Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно

Мастер-класс с пошаговым фото "Элементы жостовской росписи"
Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
- выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
- закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;

Материалы и инструменты:
- альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);
- гуашь;
- кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
- палитра;
- баночка для воды;
- тряпочка для кисточки;
- ватные палочки.

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.


Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:
- замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);
- тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);
- прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);
- бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).
- чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);
- привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).
- уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).
Это очень долгий и сложный процесс.
Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. Я хочу предложить вашему вниманию облегченный вариант, доступный для дошкольников, который я использую в своей работе со старшими дошкольниками.
Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.
Ход мастер-класса:
Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока -
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной... (георгин).


Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.
По одной из легенд, георгины раньше росли только в королевском саду и охранялись как зеница ока. Однажды юный садовник выкрал цветок и посадил под окном возлюбленной. Садовника бросили в тюрьму, однако цветок перестал быть прекрасной тайной и стал доступен простому люду.
Согласно другой легенде георгина выросла, когда земля оттаяла после ледникового периода, на месте последнего угасшего костра. Ее появление стало своеобразным символом победы жизни и началом новой эры.
Сегодня существуют тысячи сортов георгин и несколько видов их классификации.


Прежде чем нарисовать георгины с детьми, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью "двойной мазок". Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего будущего цветка. Например, красно-желтый. Опускаем кисть в желтую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем красную краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху-внизу, справа-слева.

Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала - желтую, на кончик кисти - красную краску. Продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.


В такой же последовательности заполняем второй ряд лепестков.



А теперь легкими мазками заполняем серединку цветка. Вот такой красавчик у нас получился.

А это георгин в другом цветовом решении.

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).


Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.

Предлагаю следующую последовательность изображения мака.



Бутон мака можно изобразить так.

Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка).
Ромашка – один из наиболее узнаваемых и родных нашему сердцу цветов. Из нее плетут венки, ее собирают в букеты, на ней гадают девушки: «Любит – не любит», и даже ищут ответы на заветные вопросы: «Да, нет, обязательно сбудется, лучше не предпринимать». О многих цветах сложены легенды, в том числе и о ромашке.
Давным давно, в небольшой затерянной деревне росла прекрасная девушка со светлыми волосами, небесно-голубыми глазами и сияющей солнечной кожей. Был у девушки и возлюбленный – молодой человек Роман из деревни по соседству. Пара все время проводила вместе, гуляя по лесам, лугам, собирая цветы и ягоды. Одной ночью Роман увидел странный сон – один мудрец подарил ему удивительный цветок – с желтой сердцевиной и белыми лепестками вокруг. Утром, проснувшись, Роман увидел цветок из сна у себя на кровати. В жизни цветок был еще более прекрасен, чем во сне. Роман подарил его своей любимой, которая назвала цветок нежным именем -Ромашка.
Как гласит миф о цветке, влюбленные любовались прекрасной ромашкой, и однажды девушка попросила Романа вернуться в страну снов, чтобы собрать огромный букет ромашек и подарить его людям. Роман отправился в далекий путь, в течение нескольких лет он блуждал по дальним странам и, наконец, на самом краю света отыскал царство сна. Царь предложил подарить Роману целое поле ромашек в обмен на то, что юноша навсегда останется в его владениях и не вернется домой. Роман ради любимой был согласен на все и остался в царстве сновидений. Прекрасная девушка долго ждала его возвращения, и как-то утром рядом с домом обнаружила поле прекрасных ромашек. Она догадалась, что Роман жив и любит ее, но они не смогут быть вместе. С тех самых пор ромашка считается символом влюбленных.

Для изображения ромашки мы используем опять технику рисования кистью "двойной мазок". Набираем на кисть белую краску, а на кончик кисти - синюю или голубую краску. Кончик кисти всегда смотрит в центр. Лепестки рисуем в следующей последовательности: вертикально вверху- внизу, горизонтально справа - слева, строго посередине в образовавшихся промежутках.

Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.

Лист - трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная - цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).

Название - trifolium означает " имеющий три листа ". Трилистник, Клевер, Кашка . Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы - листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер , или трилистник, является символом Ирландии.

Чтобы нарисовать цветок клевера, нам надо смешать краски - цвет фуксии и белила. Получится нежный оттенок. Рисуем нежно-розовым цветом круг, затем кончиком кисти набираем краску цвета фуксии и рисуем маленькие штрихи в определенной последовательности (первый ряд штрихов - внизу цветка, чуть выше - второй ряд штрихов, и последний ряд - вверху цветка). Зеленой краской приемом "примакивание" рисуем лепестки нашего клевера (можно рисовать или три лепестка, или четыре)

Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память...Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: "Не забудь обо мне!". Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

При изображении незабудок можно использовать ватные палочки.

