Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Разработка классного часа для 8-9 класса с презентацией. Красноярский край

Сценарий классного часа «Красноярский край: из истории просвещения»
Данный материал может быть рекомендован педагогам Красноярского края для подготовке к внеклассным мероприятиям по аналогичной тематике.

Автор: Вешникова Елена Валерьевна, учитель обществознания, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края.
Время: 1 учебный час.
Категория участников: 8-9 кл.
Тема: Красноярский край: из истории просвещения.
Цель: систематизация представлений учащихся о развитии образования, просвещения в Красноярском крае; воспитание патриотизма, уважение к истории родного края.
Задачи:
1. систематизировать представления учащихся о развитии образования, просвещения в Красноярском крае;
2. развивать познавательную активность, творческие способности учащихся, речь на основе коммуникативного общения;
3. воспитывать патриотические чувства, уважение к истории родного края.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация, физическая карта Красноярского края, дидактические карточки.

Ход кл. часа:
1. Оргмомент: школьникам предлагается выбрать одну из геометрических фигурок, учащиеся, выбравшие одинаковые фигурки – члены одной группы («Историки» и «Этнографы»).
Звучит аудиозапись «Песни о родном крае» в исполнении В. Толкуновой.

Учитель:
- Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Мы рады вас приветствовать в этом зале. Тема нашего урока - «Наш Красноярский край: познаем и любим». Цель урока: систематизация представлений учащихся о роли образования, просвещения в развитии Красноярского края.
Ученик 1: (читает стихотворение Льва Ошанина о крае):
- На три тысячи верст он разлегся в длину
Обойти и объехать такое непросто…
Чуть не тысяча штук Люксембургов ему,
Десять полных Великобританий по росту.
А какой он? Он разный…
Устав от степей,
Хочешь в горы? Ступай в грозовые Саяны!
Хочешь в реки? С обрыва ныряй в Енисей!
Хочешь в море? Два шага до океана!

