Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Консультации для педагогов ДОУ на тему: Развитие и коррекция сенсорной функции у детей с общим недоразвитием речи

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Логопедическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи»
Тема: «Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному воспитанию дошкольников с ОНР».
Содержание:
Содержание: 2
Введение 3
1. Современное состояние проблемы сенсорного развития детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи 5
1.1 Научно-теоретические основы изучения сенсорных функций 5
1.2 Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте 5
1.3 Особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи 7
2. Направления коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи. 9
Заключение 11
Список литературы 13
Приложение №1 15

Введение
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Это и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости. Это умения их «конструировать» предметами, знаками, словами. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. В этом возрасте идёт накопление представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития, несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Актуальность настоящего исследования несомненна. На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние годы, как указывает Г.А. Урунтаева, подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, в том числе с общим недоразвитием речи, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С. Выготский.
Таким образом, проблема сенсорного развития детей с речевой патологией приобретает все большее значение.
Цель выпускной работы – изучить особенности коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность сенсорного развития;
2. Рассмотреть сенсорное развитие детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи;
3. Изучить направления сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи.
4. Разработать методические рекомендации, игры и упражнения по развитию сенсорных функций.
Объект выпускной работы - сенсорное воспитание.
Предмет - сенсорное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1. Современное состояние проблемы сенсорного развития детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи
1.1 Научно-теоретические основы изучения сенсорных функций
Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Для общего развития ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Эти ощущения развиваются и формируются естественным путем, но, чем больше разнообразной информации поступает к ребенку, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта.
В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания: на основе ощущений развивается восприятие, затем память, речь, а восприятие является фундаментом для мышления. Особенно это проявляется в дошкольный период, когда сенсорные процессы являются ведущими в ходе знакомства ребенка с миром. Таким образом, сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия формы, цвета, величины, пространства, времени, движений тела, особых свойств предметов и явлений, целостных предметов.
1.2 Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
Сенсорное развитие в дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.
У детей пяти и шести лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. При рассмотрении они вертят предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание на наиболее заметные особенности. Только к семи годам дети не нуждаются в том, чтобы держать предмет в руках, они вполне успешно описывают его свойства, пользуясь только зрительным восприятием.
К концу дошкольного возраста появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.
Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются опять-таки на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы. Во второй половине дошкольного детства ребенок, как правило, усваивает эти временные обозначения, начинает правильно их употреблять.
В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков – различение восприятия начертания букв.
1.3 Особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
Дети с первым уровнем речевого развития отличаются значительной ограниченностью активного словарного запаса, недостаточно дифференцированными представлениями об окружающей жизни. Тем самым дети не ориентируются в пространстве (путают лево-право, вверх-вниз, вперед-назад); путаются во времени (не могут определить время года, время суток). Дети с первый уровнем речевого развития не могут назвать цвета, не манипулируют величинами, формами.
Дети со II уровнем речевого развития ограничиваются перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий, игнорируя их свойства. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Они также, как и дети с первым уровнем речевого развития, не ориентируются в определении величины, пространства.
Дети с III уровнем речевого развития характеризуются наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Дети с третьим уровнем речевого развития называют не только предметы, но и определяют их свойства: цвет, форму, величину. Но не затрудняются они в назывании действий, признаков, качеств и состояний, только хорошо знакомых им из жизненного опыта. Здесь также возникают трудности в определении пространства, времени.
Итак, исходя из всего вышесказанного сделаем выводы:
1. Сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия формы, цвета, величины, пространства, времени, движений тела, особых свойств предметов и явлений, целостных предметов.
2. Выделяют три периода сенсорного развития детей без речевых патологий: первый – младенчество; второй – раннее детство; третий – дошкольный возраст.
3. В младенчестве и раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. У детей развиваются познавательные умения определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; ребенок учится понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
4. В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны. – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами; дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий; развивается аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
5. В старшем дошкольном возрасте у детей развивается фонематический слух – различение речевых звуков, а также различение восприятия начертания букв.
6. Дети с первым уровнем речевого развития не ориентируются в пространстве и времени; не могут назвать цвета, не манипулируют величинами, формами. Дети со вторым уровнем речевого развития ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий, игнорируя их свойства – величину, форму, цвет; также не ориентируются в пространстве и во времени; одним и тем же словом могут называть многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам. Дети с третьим уровнем речевого развития обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта, но не используют трудные для них слова и выражения; также возникают трудности в определении пространства, времени.
2. Направления коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка, которая включает:
• развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
• развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;
• развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
• развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета.
Сенсорное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире и одновременно с этим составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Дети с общим недоразвитием речи значительно отстают не только в речевом развитии, но и в формировании сенсорного развития и процесса восприятия (не знают названий и не различают основные цвета спектра; не владеют понятиями формы, величины и сравнительными операциями с ними и т.д.), поэтому нами был разработан комплекс игр и упражнений, направленных на освоение детьми восприятия цвета, формы, величины, пространства, для коррекции сенсорного развития детей с ОНР (третий уровень речевого развития) 4–5 лет (приложение№1).