Теперь переходим к изображению листьев, травки. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами. Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками. Для изображения всех листьев мы тоже используем технику "двойной мазок" для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую краску, на кончик кисти - желтую краску.

Это крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами.

Чтобы легче было нарисовать листья георгинов, розы, сначала можно нарисовать карандашом приблизительный контур листика. Первый мазок всегда делаем посередине. Называется этот мазок «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик. Затем последовательно заполняем тело листочка.

Мазок «Запятая» - кончиком кисти, вся кисть. С помощью такого мазка тоже можно изобразить листья.

Многие мелкие листики изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик.

Это обычная травка, как и в Хохломской росписи.

А это зубчатый лист мака.

Варианты простой уборки краёв подноса.

Вот такие работы получились у моих воспитанников.






Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Цветы гуашью поэтапно для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото Как нарисовать ветку сирени поэтапно красками для детей 5-7 лет Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Рисование жесткой кистью методом «тычок»
Участник №68 международного конкурса декоративно-прикладного творчества «Весна 2016» с 1 марта 2016 года по 31 мая 2016 года
Познавательно-исследовательская деятельность в группе раннего возраста. Игры с водой | Опыт работы воспитателя ДОУ. Коллаж из детских рисунков
Опубликовано: 196 дней назад (27 мая 2016)
Просмотров: 11734
Рубрика: Мастер-класс
+31
Голосов: 31
Комментарии (56)
Татьяна Семеновна Волчкова # 28 мая 2016 в 05:25 +6
Отличный материал, спасибо за хорошо представленный МК!Примите первый голос! Удачи!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 29 мая 2016 в 10:53 +5
Спасибо!
Светлана Олеговна Часовских # 28 мая 2016 в 06:45 +4
Спасибо за прекрасный урок. Все понятно. Беру себе в копилочку- обязательно воспользуюсь.Голосую.
Каргаполова Татьяна Михайловна # 28 мая 2016 в 14:57 +6
Очень хороший мастер класс, есть пошаговые инструкции, цель и задачи поставленные выполнены. Голосую!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 29 мая 2016 в 10:53 +4
Спасибо за ваш голос!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 29 мая 2016 в 10:54 +4
joke
Ирина Юрьевна Шаклеина # 29 мая 2016 в 10:55 +4
hoho
Ирина Юрьевна Шаклеина # 29 мая 2016 в 10:57 +3
Очень приятно, Светлана Олеговна, если моя работа пригодится вам в работе. Спасибо!
Виктория Николаевна Иващенко # 28 мая 2016 в 21:36 +6
Ирина Юрьевна! Спасибо Вам за приглашение! Отличный получился мастер-класс,очень доходчиво представлен материал! Успехов Вам в творчестве и в конкурсе! Примите голос!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 29 мая 2016 в 10:58 +3
Спасибо за комментарий!
Елена Александровна Киселёва # 29 мая 2016 в 10:27 +4
Спасибо, Ирина Юрьевна! Отличный мастер- класс! Красивые цветы, букеты, композиции, прямо так и хочется взять кисть и и сделать мазок-начало красивого букета!!!!! Я обязательно научу детей Жостовской росписи, воспользуясь Вашим мастер- классом.
Ирина Юрьевна Шаклеина # 29 мая 2016 в 11:00 +4
Спасибо, я рада, если пригодится мой материал! Дети легко справляются с данной техникой.
Альбина Анатольевна Печникова # 29 мая 2016 в 11:58 +6
Ирина Юрьевна! Отличный мастер- класс! v
Всё продумано и эстетично выполнено!С большим удовольствием голосую за вашу "вкусную" живопись!МОЛОДЕЦ!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 29 мая 2016 в 20:03 +3
Спасибо за "аппетитный" комментарий!
Галина Владимировна Козюкова # 29 мая 2016 в 18:57 +5
