Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие на тему: Весна, 4 класс

Внеклассное мероприятие "Гуканье весны" для начальной школы

Цель: познакомить с традициями наших предков, связанных с весной
Задачи: Обогащать опыт ребёнка новыми знаниями и сведениями об окружающем мире. Воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре. Работать над созданием сплоченного творческого коллектива.
Ход мероприятия.
Ведущий.
Всему на свете свой черёд-
и следом за метелью
нам позывные подаёт
весна своей капелью.
Март заступил на свой пост. Весна начинается с марта. Люди давно заметили, что в этом месяце начинает таять снег, и назвали его снеготаем. В далёкие времена в марте совершался обряд изгнания зимы.
Исполняется песня «Ты лети к нам, скворушка!».
Ты лети к нам, скворушка.
Принеси нам солнышко!
Разбуди весну скорей
Звонкой песенкой своей!
Через кручи горные,
Через тучи чёрные,
Ты лети, лети,
Лети-
Не сворачивай
С пути!
Ты лети к нам, скворушка -
шёлковое пёрышко1
На берёзе новый дом
Ждёт тебя в краю родном!
Ведущий.
Весна-красна, когда придёшь?
Тебя заждалась молодёжь!
Звучит музыка из альбома П. И. Чайковского «Времена года» и появляются весенние месяцы.
Март. Весна просила передать,
что несогласна долго ждать.
Апрель. Что выглядит уже отлично
и скоро в гости будет лично.
Май (с букетом цветов) Пусть тает снег,
пусть тает лёд.
Весна цветы ребятам шлёт.
Звучит запись «Голоса птиц»- скворец.
Ведущий.
Скворцы, весенние гонцы!
На праздник спешите,
весну принесите.
Появляются скворцы.
Скворец1.
Здравствуйте, здравствуйте!
По улице идёт весна!
Всем людям улыбается она!
Весна спешит, она не ждёт.
Она нас выслала вперёд.
Мы молодой весны гонцы.
Мы птицы вешние — скворцы!
Скворец 2.
Спешит весна, идёт весна!
Она прекрасна и чиста!
Махнёт рукой и чудом обернётся.
Река ломает лёд, вот-вот проснётся.
Проснётся лес, кустарники, трава -
Всё возрождает вновь красавица Весна.
Скворец 3.
Взмахнёт рукой — и птицы прилетят.
И запоют, засвищут все подряд.
Кукушка скажет всем «ку-ку»,
Прожить вам столько на веку.
Медведь спросонья улыбнётся,
Букашка малая проснётся.
Зелёный шум, весенний гам -
Спешит весна на встречу к нам.
Ведущий.
А сейчас давайте сыграем в игру «Идёт матушка Весна».
Двое детей берутся за руки (это ворота), а остальные проходят под ними и поют:
Идёт матушка весна,
отворяй-ка ворота,
первый Март пришёл,
всех детей провёл,
а за ним пришёл Апрель-
отворил окно и дверь.
А уж как пришёл Май-
сколько хочешь выбирай!
Ходит матушка Весна по полям, лесам одна.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз - не пропустим вас!
Проводится несколько раз, потом все садятся на места. Остаются пятеро детей, которые рассказывают о празднике.
1.Гуканье весны — традиционный народный календарный праздник, который отмечался 22 марта, в день весеннего равноденствия. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного теста фигурки жаворонков и куликов.. 2.Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом (показывает на пластилине).
Из комочка теста лепили голову, а тесто на противоположном крае подрезали полосками (хвост), сверху прикрепляли две полоски теста крест-накрест ( крылья). Вместо глаз вставляли горох, гречишные зёрна. Птички смазывали растопленным сахаром или мёдом. На головке лепили хохолок. Иногда на спинку «жаворонка» сажали его детёнышей, вылепленных из этого же теста.
3. Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печёных «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали заклиная жаворонков и весну:
Жаворонки, прилетите,
студёну зиму унесите,
тёплу весну принесите:
зима нам надоела,
весь хлеб у нас поела!
4. Эти коротенькие песенки называются веснянками. В них дети, обращаясь к жаворонкам, куликам, весне, просят принести «хлеба вольного, лета тёплого». Весну закликали, величали, просили.
5.Каждый отдельный куплет ребята повторяли по несколько раз, затем делали паузу и переходили к новой песенке.
Выходите все к нам будем весну кликать!
Выходят желающие и исполняют заклички.
Жаворонки, жаворонки,
прилетайте к нам!
Приносите нам
Весну — красну,
красну солнышку,
тёплу гнёздышку!
Приди, весна,приди, красна!
