Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Упражнения с карандашами для детей дошкольников

Цикл речевых упражнений «Коробка с карандашами». Советы родителям детей с ОНР.
«Вы все на свете найдете
В коробке с карандашами.
Когда рисовать начнете,
Вы это поймете сами.
Когда рисовать начнете сами...
» ©
Зачастую родители дошкольников с ОНР задаются вопросом, как им организовать занятия дома с ребенком, закрепляя поставленные логопедом звуки.
- У нас нет таких интересных и хитроумных пособий и инструментов, как в кабинете логопеда! – думают они, - А даже если бы и были, мы не знаем, как ими пользоваться.

Я открою профессиональный секрет: иногда у современного логопеда просто нет времени для того, чтобы для каждого занятия доставать из шкафов все свои хитроумные пособия, уж слишком большому количеству детей с нарушениями речи приходится помогать, и для ускорения коррекционного процесса в ход идут подручные материалы, ежедневно стоящие на столе. Сегодня я вам расскажу и покажу на примере простой коробки с цветными карандашами, как можно закреплять в речи одни из самых сложных и часто нарушаемых звуков – [р], [ш] и [ж].
Почему же именно карандаш? Ну, во-первых, этот предмет детского обихода встречается в каждом доме, где есть ребенок от 1 года до 10-12 лет (как поется в известной песенке В. Шаинского на стихи Э. Успенского «Это правда!Ну, чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать!»).
Во-вторых, шикарное слово карандаш, содержит в себе и любимый вибрант р, и шипящий Ш. Ну, и в-третьих, даже если в речи ребенка благодаря усилиям логопеда уже появились звуки [Р], [Р'] и шипящие, в словах, подобных слову карандаш, как правило, почти все дети с ОНР все равно долго продолжают допускать 3 наиболее часто встречаемые структурные ошибки:
1. Дети опускают 1 гласный а, чем сокращают слоговую структуру трехсложного слова до 2 слогов - кран-даш;
2. Пропускают 2 слог со сложным звуком р в составе – ка-даш;
3. В слове выпадает согласный Н, т.к. стечение согласных нд в середине слова для детей с речевыми нарушениями сложно в произнесении - ка-ра-даш.

Вот и выходит, что простая коробка с карандашами позволяет нам не только автоматизировать сложные звуки, но и упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры. А еще она же поможет нам поработать над исправлением грамматических ошибок. Да и детям этот графический инструмент откроется с совершенно новой стороны. Оказывается, карандашами можно не только рисовать, но еще и играть.
«Вот она перед вами,
Коробка с карандашами.
В нее совершенно свободно
Вмещается что угодно
» ©

1. Упражнение «Отвечаем на вопросы». Упражнение помогает научить ребенка вести диалог, употреблять слово карандаш в нужной грамматической форме.
- Что лежит в коробке?
- В ко-робке лежат ка-ран-да-ши.
- Сколько в коробке карандашей? Ответь не пересчитывая.
- В ко-робке м-ного ка-ран-да-шей.
- Какие карандаши в коробке? Если они разные по цвету?
- В ко-робке раз-но-ц-вет-ные ка-ран-даши.
- С чем мы будем играть?
- Мы будем иг-рать с ка-ран-да-шами.
- О чем мы говорим?
- Мы говорим о ка-ран-да-шах.

2.Упражнение «Сколько карандашей?». Упражнение помогает научить ребенка согласованию количественных числительных с существительным м.р.
Выкладываем на стол по одному карандашу, а ребенок считает:
Один ка-ран-даш, два ка-ран-да-ша, три ка-ран-да-ша, четыре ка-ран-да-ша, пять ка-ран-да-шей, шесть ка-ран-да-шей, семь ка-ран-дашей.

3. Упражнение «Какой карандаш?» Упражнение помогает научить ребенка согласованию порядковых числительных и качественных прилагательных с существительным м.р.
Спрашиваем о каждом карандаше по порядку, какой он по цвету, а ребенок отвечает:
- Пер-вый карандаш к-рас-ный.
В-торой карандаш о-ран-же-вый.
Т-ретий карандаш жел-тый.
Чет-вер-тый карандаш зе-ле-ный.
Пятый карандаш го-лубой.
Шес-той карандаш синий.
Седь-мой карандаш фио-лето-вый.

4. Упражнение «Какого нет карандаша?» Упражнение развивает внимание, зрительную память, помогает научить ребенка согласованию качественных прилагательных с существительным карандаш в форме Р.п.
Предлагаем ребенку закрыть глаза, и прячем любой карандаш. Затем просим открыть глаза, и задаем вопрос: «Какого нет карандаша?» или «Какого карандаша не стало?», или "Какой карандаш ты не видишь?"
Ребенок отвечает:
- Нет красного карандаша.
Нет синего карандаша.
Нет зеленого карандаша.
Нет желтого карандаша.
Нет голубо-го карандаша.
Нет оранже-во-го карандаша.
Нет фио-ле-тово-го карандаша.



5. Упражнение «Обратный счет». Название говорит само за себя. Учим ребенка обратному счету и продолжаем упражнять в согласовании количественных числительных с существительным м.р.
Убираем по одному карандашу и спрашиваем, сколько карандашей осталось перед ребенком на столе.
- семь карандашей, шесть карандашей, пять карандашей, четыре карандаша, три карандаша, два карандаша, один карандаш.
- А теперь есть перед тобой карандаши?
- Теперь нет карандашей.





6. Упражнение «Радуга» Упражнение помогает ребенку выучить цвета радуги по порядку, развивает память, внимание и снова поможет потренироваться в согласовании порядковых числительных и качественных прилагательных с существительным карандаш.
Выкладываем семь карандашей перед ребенком, но спектральную последовательность нарушаем. Говорим малышу: Карандаши перепутались. Давай их разложим так, чтобы у нас получилась радуга.
И снова наш малыш проговаривает:
- Пер-вый карандаш к-рас-ный.
В-торой карандаш о-ран-же-вый.
Т-ретий карандаш жел-тый.
Чет-вер-тый карандаш зе-ле-ный.
Пятый карандаш го-лубой.
Шес-той карандаш синий.
Седь-мой карандаш фио-лето-вый.


Желаю успехов!
С уважением к коллегам и родителям, учитель-логопед МБДОУ д/с 465 г.о. Самара
Канаева Галина Сергеевна.

Рекомендуем посмотреть:

Кто Ваш ребёнок? Жаворонок? Сова? Голубь? В первый раз в детский сад Коррекционное музыкальное занятие-досуг в детском саду для детей от 6-7 лет с ОНР Как строить взаимоотношения с детьми, имеющими нарушения поведения
Смешное в детском саду
Опубликовано: 272 дня назад (24 октября 2017)
Просмотров: 687
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!