Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Формирование креативных свойств личности в начальной школе

Формирование креативных свойств личности в процессе изучения курса "краеведение" в начальной школе
Данная разработка представляет собой описание опыта работы с детьми начальной школы по курсу "краеведение", приведены примеры по конкретным темам. Этот материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей и институтов, а так же учителям -предметникам.
Цель работы: расширение возможностей и форм работы на уроках краеведения.
Задачи: показать важность наглядного материала на уроках в начальной школе; развивать мелкую моторику, соотношение форм и цветов по средствам ручной работы; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Одной из важнейших задач современного образования является развитие творческих способностей. Быстрые перемены в жизни общества диктуют новые требования к свойствам личности человека, в том числе таких как мобильность, гибкость, креативность. Креативность (в буквальном русском переводе – «творческость») личности обычно понимается как интегративное свойство, вбирающее в себя творческие возможности, способности и потенциал, который проявляется в самых разных видах деятельности людей: в общении, в труде, в создании художественных произведений. Работа учителя творческая, поэтому развитие креативности должно входить в круг задач обучения и воспитания школьников.
Развитие креативности связывают преимущественно с инновационными процессами, с ориентацией на новизну и оригинальность. Но важно уметь объединить инновационность с традиционностью. Учитель получил возможность предложить детям разнообразные варианты реализации этой задачи. Одним из которых, является занятия по программе «Краеведение».
Обращение к краеведению в начальной школе обусловлено, прежде всего, желанием пробудить интерес к истории города, улицы, здания, исторического лица. Основная задача таких занятий – активизировать деятельность учащихся, повысить интерес к истории родного края, его природе, традициям, знаменитым землякам, творцам-умельцам. Краеведческий материал несет в себе большой развивающий и обучающий потенциал, посредством него происходит всестороннее развитие младших школьников, расширяется творческое воображение, школьники приобщаются к национальной культуре, повышается интерес к обучению. Использование краеведческого материала помогает пробудить в учащихся интерес к истории, культуре родного края, воспитывать гражданина своего Отечества.
Уже не первый год я веду работу по тетрадям, которые разработаны по курсу «Краеведение». Вся программа построена на принципах доступности, научности, системности, подталкивает ребёнка к поиску информации, исследованию и обобщению. В начальных классах учащиеся воспринимают окружающий мир через практическую деятельность. В связи с этим появилась проблема, как стимулировать влечение детей к этой деятельности, какие формы и приёмы работы подобрать, чтобы интерес к занятиям не пропал, чтобы ребёнок, узнавая, что-то новое мог творить и видеть продукт своего творчества.
Идея интегрировать занятия по краеведению с изобразительным искусством и технологией не нова, но подобрать элементы работы посильные, доступные и интересные младшим школьникам было не просто.
Опираясь на тематический план изучения краеведения в первом классе, я стала подбирать материал декоративно-прикладного характера к некоторым занятиям.Это стало основой инновационных занятий, в которых на материале народной культуры развиваются способности к вариативности, коммуникативности и полихудожественной деятельности.
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Проведя несколько занятий, я поняла, декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью изучения родного края.
Я бы хотела познакомить вас с некоторыми примерами развития креативности на основе использования элементов декоративно-прикладного творчества.
При изучении темы «Мир твоего дома», ребята рассматривали дома, которые строили в старину, сравнивали с современными домами, познакомились с наружным украшением дома. Конкретно я остановила их внимание на наличниках. Оказалось, что традиция украшать окна резными наличниками у каждой области была своя. Да и сама резьба и роспись ставень и наличников имеет древние корни, особые знаки и символы, которые являлись своеобразным оберегом от злых духов жилья человека.
Результатом этого занятия стали рисунки, на которых ребята изобразили наличники, характерные для воронежской области. Дети в своих рисунках старались учесть своеобразие и неповторимость резных наличников нашего края.
Подходя к теме «Моя родословная», я понимала, что нужно найти какую-то нетрадиционную форму изображения родословного дерева. Хотелось, чтобы это было не просто листики на дереве, а фрагмент какой-то росписи.
Когда-то в детстве, я видела в деревне у подруги нарисованное на русской печи красивое цветочное дерево. И оказалось, что подобная традиция расписывать домашнюю утварь, печи, белёные дома сохранилась в селе Петриковка Днепропетровской области. Роспись возникла вместе с первыми поселенцами во второй половине XVIII века. Они начали строить светлые глиняные дома, украшая их цветной глиной, а все женщины расписывали стены хат, печи, камины, внешний фасад дома цветочными красочными узорами - все это создавало единый художественный ансамбль. Рисовали эти узоры специальными кистями, которые делались из кошачьей шерсти, а так же обмотанными мягкой материей спичками, или же просто пальцами. Разводили краски на молоке и яйцах, а цвета же выбирали под стать всем краскам природы - самые яркие. Основными мотивами росписи были полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры. Мы попытались изобразить родословное дерево в стиле петриковской росписи, а на рушнике дети написали фамилию своего рода.
Следующая тема «Я и моё имя». Традиционно ребята подбирает к этому занятию информацию о значении своего имени. Я решила соединить эту тему с древним промыслом вырезания узоров из бумаги. Считается, первые узоры из бумаги появились на родине бумаги – в Китае. Однако похожая техника вырезания из кожи и фольги уже существовала до изобретения бумаги. И у славян еще до того, как появилась бумага, уже существовала традиция украшать дома ажурными узорами из ткани и бересты.Этот старинный вид творчества известен у многих народов под разными названиями. В России ажурно вырезанная бумага называлась вырезка, вырезанка или выстриганка. Бумажными кружевными узорами, раньше как оберегами, украшали домашний иконостас, окна, печи, полочки в шкафах, лавки, столы, потолочные балки, рамки, дверные косяки. Их наклеивали на стены и потолки, использовали вместо скатерти, вязаных салфеток, занавесок. Ребята вырезали из бумаги первую букву своего имени и наклеили на лист с информацией о значении и происхождении имени.