Со льном высоким,
с корнем глубоким,
с хлебом обильным!
6. Кончив кликанье, дети играли со своими «жаворонками, а потом съедали их тут же. Но ели не всю птицу, оставлял голову. Каждый берёг её для своей мамы.
А дальше было так. (Выходит мальчик и его мама.)
7. Дома мальчик отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» голова, так чтобы и лён головастый был.
8. В других местах хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе,матушка- весна!» А дети брали испечённых «жаворонков», шли в поле, подбрасывали их в воздух, ловили, приговаривая:
Весна-красна,
на чём пришла?
На сохе, на бороне,
на кобыле вороне.
Ой, вы, жаворонки,
жавороночки,
летите в поле,
несите здоровье,
первое — коровье,
второе - овечье,
третье — человечье!
9.В некоторых деревнях сельские ребятишки выбегали рано утром на двор и старались перебросить через кровлю 40 щепочек, а девочки завязывали на тесёмочке 40 узелков. Люди верили. Что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них жаворонок.
Ведущий.
Давайте и мы поиграем. Игра называется «Попади в ведёрко».
(Выходят 4 детей.) Вам надо забросить по 10 щепочек в ведёрко, стоящее на возвышении. Игру можно повторить несколько раз.
Звучит музыка, входит девочка Весна с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое -в нём лежат фигурки птичек из бумаги.
Я — Весна-красна!
Бужу землю ото сна,
наполняю соком почки,
на лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
людям радость я несу.
Ведущий.
Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна.
Коромысло непростое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном — тёмном — тёмная ночь живёт. В другом — светлом — ясный день.
Ведущий.
И какое же ведро легче?
Весна.
Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.
А в светлом ведёрке у меня много птиц, проверим знаете ли вы их?
На шесте — дворец,
Во дворце -певец. (скворец)
Спереди — шильце,
сзади — вильце,
сверху -чёрное суконце,
снизу — белое полотенце. (ласточка)
Чёрный, проворный,
кричит «крак»,
червякам враг. (грач)
Гнездо своё он в поле вьёт,
где тянутся растения.
Его и песни и полёт
вошли в стихотворение. (жаворонок)
Встали братья на ходули,
ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
им с ходулей не сойти. (журавль)
В лесу на ветке она сидит.
Года нам всем считает.
Птенцов своих теряет.
«Ку-ку» то там, то тут.
Как птицу эту зовут? (кукушка)
Кто без нот и без свирели
лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
кто же это? (соловей)
Ну что ж, вы молодцы. Давайте теперь споем песенку «Веснянку».
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Ой, бежит ручьём вода -
нету снега, нету льда.
Припев: Ой, вода! Ой, вода!
(Хлопают в ладоши в ритм мелодии.)
Нет ни снега, нет ни льда. (2 раза)
(Кружатся вокруг себя.)
Прилетели журавли
(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)
И соловушки — малы.
(Присаживаются на колено, складывая ладошки рук за спиной.)
Припев: Журавли, журавли
И соловушки — малы.(2 раза)
(Движения те же.)
Мы весняночку поём,
(Дети сужают круг)
Весну красную зовём,
(Расширяют круг.)
Припев: Ой, поём! Ой, поём!
(Хлопают прямыми руками над головой.)
Весну красную зовём!
(Кружатся вокруг себя.)
10.Вечером все молодые девушки собирались на реке или за деревней . Они делились на несколько групп, и каждая располагалась на небольшом расстоянии друг от друга. Одна группа начинала громко петь, заканчивая её призывным и протяжным «гу» или «у-у-у-у». Едва одна группа заканчивала петь, вступала другая, потом третья. Такое распевание веснянок называется весну гукать.
11. На празднике этом ещё и гадали. В птичек запекали колечко, монетку, щепку, уголёк или что другое. По тому, что кому достанется, «узнавали о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству.
12. У новгородцев было немного иначе. В доме пекли из теста птичек почислу членов семьи. В одну из них запекали монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Найденную монетку хранили за иконой или носили с собой на счастье.
Весна.
Ну, что посмотрим, кто у нас в классе будет счастливым в этом году. Выбирайте себе печёных «жаворонков»
Весна раздаёт печенье детям.