Ирина Юрьевна! Очень подробный и интересный мастер - класс. Даже не умея рисовать, можно создать композицию. Спасибо. Голосую.
Ирина Юрьевна Шаклеина # 29 мая 2016 в 20:04 +4
Спасибо , что зашли в гости и проголосовали!
Татьяна Викторовна Хрупова # 29 мая 2016 в 20:41 +5
Спасибо за приглашение! Мастер - класс интересен и доступен. Возьму на заметку. Примите голос!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 29 мая 2016 в 20:44 +3
Спасибо!
Светлана Александровна Баскакова # 29 мая 2016 в 23:16 +8
Ирина Юрьевна,Вы проделали большую работу по оформлению мастер-класса! Всё дословно, каждая деталь росписи описана и показана очень понятно. Было очень интересно познакомиться с вашим творчеством.Результат заслуживает положительной оценки. Примите мой голос и пожелания удачи!!!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 29 мая 2016 в 23:35 +5
Спасибо большое!
Валентина Петровна Чурепкина # 30 мая 2016 в 04:04 +4
Спасибо за приглашение на мастер-класс с пошаговым фото "Элементы жостовской росписи". Грамотно представлена работа. Мой голос № 8! УДАЧИ! v
Ирина Юрьевна Шаклеина # 30 мая 2016 в 09:40 +3
Спасибо что откликнулись на приглашение и проголосовали!
Наталья Васильевна Дегтярцева # 30 мая 2016 в 07:51 +4
Интересный материал, думаю, он пригодится юным художникам. Мастер-класс подробный и доступный. Голосую +1
Ирина Юрьевна Шаклеина # 30 мая 2016 в 09:40 +4
Спасибо за комментарий!
Ольга Сергеевна Дьякова # 30 мая 2016 в 17:32 +6
Ирина Юрьевна, добрый вечер. С удовольствием посмотрела ваш мастер - класс. Все понятно, доступно и методически грамотно. Работы получаются просто очаровательные! Кажется все так просто, но как красиво, чудесная разработка! Пошаговое описание и замечательные фотоматериалы помогут любому желающему выполнить такие замечательные работы. Желаю успехов в творчестве и новых интересных идей. Примите мой голос.
Ирина Юрьевна Шаклеина # 30 мая 2016 в 20:44 +3
Спасибо за комментарий, Ольга Сергеевна!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 30 мая 2016 в 20:20 +4
Ирина Юрьевна ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО за подробный и доступный мастер класс! Очень красивые цветы у Вас выходят! Очаровательные работы детей! dance
С большим удовольствием голосую за Вашу публикацию! Мой голос №11
Ирина Юрьевна Шаклеина # 30 мая 2016 в 20:44 +3
Спасибо!!! v
Наталия Владимировна Пуханова # 31 мая 2016 в 22:08 +4
Ирина Юрьевна, добрый вечер. С удовольствием посмотрела ваш мастер - класс. Всё понятно и доступно написано и оформлено. Пошаговая инструкция поможет всем желающим справиться с работой. Примите голос.
Ирина Юрьевна Шаклеина # 1 июня 2016 в 15:20 +2
Спасибо, Наталия Владимировна, что заглянули и оценили!
Грошева Светлана Викторовна # 31 мая 2016 в 22:56 +2
Отличный мастер - класс! Все очень доступно показано и даны пояснения. Захотелось самой взять и нарисовать. Обязательно попробуем расписать подобный поднос по Вашему мастер - классу со своей дочерью. Примите голос.
Ирина Юрьевна Шаклеина # 1 июня 2016 в 15:21 +2
Спасибо за комментарий! Успехов вам!
Ольга Владимировна Бурова # 1 июня 2016 в 03:32 +3
Ирина Юрьевна! Спасибо Вам за приглашение! Мастер-класс получился замечательный. Показано много элементов, дано подробное описание, беру себе на заметку))))
Ирина Юрьевна Шаклеина # 1 июня 2016 в 15:23 +2
Спасибо, что зашли в гости!
Вера Александровна Павлухина # 3 июня 2016 в 19:35 +2
Добрый вечер, Ирина Юрьевна. Какой замечательный МК,грамотное оформление, отличные фотографии, при желании любой желающий сможет повторить.С удовольствием голосую.
Ирина Юрьевна Шаклеина # 5 июня 2016 в 20:30 +1
Спасибо за комментарий!
Тамара Александровна Новичкова # 3 июня 2016 в 21:01 +5
Замечательный мастер-класс. Грамотное и красочное оформление, подробное описание. Понравились работы детей. Всего вам доброго, Ирина Юрьевна и удачи в работе на сайте. +1
