Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка в 11 классе с презентацией

Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема: «Обособленные определения и обстоятельства»
Автор: Кургузова Ирина Борисовна, учитель русского языка МАОУ»СОШ№3» г. Гай , Оренбургская область

Цели и задачи урока:
1. Углубление и обобщение знаний об обособленных определениях и приложениях.
2. Формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных определениях и обстоятельствах.
3. Подготовка к ЕГЭ.
4. Активизировать речь учащихся; побудить к творческой исследовательской работе над текстом; развивать аналитические способности.
5. Воспитывать внимательного, вдумчивого читателя, обладающего языковым чутьём, орфографической грамотностью, прививать интерес к познанию русского языка.
Ход урока:
I. Лингвистическая разминка.
1.Работа на уроке начинается с чтения и размышления над словами Д.С.Лихачёва

«Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. О человеке нередко сначала судят по его лицу, походке, поведению и часто ошибаются. Язык более точный показатель человеческих качеств и культуры».
- Учащиеся определяют главную мысль высказывания и приходят к выводу: человек должен стремиться овладеть орфоэпическими нормами, чтобы быть культурным и образованным.

Слайд 1
Содержание слайда следует ниже:

2. А можем ли мы считать себя образованными людьми, давайте проверим.
- Учащимся предлагается рассмотреть слова, сформулировать задание, дать правильный ответ.

1) врУчат 3) пОнявший
2) мозаИчный 4) завсегдатАй
- Значение какого слова вам непонятно?
2. Обращаемся к толковому словарю:
Завсегдатай – частый, постоянный посетитель.
Мозаичный – состоящий из пёстрых, цветных элементов, разнородных частей.

3. Продолжим пополнять словарный запас языка.
Слайд 2
Содержание слайда следует ниже:


- Рассмотрите слова, выберите слово, которое имеет значение «честный, соответствующий принятым правилам»
1) эстетичный 3) чувствительный
2) преданный 4) порядочный

- Почему выбрали ответ №4
( Предполагаемый ответ: потому что другие слова имеют лексические значения, не соответствующие указанному.
Эстетичный – красивый, изящный.
Чувствительный – сентиментальный, обладающий повышенной восприимчивостью.
Преданный – проникнутый любовью и верностью.)

4. Зная лексическое значение слов, составьте словосочетания разным типам подчинительной связи.

Слайд 3

5. Продолжим работать над качеством речи.
Содержание слайда следует ниже:

- Прочитайте, найдите грамматические ошибки и запишите вариант правильно:
1) за семью печатями
2) интересное интервью
3) согласно расписания
4) красивая тюль
Какой вариант не является словосочетанием?
- Учащиеся объясняют, что здесь имеются грамматические ошибки, исправляют их (согласно расписанию, красивый тюль) и определяют, что «согласно расписанию» - это существительное с предлогом, словосочетанием не является.
6. - Составьте с данными выражениями, используя правильную грамматическую форму, предложение.
II. Актуализация знаний.
Терминологиеский диктант
1. Беседа с учащимися.
2. Вспомним! Терминологический диктант.
-Какое термин соответствует следующему определению:
1) Это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? Чей? и обозначающий признак предмета. (определение)
2) Это второстепенный член предложения, выраженный существительным, но отвечающий на вопросы какой? какая? (приложение)
3) Это второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель и другие, и отвечающий на вопросы где? Куда? Когда? Зачем? Откуда? (обстоятельство)
4)Это второстепенный член предложения, имеющий дополнительное значение , отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Что характерно с точки зрения синтаксиса для этих второстепенных членов? (могут обособляться)

3. Устный ответ на лингвистическую тему: Обособленные определения и обстоятельства, знаки препинания при их обособлении. Учащиеся составляют таблицу по теме.

III. Применение теоретического материала на практике.
Работа в парах.

Слайд 4, 5
Содержание слайда следует ниже:


1. Задание: Рассмотрите таблицу и соотнесите примеры и условия обособления:
Примеры Условия обособления
1. Взволнованный, он долго не мог успокоиться.
А. (Не обособляются распространенные согласованные определения, если они стоят перед определяемым существительным и не имеют добавочного обстоятельственного значения.)

.2 Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
Б.(Обособляются несогласованные определения, выраженные н.ф. глагола, перед которой можно поставить а именно.)

3 Разгоряченный игрою, мужчина стал сильно нервничать.
В. (Не обособляются распространенные согласованные определения, если они стоят перед определяемым существительным и не имеют добавочного обстоятельственного значения.)

4. Высокая и нарядная, поблескивала невдалеке церковь.
Г.(Обособляются определения, если стоят перед определяемым существительным, но имеют добавочное обстоятельственное значение.)

5. Была еще последняя надежда - с наступлением ночи прорваться в степь.
Д.(Обособляются распространенные, а также несколько однородных согласованных нераспространенных определений, которые стоят после определяемого существительного.)


6. Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.
Е.Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.)

(Ж. Обособляются определения, если они отделены от определяемого слова другими словами.)