Заключение
Актуальность настоящего исследования подтверждается тем, что сенсорное развитие является основой психофизиологического развития ребенка, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов. Несмотря на то, что исследованиям в области сенсорного развития ребенка дошкольного возраста занимались многие ученые, проблемам развития детей с ОНР до сих пор внимание не уделялось.
Цель выпускной работы – изучить особенности коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию дошкольников с ОНР.
Сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия формы, цвета, величины, пространства, времени, движений тела, особых свойств предметов и явлений, целостных предметов.
Выделяют три периода сенсорного развития детей без речевых патологий: первый – младенчество; второй – раннее детство; третий – дошкольный возраст.
В младенчестве и раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. У детей развиваются познавательные умения определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; ребенок учится понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны. Они учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий; развивается аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Дети с первым уровнем речевого развития не ориентируются в пространстве и времени; не могут назвать цвета, не манипулируют величинами, формами. Дети со вторым уровнем речевого развития ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий, игнорируя их свойства – величину, форму, цвет; также не ориентируются в пространстве и во времени; одним и тем же словом могут называть многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам. Дети с третьим уровнем речевого развития обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта, но не используют трудные для них слова и выражения; также возникают трудности в определении пространства, времени.
В ходе коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка, которая включает:
• развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
• развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;
• развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
• развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета.

Список литературы
1. Альтхауз, Д Дум. Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / В.В. Юртайкина: практическое пособие для воспитателей. - М: Просвещение, 1984. - 64 с.
2. .Борякова, Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачева, В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям [Текст] /под ред.Т.Б. Филичевой. - М: Издательство Социал.-полит. журнала, 1994. - 96 с.
3. Венгер, Л.А., Венгер, Н.Б. Пилюгина, Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение, 1988. - 144 с.
4. Войлокова, Е.Ф., Андрухович, Ю.В., Ковалева, Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО. - 2005. - 304 с.
5. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст]: практическое пособие. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 50 с.
6. Детский сад по методу Тихеевой Е.И. [Текст] /под ред. Е.И. Тихеевой. - М: Госиздат, 1928. - 66 с.
7. Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Психолого-педагогическое обследование детей [Текст]: практическое пособие. - М: Владос, 2003. 31 с.
8. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника: образовательная программа: 2-е изд. [Текст] - М: Издательский дом Карапуз, 2001. 303 с.
9. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением речи: Межвузовский сборник научных трудов [Текст] /под ред. И.Б. Беляковой, О.И. Усановой. - М: МГПИ им. В.И. Ленина. - 1987. - 172 с.
10. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов [Текст] / под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М: Издательство Владос. - 1998. - 680 с.
11. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение. - 1992. - 95 с.
12. Матросова, Т.А. Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст]: методическое пособие. - М: Сфера. - 2005. - 150 с.
13. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: из опыта работы: методическое пособие [Текст] /сост.С.А. Миронова. - М: Просвещение. - 1987. - 142 с.
14. Сенсорное воспитание дошкольников: методическое пособие [Текст] /под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М: АПН РСФСР. - 1963. - 228 с.
15. Сенсорное воспитание в детском саду: практическое пособие для воспитателей [Текст] / под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М: Просвещение. - 1981. - 192 с.
16. Н. Соловьева, Н. Б. «Познавательные игры на песке» [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение.-1999.-150с.
17. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду: практическое пособие для воспитателей [Текст] / под ред. Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой. - М: Госиздат. - 1965. - 188 с.
18. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст]: учебное пособие для студентов. - М: Просвещение. - 1989. - 223 с.
19. Фребель, Ф. Будем жить для наших детей: методическое пособие [Текст] / сост. Л.М. Волобуева. - М: Академия. - 2001. 300 с.
20. Хрестоматия по логопедии (извлечения из текста): учебное пособие для студентов дефектологических факультетов: в 2 тт.: Т. 2. [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстовой. - М: Владос. - 1997. - 656 с.

