение в профильном или общеобразовательном классе, в учреждении начального или среднего профессионального образования. Результативность психолого-педагогического сопровождения оценивается путем анкетирования учащихся, родителей.
Четвёртый (профильно-адаптационный) этап – это психолого-педагогическое сопровождение учащихся 10-11 классов, ориентированное на формирование у школьников готовности и способности строить личную жизнь и профессиональную карьеру.
Основными формами сопровождения являются:
- индивидуальные и групповые консультации для учащихся и родителей.
- психодиагностика личностных и профессиональных качеств;
- адресные рекомендации учащимся по результатам диагностики;
-элективные курсы;
- анкетирование учащихся по определению их готовности к профессиональному выбору;
- психологические странички, проводимые на классных часах.
Итогом последней ступени психолого-педагогического сопровождения является готовность учащихся к выбору своей дальнейшей образовательной и профессиональной карьеры.

Этапы психолого-педагогического сопровождения




Предполагаемые результаты реализации программы

Обучающиеся будут иметь представления:
- об учреждениях профессионального образования различных уровней, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;
- о процессе профильного обучения на старшей ступени школы; о своих правах и обязанностях, связанных с определением индивидуальной образовательной траектории; об образовательных учреждениях, в которых они могут получить полное общее среднее образование;
- о мире труда, основных группах профессий и тенденциях их развития;
- о ситуации на рынке труда и тенденции её изменения.
Обучающиеся будут уметь:
- анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений;
- анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
- анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности

Литература:
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
2. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 46. - 2000. - С. 8.
3. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 47. - 2000. - С. 6.
4. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ “Сфера”,. 1998. – 528
5. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. (Библиотека журнала “Директор школы”. – 1999 г. - № 6.
6. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
7. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 528 с.
8. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
9. Пряжников Н,С, Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).-М.:ВАКО,2005.- 288с.
10. Пряжников Н,С, Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.
11. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002. – 80 с.
12. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
13. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

Рекомендуем посмотреть:

Развлечение для дошкольников. Сказки в гости к нам пришли Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по островам» Конспект занятия по ритмике в подготовительной группе Мастер-класс. Новогодняя открытка "Снежинка" своими руками

Похожие статьи:

Городская ярмарка вакансий

Внеклассное занятие по профориентации, 3-4 класс

Занятие по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Конкурс для школьников «Мир профессий»

Игра по профориентации для школьников 6 класса «Я в мире профессий»
Опубликовано: 120 дней назад (12 августа 2016)
Просмотров: 281
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!