1 2 3 4 5 6
Е Д Г Ж Б В

Слайд 6
Содержание слайда следует ниже:

2. Распределите предложения на две группы(обособленные определения и обособленные обстоятельства), выявляя условия обособления. Расставьте знаки препинания.
1) Человек любящий и умеющий читать счастливый человек.
2) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню.
3) Остановившись он долго рассматривал след.
4) Мы долго смотрели вслед поражённые зрелищем.
5) Босая она быстро сошла вниз.

IV. Комплексная работа с текстом.
Перед вами текст поэта Е.Винокурова о С.Есенине.
1. Чтение текста.

Слайд На слайде текст Е. Винокурова

((1) Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2)Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.
(3)Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4)Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. (5)Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.
(6)Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.
(8)Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9)Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам. Это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. (10)Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.
(12)Есенин – певец любви. (13)Эта тема тоже близка каждому человеку. (14)Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.
(15)Поэт – это сейсмограф, компас. (16)Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас- точен. (18)А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации.
(По Е.Винокурову)
2. Проверка заданий речеведческого характера.
1. Определите стиль и тип речи. Аргументируйте ответ.
Это публицистическая статья. Адресована она широкому кругу читателей. Для этого стиля характерны аргументированность изложения, простота, ясность и образность. Речь носит оценочный характер. Используются предложения разных синтаксических конструкций.
Тип текста – рассуждение. В нём автор размышляет о причинах безграничной любви народа к творчеству Есенина.

2. Какова тема и основная мысль текста?
Тема (С. Есенин – национальный мыслитель.)
Основная мысль (С.Есенин пользуется безграничной любовью народа.)

3. Какие вопросы поднимает автор (как доказывает, чем объяснить любовь русского народа к творчеству Есенина)?
(1. Богатство содержания поэзии.
2. Темы, затронутые Есениным, близки народу.
3. Есенин чутко реагировал на социальные изменения эпохи, в которую он жил.
4. Есенин – философ.
5. Есенин – певец любви.)

4. Какие яркие языковые средства используются для выражения авторской позиции? Сформулируйте ее.

Метафора: Поэт – это сейсмограф, компас. Он был обнажённой совестью нации.
Сравнение: Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви. Мысли Есенина подобны ослепительным вспышкам.
Лексический повтор (это важный элемент логического ударения, раскрывающий основную мысль): безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды.
Риторический вопрос (утверждение, облечённое в вопросительную форму, не требующее ответа, а привлекающее внимание читателя): Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?
Синонимы: Есенин мыслит масштабно и крупно (7 предложение).
-Однозначные или многозначные эти слова?
Масштабно – мыслит глубоко. Мысли отличаются большим охватом явлений.
Крупно – отличаются важностью, значительностью и серьёзностью.
5. Значение каких слов уточняли в словаре?
Подспудно – скрытно.
Интуиция – 1)чутьё; 2) философ.- постижение истины без предварительного логического рассуждения.
Одухотворённость – возвышенность чувств.
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

3. Выполнение заданий языкового характера.
Задания.
1. Выписать предложения с обособленными членами.

4. Проверка заданий.

III. Самостоятельная работа (вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания).
Задания выполнить на печатных листах. Чтение учителем текста – ученики расставляют знаки препинания.
IV. Устная работа по тексту.
-Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.
1. При обособлении приложения употребляется тире. Если перед приложением можно вставить слово а именно.
2. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
3. Обособляются определения, выраженные причастными оборотами.
4. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными и сравнительными оборотами.
5. Обособляются уточняющие члены, в том числе присоединительные конструкции.
6. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребёнком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.
Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка…Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.
С колей Гумилёвым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для ёлки. Был чудесный(?)ый солнечный день. Лёгкая пороша выпала ночью а утром ещё сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.
(На)встречу шли мальчики Гумилёвы. Пошли вместе. Аня (н_)чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек Не заинтересовал её и самый плечистыйиз них Коля Гумилёв.
Не так отнёсся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки… Нежное лич_ко… Волосы… В её облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое… Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку…
После этой встреч_ Коля Гумилёв стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть, т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилёв был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлинё_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лишё_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.
Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилёв был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.
Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утёнок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?
V. Подведение итогов.
Задание на дом. Написать небольшое сочинение – рассуждение по данному тексту в формате ЕГЭ П. 88
Презентация на тему: Обособленные определения и обстоятельства

Рекомендуем посмотреть:

Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе
Опубликовано: 301 день назад (6 февраля 2016)
Просмотров: 1278
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Виктория Олеговна Ляпина # 7 февраля 2016 в 08:52 +1
Спасибо за отличную работу, Ирина Борисовна! Я сама еще только что закончила школу, все это так близко. Урок построен очень интересно, используете разные виды работ. Для подготовки к ЕГЭ это просто супер! ГОЛОС
Ирина Борисовна Кургузова # 7 февраля 2016 в 15:49 +1
Спасибо, Виктория Олеговна!