Приложение №1
Исходя из результатов исследования, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР, решались коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка.
Игры и упражнения разрабатывались на основе методики Н. Соловьевой «Познавательные игры на песке» .
1. Упражнение «Кубики»
ЦЕЛЬ: Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;
ОБОРУДОВАНИЕ: кубики разных размеров и разных цветов. Можно использовать пирамидки, ведерки, матрешки.
Инструкция: задание выполняется совместно с ребенком в форме игрового диалога.
А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).
Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самый маленький. А теперь большой красный… Маленький желтый и т.д.
2. Упражнение «Чудесные окошки»
ЦЕЛЬ: формирование сенсорной функции восприятия цвета, формы
ОБОРУДОВАНИЕ: 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки); 5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).
Инструкция: задание выполняется совместно с ребенком в форме игрового диалога.
А.Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).
Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.
3. Упражнение «Волшебные картинки».
ЦЕЛЬ: Целостность восприятия образа, развитие пространственного восприятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
a) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я – на четыре части; 3-я на шесть частей;
b) серия сюжетных рисунков (3–4 картинки).
Инструкция: в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Педагог предлагает сначала простой уровень – 2 части, затем средний – 4 части, последний – сложный – 6 частей).
4. Игра «Найди и назови».
ЦЕЛЬ. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
ОБОРУДОВАНИЕ: фланелеграф, 10–12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера
Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.
Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.
Инструкция. На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10–12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: «Кто нашел большой круг?», «Кто нашел маленький синий квадрат?» и т.д.
5. Упражнение « «Составь картинку»
ЦЕЛЬ: Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах.
ОБОРУДОВАНИЕ: Лист бумаги с изображением геометрических фигур на расстоянии друг от друга.
Инструкция: Воспитатель предлагает ребенку назвать предметы, имеющие в строении изображенную или предложенную им геометрическую фигуру, затем составлять или дорисовывать то, что ему интересно
6. Упражнение «Дорисуй»
ЦЕЛЬ: Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений.
ОБОРУДОВАНИЕ: На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров, на расстоянии один от другого.
Инструкция: Педагог предлагает ребенку назвать предметы, имеющие в строении изображенную или предложенную им геометрическую фигуру, затем составлять или дорисовывать то, что ему интересно, не повторять работ товарищей.
• Необходимо дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму, например, снеговика;
• Необходимо дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структур треугольник, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт, например, флажок и др.
7. Упражнение «Разноцветные колечки».
ЦЕЛЬ: научить детей правильно называть основные цвета и их оттенки, показать, что предметы можно различать не только по форме и размеру, но и по цвету.
ОБОРУДОВАНИЕ: колечки диаметром 4–5см разного цвета, 5–6 небольших коробочек, окрашенных в те же цвета, что и колечки.
Инструкция: педагог высыпает на стол подготовленные колечки и просит ребят сказать, какого они цвета. Если дети при этом делают ошибки, то названия цветов следует выучить следующим образом: это колечко синее, как небо или река; этот предмет желтого цвета, как солнышко; а это кольцо красное, как спелая вишня или малина; это – зеленое, как травка летом. Подобные ассоциации помогают детям не только запомнить цвета, в которые окрашены колечки, но и хорошо выучить сами названия. Когда педагог уверен, что ребята хорошо усвоили данный материал, то можно немного усложнить задачу, разложив колечки в подготовленные коробочки в зависимости от их цвета, т.е. в красную поместить все кольца красного цвета, в синюю – синего и т.д. Вместо коробочек можно использовать и небольшие разноцветные палочки, на которые следует надевать подготовленные колечки в зависимости от их цвета (например, на желтую палочку поместить колечки желтого цвета и т.п.). При этом развиваются не только мышление, но и мелкие мышцы руки ребенка.
8. Игра «Уголки».
ЦЕЛЬ: Развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.
ОБОРУДОВАНИЕ: 27 кубиков, склеенных по 3 так, что получается «уголок». Уголки окрашиваются в 3 цвета: 3 – в красный, 3 – в синий, 3 – в зеленый. Комбинирование цвета и формы дает возможность складывать узоры, постройки, разнообразные фигуры.
Инструкция: Рассмотреть окраску кубиков и уголков, строение уголков. Подвести детей к обобщенным высказываниям об окраске кубиков и уголков. Объяснить правила: складывать из кубиков и уголков разные пространственные фигуры, сочетая цвет. Использовать для работы полный набор. В период освоения игр дети складывают постройки из неполного набора. В зависимости от замысла и характера постройки используют 3–5 фигур (кубиков или уголков).
9. Упражнение «Разноцветное домино».
ЦЕЛЬ: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.
ОБОРУДОВАНИЕ: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов). Распределение должно соответствовать настоящему времени.
Инструкция: педагог набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 детей, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол.
Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход.
Выигрывает ребенок, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.
Если в игре участвуют только 2 или 3 ребенка, то на столе должны остаться 14 или 7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета.
Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.
10. Игра «Веселая аппликация».
ЦЕЛЬ: закрепить знания детей об основных цветах, развивать логическое мышление, речь, умение складывать предметы из подготовленных частей.
ОБОРУДОВАНИЕ: 3 картонных треугольника зеленого цвета большого, среднего и маленького размера (для сбора елочки), 5 картонных лепестков для цветка красного цвета и 1 небольшая зеленая полоска (для сбора ромашки), картонные детали для сбора грузового автомобиля.
Инструкция: ребята рассматривают подготовленные детали и говорят, что можно собрать из данных частей. Педагог внимательно выслушивает каждого ребенка и затем объясняет всем, что они сегодня будут делать елочку, цветок и грузовик, показывая при этом подготовленные образцы.
Но сначала педагог просит детей в одну сторону отложить треугольники зеленого цвета, в другую – детали для сбора цветка и отдельно-то, что осталось.
Первым этапом игры ребята должны правильно сложить треугольники, чтобы из них получилась новогодняя елочка. Сделать это нужно так: первым ляжет на стол самый большой треугольник, на него сверху – средний и только на самый верх – маленький.
Сделать цветок из подготовленного материала ребята должны самостоятельно, но для этого следует сначала показать образец. Когда дети закончат выполнение, педагогу необходимо проверить работу и похвалить каждого ребенка.
Затем дети самостоятельно собирают грузовик, используя для этого приготовленные заранее детали, которых немного больше, чем это необходимо. Такой подход к занятию помогает ребятам проявить фантазию и собрать машину таким способом, как они этого хотят.
Таким образом, комплекс разработанных по результатам исследования заданий ориентирован на приобретение сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

