Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Декоративно-прикладное искусство мордовского народа

Консультация для родителей детского сада
Автор: Парыгина Ирина Николаевна,воспитатель
Место работы: МДОУ "Детский сад №97" г.Саранск
Декоративно-прикладное искусство мордовского народа
Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством мордовского народа.
Задачи: развивать стремление изучать культуру родного края;
сохранять бережное и уважительное отношение к памятникам культуры;
прививать любовь к своему народу и к своей малой родине.
Мордовское декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в художественной культуре народов Поволжья. Оно представляет собой яркое, самобытное явление нашей современности. В этом самобытном творчестве отразилось своеобразие двух субэтносов мордвы: мокши и эрзи. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры.

С давних пор мордовские мастера умело применяли технику скульптурной резьбы. Широко распространены были «пари» (сундучки округлой формы из части цельного ствола дерева), которые декоративно оформлялись.

Резьба по дереву широко применялась при украшении жилища, предметов домашней утвари, донцов прялок, посуды, сундуков для приданого. В резном орнаменте по дереву использовался треугольник как формообразующий элемент более сложных изображений.
В 70-е годы ХХ века этот вид искусства, почти утративший своё былое значение, возродился в новом качестве благодаря мастерам села Подлесная Тавла Кочкуровского района Мордовии. Здесь возник кружок, в котором дети занимались резьбой по дереву. Впоследствии на его основе была создана экспериментальная детская художественная школа, существующая до настоящего времени. 10 лет назад выпускники школы объединились в творческую организацию Союз тавлинских мастеров «Эрмезь».

Таким образом, в декоративно-прикладном искусстве Мордовии возникло новое явление - так называемая «Тавлинская резьба», для которой характерны брутальные, грубоватые, тяжеловесные формы, идущие от сказочно-былинных наивных представлений о народных силачах и богатырях.
Одним из ведущих тавлинских резчиков является член Союза художников России, председатель Союза тавлинских мастеров П.В. Рябов.
Народное искусство обработки дерева нашло яркое выражение в гениальных работах мордовского скульптора С. Д. Нефедова-Эрьзи (1876 — 1959 гг.). Сын потомственного бурлака-плотогона, Эрьзя уже в раннем детстве начал увлекаться обработкой древесного материала, который потом стал основным для его скульптур в течение всей его жизни. В искусных руках ваятеля причудливые формы, созданные природой, фантазией художника претворялись в реальные образы, необычные по силе замысла и художественной выразительности.

Весь свой большой талант С. Эрьзя отдал своему народу. Значительная часть его работ помещена в художественной галерее г.Саранска.
В прошлом на территории мордовского края повсеместно было распространено берестяное ремесло.

Берестяные изделия бытовали в каждой семье: дети делали свистульки, берестяными ленточками обтягивали глиняные горшки; мужчины мастерили туески и «ложкарницы». Почти забытое ныне, оно возродилось и поднялось на новую ступень развития благодаря творчеству заслуженного художника республики Мордовия А.И. Занкина.

Художественное образование, хороший вкус и чувство материала позволяют ему создавать произведения высокого достоинства, такие как туеса «Берестяное кружево», «Святой Георгий», «Парь».
Первыми керамическими изделиями были остродонные глиняные горшки.
Их делали для удобства помещения в простейший очаг меж трех камней. Потом появляются горшки с плоским дном. Они имели насеченный орнамент по венчику. На отдельных сосудах встречаются изображения животных, человеческих фигур, а также крестовидные знаки – символ соединения небесного и земного огня. Глина применялась и для детских игрушек. Среди наиболее успешных керамистов республики в наши дни можно выделить С.С. Борисову.

Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Ею окаймляли рукава, ворот и подол, она располагалась продольными полосами по спине и спереди женских рубах и верхней холщовой одежды.

Женские головные уборы также часто покрывали сплошной вышивкой. В наши дни вышивкой с национальным мордовским орнаментом украшают не только традиционный костюм, но и бытовые предметы: занавески, скатерти, портьеры.
Национальный женский праздничный костюм является шедевром народного искусства. Именно он позволил мордовскому народу войти в золотой фонд мировой художественной культуры. У мордвы костюм насыщен цветом, включает много украшений из металла, бисера, бус, представляет собой красочный, звенящий ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с песенным фольклором.

До настоящего времени мордовский народный костюм является неиссякаемым источником вдохновения не только художников-прикладников, но и живописцев, графиков, дизайнеров и модельеров.

Узорное ткачество не получило у мордвы большого развития. Бранные узоры чаще встречаются на концах полотенец, подолах старинных мужских рубах и женских передниках; это узкие полосы геометрического орнамента, набранного красными хлопчатобумажными нитками.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством в нашей группе начинается с уголка национальной культуры.

Здесь дети знакомятся с предметами быта мордовского народа, мордовской матрешкой, куклами в мордовской одежде, а для родителей представлены тематические альбомы о Мордовии. Дети с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками . Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, тавлинские игрушки и другие предметы народных умельцев.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Знакомя детей с культурным наследием родного края, мы учим не только любить и понимать прошлое, мы учим их беречь и хранить настоящее, и, конечно, думать о будущем.

Рекомендуем посмотреть:

Декоративно-прикладное творчество в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста Роль декоративно-прикладного творчества для детей Дизайн-деятельность в ДОУ Роль декоративно-прикладного творчества для детей и взрослых

Похожие статьи:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе

Пасхальное лукошко своими руками. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 264 дня назад (20 марта 2016)
Просмотров: 1050
Рубрика: консультации
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!