Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока внеклассного чтения по литературе, 5 класс. Лавренев «Разведчик Вихров»

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе по рассказу Б. А. Лавренева «Разведчик Вихров»
Цель урока:
Регулятивная: развитие способности участвовать в речевом общении.
Обучающая: знакомство с рассказом Б.Лавренева, обобщение и систематизация знаний о портрете литературного героя.
Коммуникативная: развитие устной речи (умение вести диалог), образного и аналитического мышления, творческого воображения, отработка умений выделять существенные признаки, наблюдать, анализировать, делать выводы;
Личностная: создание условий для воспитания любви к Родине и уважения к героям войны.

В тот день июньский, на рассвете,
Вступая в бой святой и правый,
С отцами поравнялись дети
Геройством, доблестью и славой.
А. Суриков
Структура урока
I. Оргмомент.
II. Работа по теме урока.
1. Целевая установка.
Мы сегодня будем работать с рассказом Б.Лавренева «Разведчик Вихров».
-Какому событию посвящен этот рассказ?
-Что Вы знаете о Великой Отечественной войне?
- Прочтите эпиграф к нашему уроку: Слайд 1
ЭПИГРАФ - изречение, помещаемое перед произведением или его частью и поясняющее его основную идею, замысел автора. Слайд 2
-Какова же основная идея нашего урока? (рассказать о маленьком герое Коле Вихрове, о его подвиге, нужно знать историю своей страны).
2.Подготовка к работе с текстом.
А) краткое сообщение о биографии Б.Лавренева. СЛАЙД 3
3. Работа с текстом. Слайд 4
А) Когда и где происходят события? (зима: метафора – железная от мороза степь, «потянуло колючим холодком зимнего ветра», в районе совхоза «Новый путь»)
Б) Каким перед нами предстает Коля Вихров? ПОРТРЕТЫ, РИСУНКИ ДЕТЕЙ(тринадцатилетний гость, курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика, обут в серые парусиновые туфли, потёртые на носках обшелушенные, посинелые губы неудержимо дрожали, грустные глаза смотрели пристально и строго; «Мальчик сбросил пальтишко, аккуратно свернул подкладкой наружу..оказался головастым и худым», «Я по-немецки могу, я в школе хорошо учился», «Папа…- геодезист, сам карты чертить могу, папа теперь в армии, у саперов командир», мама «по ночам у немецкой кухни картофельные ошурки подбирает», часовой застал, ударил прикладом, рука до сих пор не гнется)
В) Заполнить таблицу. Приложение 1.
Капитан Коля Вихров
Сведения Сколько, по-твоему, немцев в районе совхоза? Рота автоматчиков, взвод средних танков, танковое вооружение- калибр примерно 50 миллиметров, 10 дней грузовики цемент таскали, 109 грузовиков ввалили.
Работа с картой Ты нарисовать это сумел бы? Карта у вас какая хорошая. Подробная, как план. Сам карты чертить могу, не очень чисто, конечно. РИСУНКИ
Война Суровый мир взрослых, опаленных порохом людей Грустные глаза пристально и почти строго смотрели в лицо капитана, лицо его потемнело, он заговорил настойчиво и торопясь (беспокоится о матери), Почувствовав непосредственную сердечность ласки, мальчик, на мгновенье вернувшись в детство, по-ребячьи нежно прижался щекой к капитанской ладони.