2. Изучение нового материала:
Учитель:
-Сегодня мы предлагаем вам презентацию об истории развития просвещения, образования в Красноярье, командам по ходу просмотра слайдов по данному материалу предлагается придумать 1 вопрос команде-сопернице.
Ученик:
- История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. До прихода русских в Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюрко-язычные и самодийско-язычные племена, занимавшиеся оленеводством, охотой и рыболовством. О просвещении в то время еще не говорили (2-3 слайд).
Учитель:
- А что такое, по-вашему, просвещение? (учащиеся отвечают на вопрос учителя).
Учитель:
Итак, просвещение — передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве. Как же шло распространения знаний на территории будущего Красноярского края?
Учитель:
-К в началу XV в. на российских картах еще не было ни Мангазеи, ни Тунгусского острога (ныне Енисейск), ни Красноярска. Первоначально поселение Туруханск появилось в XVII в. на левобережье Енисея. Зимовье (позднее — г. Новая Мангазея) было частью торгового пути по Турухану, который использовался для торговли пушниной. Енисейск был основан как острог в 1619 г. и благодаря своему выгодному географическому положению быстро стал экономическим центром Восточной Сибири, отсюда происходило движение русских землепроходцев на восток.
Жители края в тот период чаще, чем в европейской России, носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, рубахи и сарафаны. Больше ели рыбы, дичи, меньше пользовались глиняной посудой. Первые красноярцы были ростом не выше 165 см. Дети умирали в 3 раза чаще взрослых, т. к. зачастую свирепствовала цинга.
1759 г. - в Красноярске была открыта латинская школа для обучения детей духовенства. Первым учителем был Григорий Скрябин (из бедных тобольских семинаристов). До открытия школы дети духовенства ездили учиться в Тобольск. В 1762 г. школу перевели в Енисейск, туда же вместе со школой передали учебные пособия: 3 псалтыри, 3 часослова, 3 учебника грамматики латинского языка.
1790 г. – открылось первое народное училище. Занятия проходили в трапезной Воскресенского собора. Красноярское народное училище считалось самым крупным в Сибири. Из 91 учеников 13 были купеческими детьми, в т. ч. 3 девочки. Для письма в качестве письменного инструмента использовалось перо гуся (слайд 4-6).
Другим крупным событием в культурной жизни края было открытие в 1784 г. в Красноярске первой в стране уездной публичной библиотеки. Книги для нее подарил первый и.о. капитана-исправника уезда Сергей Михайлович Кашкарев (1753- после 1820-х). Он внес большой вклад в изучение растительного и животного мира бассейна Енисея. Его материалы включил в свои книги «Описание растений Российского государства» и «Зоография Азии» крупный ученый Петер Симон Паллас (слайд 7).
Ученик:
-В 1822 г. императором Александром I был подписан Указ «О разделении Сибирских губерний на Западное и Восточное управления. Указом определено открыть уездное управление в Ачинске, Минусинске, Канске и губернское управление в Красноярске. Так была образована Енисейская губерния.
Уезды Енисейской губернии состояли из волостей. К этому времени бывшие крепости, опорные пункты российского государства в Сибири (остроги) уже стали уездными городами. Как самостоятельная единица Енисейская губерния просуществовала до 1925 г. (слайд 8).
Учитель:
-1850 г. - в Минусинске открыто первое учебное заведение - приходское училище, в котором обучалось 9 человек.
1869 г. – в Красноярске открыто женское училище, через год преобразовано в прогимназию. При ней был открыт педагогический класс, в программу которого, наряду с общеобразовательными включались педагогические дисциплины. Прогимназия - общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. В ней было 4 класса образования, соответствовавших 4-м младшим классам гимназии. Учреждались в городах, где не было гимназий. Могли быть мужскими, женскими или военными. Имели право принимать экзамены на звание учителя начальной школы и первый классный чин (слайд 9).
Ученик:
1874 г. – в Красноярске открыто 2-классное ремесленное училище. С 1908 г. училище стало 4-классным. Обучали ремеслам: сапожному и башмачному, кузнечному и слесарному, токарному.
1892 г. – в Красноярске открыта воскресная школа для мужчин. Ученики изучали чтение и письмо, арифметику, Закон Божий. (воскресная школа — занятия для детей, где детям в доступной, чаще в игровой форме, рассказываются основы христианской веры. Название образовано от дня проведения занятий — т. к. обычно они проводятся по воскресеньям).
1913 г. – в Минусинске открыта учительская семинария (семинария - учебное заведение для подготовки христианского духовенства), (слайд 10).
Ученик:
- А за стенами уездных городов «вольно» или «по государеву повелению» возникали и развивались сельские поселения. Основным типом сельских поселений была деревня - небольшое селение, не имевшее церкви. Деревни, основанные родственниками, именовали «однопородными». В «разнопородных» деревнях проживали семьи разных родов (слайд 11).
Ученик:
-Воспитанием в семье занимались дедушка и бабушка: все дети большой семьи воспитывались вместе, старшие одновременно участвовали в воспитании младших. Отношение к детям было ровное, без унижения и оскорбления, бабушка часто шутливо именовала малышей по имени-отчеству, спрашивала совета, беседовала с ними на серьезные темы. Мальчики с 6-7 лет ухаживали за домашней птицей, с дедушкой и бабушкой следили за порядком в доме и на подворье. С 9 лет стерегли лошадей, пригоняли с речки гусей, загоняли во двор возвращавшийся с пастбища скот, собирали ягоды, грибы, учились распознавать травы, ловить рыбу. С 11 лет умели ездить верхом на лошади, работали на бороньбе во время сева, перенимали плотничьи, сапожные, земледельческие навыки. С 14 лет подростки учились пахать, работали на покосе, самостоятельно водили лошадей в «луга», «ночное». С 17 лет юноша выполнял все виды сельских работ: косил сено, ставил копны, пахал на пашне, полностью управлялся с конем, с упряжью. Он получал свой земельный надел – 15 десятин – и совместно с родственниками разрабатывал пашню. Он становился «женихом» и мог участвовать в собраниях общины. Только с 18-19 лет юношу допускали до самых тяжелых работ, но при этом берегли от «надсады» (слайд 12-13).
Учитель:
-Непослушание родителям вело к преступлению и каторге. Ни один суд не принимал от сына жалобу на отца, а на сына, пожалуйста, … Любой взрослый человек мог сделать замечание; об этом сразу же становилось известно родителям. Семья за проказы сына строго его наказывала – честь рода ставилась на первое место. «Не позорь рода-племени своего, предков своих», - внушалось с раннего детства (слайд 14).
Учитель:
У девочек и девушек были свои работы. К 11 годам они должны уметь обрабатывать пряжу, прясть на прялке, выполнять все посильные виды женской работы по дому и на подворье. К 14 годам умели вышивать, вымачивать холсты, шить рубахи, доить коров, ухаживать за скотом. Участвовали с матерью и старшими сестрами в прополке, учились жать серпом и вязать снопы. К 15 годам ткали на, начинали готовить приданое для будущей свадьбы. С 16 лет девушки участвовали во всех работах на покосе, на жнитве, полностью обрабатывали лен, коноплю. К 17-18 годам девушка становилась полноправной работницей в доме. Примечательно, что варить и печь в своем доме девушку старались не учить: она должна научиться этому у свекрови.
1920- 30 гг. – рост сети школ, изб-читален - центров просвещения в деревнях и сёлах.
1930 г. - Сибкрайисполкомом принято постановление о введении обязательного обучения всех детей.
1935 г. - регламентация бальных отметок, продолжительности уроков и перемен. Вводятся своеобразные «детские паспорта» - ученические билеты.
1938 г. - открыта первая нганасанская начальная школа.
1970 г. - на основе русского алфавита была официально принята долганская письменность (слайд 15-17).
Ученик:
-Я землёю горжусь этой древнею,
много тайн неразгаданных в ней!
Названа Енисейской губернией
в королевстве твоём, Енисей!