Рекомендуем посмотреть:

Конкурсы для учащихся 3-4 классов Конспект внеклассного мероприятия по ПДД для 3 - 4 классов Сценарий выпускного праздника в 4 классе в школе для глухих и слабослышащих детей Внеклассное мероприятие в 4 классе. Весна в музыке

Похожие статьи:

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе

Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака

Сценарий конкурсной программы для младших школьников

Сценарий театрализованного представления для 1, 2, 3, 4, 5 классов

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. Поговорим о шляпах

Внеклассное занятие для 1 класса. Чистота - залог здоровья
Опубликовано: 647 дней назад (2 марта 2015)
Просмотров: 1629
+9
Голосов: 9
Комментарии (9)
Вера Валерьевна Ляпина # 2 марта 2015 в 10:16 +2
Добрый день, Ирина Николаевна! Познакомилась с вашим мероприятием. Как хорошо, что мы вспоминаем и о начале весны. Ведь у русского народа столько традиций, о которых многие стали забывать. Вы об этом напомнили своим мероприятием. Поздравляю с первой публикацией. УДАЧИ В ТВОРЧЕСТВЕ! ПРИНИМАЙТЕ ПЕРВЫЙ ГОЛОС!
Ирина Николаевна Спирина # 3 марта 2015 в 08:17 +2
Спасибо за поддержку!
Татьяна Александровна Дергилёва # 2 марта 2015 в 17:36 0
Хорошая работа.Держите голос.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 2 марта 2015 в 17:50 +2
Ирина Николаевна, какое интересное мероприятие Вы нам предложили. Сколько интересных традиций, которые мы забываем. Спасибо, что Вы проводите важную работу, приобщая детей к традициям наших предков, связанных с весной.Само мероприятие наполнено красивыми стихами, народными играми, классической музыкой и звуками природы. Дети обогащают опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем мире. Такие мероприятия воспитывают любовь к традициям русского народа и его культуре. МОЛОДЦЫ, УДАЧИ, + 1 ЗА РАБОТУ!!!
Ирина Николаевна Спирина # 3 марта 2015 в 08:19 +1
Спасибо за добрые слова!
Ирина Николаевна Спирина # 3 марта 2015 в 08:19 +1
Спасибо за добрые слова!
Ольга Васильевна Огрызко # 2 марта 2015 в 18:34 +1
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Спасибо за прекрасный сценарий. Замечательные стихи и народные игры делают это мероприятие интересным, познавательным и увлекательным. Спасибо. Голос.
Ирина Александровна Подольская # 24 мая 2015 в 14:22 0
Добрый день, Ирина Николаевна. Интересный сценарий, который будет полезен учителям русского языка и литературы среднего звена. Мероприятие полезное и нужное.Поставленные задачи выполнены. Спасибо. Голосую.
Тамара Ивановна Радченкова # 7 ноября 2015 в 21:04 0
Ирина Николаевна, прекрасный материал с использованием фольклора. Это и большая воспитательная направленность, и расширение кругозора детей, и связь с народными традициями. Примите голос!