Г) Какие черты характера отмечает автор у главного героя?
- аккуратно свернул пальтишко подкладкой наружу, капитану понравилась бережливость к одежде;
-отношение к еде: испуганно смотрел на гигантский бутерброд, выбрал кусочек поменьше и положил рядом с чашкой
- беспокойство о маме (худенькое лицо неожиданно сморщилось, и на стол закапали огромные, неудержимые слезы…Я стойкий. А вот маму вспомнил. Глаза его засветились: «Только голодно у нас». «…Немцы никому не позволяют уходить из совхоза. Нагрянут случайно для проверки – меня нет, они на маме выместят», - в его голосе слышалась недетская тоска.)
Д) Анализ эпизода. Со слов «Перед рассветом пошел на наблюдательный пункт» до слов «Взрыв тряхнул почву, как землетрясение, и капитан с тревогой подумал о том, что он натворил в совхозе». (Данный отрывок является повествованием. Чтобы показать действие, автор использует глаголы, их – 20. Автор показывает признаки действия, используя наречия: висел долго, увидел ясно, полетели кверху, обрушился туда. В этом отрывке образность создается при помощи олицетворений (залп прокатился, гром висел, пронеслась полоса бледного пламени, встал дым, взрыв тряхнул, скворечня вела разговор), сравнение (как землетрясение), метафору (могучей, курчавящейся шапкой). Средств выразительности мало, но они создают страшную картину боя, и кажется, что сам становишься очевидцем этих событий.)
Е) Зачем автор так подробно описывает картину боя? (Без этого эпизода мы бы не смогли понять, что чувствовал Коля, сидя на чердаке. Ведь капитан наблюдал происходящий бой издалека, а Коля находился в непосредственной близости. Это вокруг него рвались снаряды, летали вверх обломки бетона и бревен.)
К рассказу вы нарисовали иллюстрации БОЯ.
III. Подведение итогов урока.
Беседа.
1. Слово «герой» является многозначным. Какое значение мы выберем для нашего главного героя? Почему? Слайд 5
ГЕРОЙ – 1) выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги; 2) главное действующее лицо литературного произведения; 3)лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды; 4)лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищение, подражания.
2. Какой же подвиг совершил «маленький русский человек»? ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА рисунки
Слово учителя.
Таких героев было много. Оценивая участие детей в Великой Отечественной войне, дважды Герой Советского Союза Ковпак писал: «Рядом с нами в ряды воинов встали наши внуки, дети. Они были гвардейцами тыла и фронта… Немыслимо передать даже тысячную долю того, что совершили дети в дни войны».
Презентация «Ах, война, что ты сделала подлая…»
3. Каких юных героев знаете вы?
Чтение стихотворения. ( Приложение 2).
IV. Домашнее задание: по выбору: 1) нарисовать обложку книги; 2) выучить понравившееся стихотворение о войне; 3) написать сочинение «Подвигу жить!» Слайд 6
Приложение 1.
Капитан Коля Вихров
Сведения Сколько, по-твоему, немцев в районе совхоза?
Работа с картой Ты нарисовать это сумел бы?
Война Суровый мир взрослых, опаленных порохом людей.

Приложение 2.
Дети войны
Дети войны…как звучит это горько!
Дети войны…Страх, беспомощный крик.
Сколько в Вас силы и мужества сколько!
Выстрел, другой…И ребенок погиб.

Подвиги Ваши живут вместе с нами,
Помним о них, изучаем и чтим.
Мы тоже дети и Вам благодарны
За Вашу жизнь во время войны.

Время проходит, сменяет другое.
Чтут поколения их имена,
Тех, кто за Родину и за свободу…
В наших сердцах они будут всегда.
Заркова Арина, 5 «А» класс

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока-игры по литературе в 5 классе Конспект урока внеклассного чтения для 5 класса. Рождественское чудо Конспект внеурочной деятельности по литературе в 5 классе. Сказки Васнецова Конспект урока чтения для учащихся 5 классов коррекционной школы 8 вида

Похожие статьи:

Литературные чтения, 5 класс

Андерсен «Соловей»

Киплинг «Откуда у Кита такая глотка»

Рассуждение это
Опубликовано: 3030 дней назад (8 января 2016)
Просмотров: 6807
+4
Голосов: 6
Комментарии (2)
Тамара Ивановна Радченкова # 8 января 2016 в 12:39 +3
Очень хороший урок. Жаль, что нет презентации. Возможно, ещё не загрузили.
Ольга Алексеевна Котова # 9 января 2016 в 08:39 +1
Конспект урока написан очень грамотно. Поставленные цели выполнены. Жаль нет фотосопровождения или презентации, как вы указали в конспекте. Поддерживаю вас