Там, за далями, синими далями,
где течёт голубой Енисей,
наши деды Россию прославили
Енисейской землёю своей!
(Н. Анишина)

3. Закрепление изученного материала.
Учитель: Итак, мы вспомнили сегодня о том, как происходило развитие просвещения и образования на территории Красноярского края, и сейчас пришло время командам задать вопрос о развитии просвещения в Красноярье своим соперникам.
А) команды-соперницы задают друг другу вопросы и отвечают на них.
Б) Блиц-опрос (учитель задаёт вопросы поочередно командам):
1. Водами каких морей омывается территория Красноярского края? (Карским морем и морем Лаптевых).
2. Чем преимущественно занимались тюрко-язычные и самодийско-язычные племена, проживавшие в Приенисейской Сибири в конце XVI - начале XVII вв.? (охота, оленеводство, рыболовство).
3. Как называют среднее учебное заведение для подготовки служителей религиозного культа у христиан? (духовная семинария)
4. Загадка:
Дашь попить — станет говорить.
Какая водица только для грамотного годится? (чернила)
5. Продолжите пословицу: грамоте учиться - (всегда пригодится)
6. Как называлось общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии? (прогимназия)
7. В какой школе в воскресный день проводят занятия для детей, где в доступной форме рассказываются основы христианской веры? (воскресная школа).
8. Что такое цинга? (болезнь, недостаток витамина С в организме)
9. Продолжите пословицу: ума нет, считай… (калека)
10. Загадка:
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я - школьный ... (ранец)
11. Продолжите пословицу: ученье - свет… (а неученье - тьма)
12. Кто автор строк: «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность»?
А) А. П. Чехов Б) В. Г. Белинский В) Платон
13. Продолжите пословицу: ученого учить – только… (портить).
14. