Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Развитие информационно-коммуникационной компетентности на уроках математики

ИКТ на уроках математики
В современное время информационные технологии внедряются во все сферы деятельности человека.
И для успешной деятельности каждый человек должен владеть определенными умениями и навыками, позволяющими ему решать встающие перед ним проблемы.
Не редко для решения этих проблем необходимо использование информационных технологий.
Использовать их может только компетентный человек, в данном случае ИКТ-компетентный. Что же такое ИКТ- компетентность? (слайд 2)
ИКТ- компетентность – это способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и/или сети для получения доступа, управления, интеграции, оценивания, создания и передачи информации с соблюдением этических и правовых норм для того, чтобы функционировать в обществе, основанном на знании/чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества
Формирование ИКТ-компетентности происходит на всех уроках в школе, происходит и во внеурочное время.
Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки:
- Определение: умение сформулировать запрос таким образом, чтобы он способствовал поиску информации
- Доступ: умение/способность найти и собрать (retrieve – восстанавливать, исправлять) информацию из различных источников
- Управление: умение применить существующую организационную или классификационную схемы (для структурирования, размещения/сохранения информации и быстрого ее поиска в дальнейшем)
- Интеграция: умение интерпретировать и представлять/осмыслять (representing) информацию - вычленять самое главное, сравнивать или противопоставлять информацию, полученную из нескольких источников
- Оценка: умение составить мнение о качестве, нужности/релевантности, полезности или эффективности информации
- Создание: умение создавать или адаптировать информацию с учетом конкретной потребности/задачи, выражать главную мысль и приводить информацию, подтверждающую ее
- Передача: умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (слайд 4).
В связи с этим возникает проблема: «Как развивать ИКТ-компетентность в процессе обучения математике?» Для решения этой проблемы можно использовать следующий ряд приемов и методов (слайд 5).
На уроках обычно не хватает времени на знакомство с историей математики. В связи с этим, учащимся предлагается найти дополнительный материал о великих математиках, истории открытия теорем и формул, происхождении математических терминов, используя различные источники информации. Дети получают за это дополнительную оценку, что является стимулом для самостоятельной познавательной деятельности. Развивается интерес к предмету, предоставляется возможность самореализации, выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом, которого те не найдут в учебнике.
Найденную информацию учитель предлагает оформить в виде небольшого реферата, информационного буклета или коллажа (слайд 6).
Близким по реализации являются проведение уроков-семинаров и уроков-конференций. Учащиеся самостоятельно выбирают тему из предложенного диапазона, и раскрывают ее, используя различные источники информации – будь - то энциклопедия из школьной библиотеки или ресурсы сети Интернет. Подобную работу дети могут выполнять после изучения каждой темы и ли раздела. Им предоставляется право изложить свое видение материала в виде доклада или презентации (слайд 7).
Использование практико-ориентированных задач, т.е. заданий с практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические исследования явлений реального мира, еще один из способов развития ИКТ – компетентности. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с уровнем информационной компетенции.
Например,
1) Используя среднее арифметическое, сделать вывод, как правильно и рационально распределять свое время на выполнение домашнего задания; оформив, исследуемою информацию в виде таблицы, сделав необходимы расчеты ученик делает вывод: Теперь я знаю, сколько приблизительно времени нужно для приготовления всех уроков и отдельно математики. Точно так же можно подсчитать время для приготовления домашнего задания по остальным предметам. Это очень важная информация для того, чтобы рационально планировать свое время.
Или 2) Используя среднее арифметическое, можно вычислить индивидуальный показатель оценки учебных достижений; сравнить свои достижения с уровнем достижений учащихся класса..
Вывод ученика: видно, кто стал учиться лучше, кто хуже. Можно составить рейтинг учащихся.
КОНЕЧНО, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И КАКИЕ-ТО ДРУГИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ для формирования ИКТ-компетентности (слайд 8).
В заключение, хотелось бы сказать, что какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование информационной культуры школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, всегда будет одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллект и творчество – это то, что способствует прогрессу в любой сфере человеческого бытия. Успех интеллектуального развития школьника достигается, главным образом, на уроках и внеурочных мероприятиях, которые нацелены на развитие познавательной активности учащихся.
На мой взгляд, основная задача учителя – научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет наиболее эффективным (слайд 9).
Презентация на тему: Развитие информационно-коммуникационной компетентности на уроках математики

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 5 классе Математическая игра для 5-6 классов «Скрат на уроке математики» Конспект урока математики в 5 классе. Десятичные дроби Каким должно быть домашнее задание по математике
Технологическая карта урока математики, 5 класс. Плоскость. Прямая. Луч
Опубликовано: 193 дня назад (1 июня 2016)
Просмотров: 432
Рубрика: ИКТ
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!