Когда мы дошли до темы «Новый год», то конечно дети захотели делать ёлочные украшения. Я им предложила необычные украшения. На занятии я рассказала ребятам об истоках традиции украшения ёлки. О том, что в старину на веточки вешали орехи, яблоки, конфеты, пряники. Именно пряники я предложила выполнить и украсить ими ёлку. Правда, пряники эти не похожи на нынешние, потому что делали их в нашей воронежской области совсем иначе.Воронежский пряник выпекался в Воронежском крае с давних лет. Он не как в Туле печатный и не как в Вязьме – вырезной, в Воронеже пряник называли «вырубной». И выделывали его при помощи контурных форм из кровельного железа. Для детворы делались разнообразные пряники, изображающие лихо скачущих лошадок, всадников, бойких петушков, золотых рыб, различных животных, балалайки, жаворонков, звезды и многое другое. Спрос на пряники был большой. Продавались они и покупались на всех городских и сельских базарах, во время ярмарки, в мелких лавчонках со сладостями, а в праздничные и воскресные дни еще и отдельными торговками около церквей. Пряниками одаривали детей на Рождество и Новый год.Из гофрированного картона и красок дети «вылепили» свои пряники, у каждого они получились неповторимыми.
Перед изучением темы «Труд людей в городе и на селе» я предложила ученикам послушать сказку. Основной мыслью которой стали необычные картинки, рассмешившие давно печалившегося царевича. Эти картинки назывались лубки.
На этом занятии я решила предложить ребятам выполнить рисунки на тему «Профессии на селе» в технике русского лубка.
История создания лубков уходит в те давние времена, когда на Руси только появилась письменность.Печать лубков была массовым производством. Были художники, наносившие карандашом рисунок на деревянную доску. Их называли знамёнщиками. Гравировали рисунок на доске граверы. Полученные черно-белые лубки назывались простовики. Их отвозили в специальные артели, где работали цветальщики, в основном женщины и дети. Позже лубки стали печатать с медных досок. Эта техника позволяла выполнить очень тонкий рисунок. Поэтому сюжеты картинок стали разнообразнее, а тексты - длиннее.
Работая в группах, дети собирали из предложенных элементов лубок, соблюдая правила и традиции его изготовления. Затем подбирали пословицу, подходящую к их изображению. Получилось очень красочно и поучительно!
Конечно, систематическое и целенаправленное осуществление использования декоративно-прикладного материала при изучении краеведения требует от учителя больших усилий, постоянного поиска, систематической и целенаправленной работы над собой, изучения и накопления обширного материала, его анализа и дидактической обработки. Но результат этих усилий стоит того. В процессе работы у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Уже во втором классе дети с нетерпением ждали занятий по краеведению. Они с любопытством воспринимали предложенные темы и сами предлагали варианты их реализации с точки зрения творческой деятельности.
Так при изучении темы «История и культура» ребятам предлагалось выполнить свой эскиз воронежской матрёшки. Не забывая об основных канонах росписи воронежской матрёшки, её самобытного наряда, формы, дети по разному изобразили лицо матрёшки, а особое внимание уделили тому, что матрёшка держит в руках: это были и петушки , и кузовок с ягодами, и каравай, и веночек из ромашек… Умение найти варианты в решении задач, владение вариативными способами и техниками в различных видах деятельности, в том числе художественной, - всё это объективные характеристики творческой личности.
Проявили себя ребята, как творческие личности, и, выполняя куклу в воронежском костюме. Многие не только раскрасили, вырезали и собрали куклу, но и придумали ей имя : душенька-Марфушенька, лапушка- Ладушка, солнышко -Алёнушка и др. Дети придумывали сказки про своих кукол, разыгрывали житейские ситуации. У многих появилось желание сделать куклам пару, для чего пришлось изучить не только традиции женского костюма, но и мужского.
Использование на занятиях краеведения элементов декоративно-прикладного искусства позволяет создать условия для развития творческой личности, сделать процесс познания значимым и более интересным для учащихся, поскольку краеведение позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность.
В современной педагогике важно связать устойчивые традиции народного творчества с обновлением материала, знание народной культуры – с творческим импульсом, с поиском актуального для себя в потоке жизни от прошлого к настоящему.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в начальной школе: Моя малая родина Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе, 3 класс Краеведение для младших школьников Внеурочное мероприятие в начальной школе с презентацией. Моя малая Родина
Участник №97 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе
Опубликовано: 286 дней назад (28 февраля 2016)
Просмотров: 497
Рубрика: педагогика
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Светлана Васильевна Лапатина # 29 февраля 2016 в 08:37 0
Ирина Александровна!
Здравствуйте,внимательно ознакомилась с вашей разработкой:Формирование креативных свойств личности в процессе изучения курса "краеведение" в начальной школе.Вы проделали большую работу по активизации деятельности учащихся, повышению интереса к истории родного края, его природе, традициям, знаменитым землякам, творцам-умельцам. Ваш краеведческий материал несет в себе большой развивающий и обучающий потенциал, посредством него происходит всестороннее развитие младших школьников, расширяется творческое воображение, школьники приобщаются к национальной культуре, повышается интерес к обучению.Спасибо за интересную разработку,она будет восстребована многими педагогами.Успехов вам,примите мой голос + 1.