Рекомендуем посмотреть:

Перспективный план работы учителя-логопеда с детьми 5-7 лет на учебный год Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 355 дней назад (13 декабря 2015)
Просмотров: 1144
+4
Голосов: 4
Комментарии (6)
Наталия Николаевна Маркина # 15 декабря 2015 в 18:36 +1
Ирина Владимировна! Какая серьёзная работа, в тоже время научность и доступность - одновременно. Благодаря таким работам расширяем свой педагогический кругозор. Голосую за вас!
Ирина Владимировна Ретюнина # 15 декабря 2015 в 18:59 +1
Спасибо за внимание к моей работе.
Лилия Николаевна Ференци # 15 декабря 2015 в 21:40 +1
Ирина Владимировна, спасибо за ваш предоставленный материал!Сейчас, к сожалению,много деток с речевыми отклонениями, поэтому ваши игры помогут мне в работе! Голосую за Вас!
Ольга Павловна Толмачева # 17 декабря 2015 в 20:11 +1
Ирина Владимировна, голосую за вашу серьезную авторскую работу! А игры беру себе в копилку,Спасибо за очень нужный материал!
Ирина Владимировна Ретюнина # 22 декабря 2015 в 22:03 +1
Спасибо за внимание к моей работе.
Альбина Анатольевна Печникова # 13 марта 2016 в 13:17 +1
Ирина Владимировна, здравствуйте!Спасибо за ваш предоставленный материал!Сейчас, к сожалению,очень много деток с речевыми отклонениями! Хорошо, что вы стремитесь развивать речь ребят через игру! Голос! v