Ирина Юрьевна Шаклеина # 5 июня 2016 в 20:31 +1
Спасибо, Тамара Александровна!
Ирина Геннадьевна Бежина # 5 июня 2016 в 17:40 +1
Я не художник, пока не учусь,
Но если решусь -
Загляну и возьмусь
За роспись,
Что Вы объясняете, тёзка,
Как лучше и краше
Изобразить!Спасибо за мастер-класс! +1!
Всего самого доброго!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 5 июня 2016 в 20:32 +1
Спасибо большое за оригинальный комментарий в стихах!!!
Елена Владиславовна Пимонова # 7 июня 2016 в 18:48 +4
Доброго времени суток, Ирина Юрьевна! Огромное спасибо за приглашение к Вам в мастерскую. Разработанный Вами мастер-класс очень интересный и полезный, так как находит свое применений практически во всех программах по изобразительному искусству и интегрированных курсах. Четкие и последовательные инструкции, которые отлично проиллюстрированы, дают возможность воспроизвести представленые узоры. Сам мастер-класс составлен очень грамотно как с педагогической, так и с методической точки зрения. С удовольствием голосую.
Удачи в творчестве!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 8 июня 2016 в 22:24 +2
Спасибо, Елена Владиславовна, за методически грамотный комментарий!
Алексей Евгеньевич Чуждан # 9 июня 2016 в 16:49 +2
Огромный минус, очень не понравелось что указаное фото на заставке не соответствует действительности.. 2. фото взято из интернета что прямо нарушает условие конкурса... конечно само обеснение хорошое, но увы считаю это для себя очень грубым нарушением.. как обучаюший материал можно, а так -.
Ирина Юрьевна Шаклеина # 9 июня 2016 в 22:26 +2
Добрый вечер! Из интернета взято три первых фото, не как моя работа, а для знакомства с построением узора. Для знакомства с промыслом мы всегда должны брать оригинал.
Инна Геннадьевна Писоцкая # 13 июня 2016 в 08:45 +2
Ирина Юрьевна! Очень грамотно Вы объяснили и показали свой мастер- класс. Прям таки "заразили" своим творчеством - очень захотелось взять в руки кисть и краски и начать рисовать! Вашим детям повезло с педагогом. Творческих вам успехов! Ловите голос!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 17 июля 2016 в 19:35 0
Спасибо, Инна Геннадьевна!
Татьяна Адамовна Волкова # 13 июня 2016 в 20:35 +2
Доброго времени суток, Ирина Юрьевна, очень понравился ваш мастер-класс, доступно и понятно показаны все этапы росписи. Очень интересно показана техника создания мака из примакиваний. Согласна с предыдущими комментариями: сразу захотелось взять в руки кисть и создать подобную красоту. После вашего разъяснения эта роспись кажется уже не такой недоступной , как раньше.
Ирина Юрьевна Шаклеина # 17 июля 2016 в 19:37 0
Спасибо большое!
Елена Владимировна Щербакова # 17 июня 2016 в 19:26 +1
Здравствуйте, просто потрясающе!!!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 17 июля 2016 в 19:36 0
Спасибо!
Светлана Васильевна Лапатина # 24 июня 2016 в 18:40 +1
Ирина Юрьевна!
ЗДРАВСТВУЙТЕ,ЗАГЛЯНУЛА К ВАМ В ГОСТИ И ЗАЛЮБОВАЛАСЬ РАБОТАМИ ВАШИХ ВОСПИТАННИКОВ.МАСТЕР - КЛАСС ПОНЯТЕН,ДОСТУПЕН,ПОШАГОВО ОБЪЯСНЁН,ЕСТЬ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ,КОТОРЫХ
ВЫ С УСПЕХОМ ДОСТИГЛИ -ПОЗНАКОМИЛИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РОСПИСИ ЖОСТОВСКОГО ПРОМЫСЛА.
С УДОВОЛЬСТВИЕМ ДАРЮ ВАМ СВОЙ ГОЛОС + 26.
Ирина Юрьевна Шаклеина # 17 июля 2016 в 19:37 0
Светлана Васильевна, спасибо за отзыв!
Алла Алексеевна Кондратьева # 11 июля 2016 в 09:10 +1
Отличная публикация! Спасибо! Возьму на заметку! Голос!
Ирина Юрьевна Шаклеина # 17 июля 2016 в 19:36 0
Спасибо, Алла Алексеевна!
Зоя Николаевна Трунова # 2 августа 2016 в 10:26 0
Очень детальные пояснения,замечательно красивая тема.Примите мой голос.+5
Ирина Юрьевна Шаклеина # 2 августа 2016 в 12:26 +1
Спасибо, Зоя Николаевна!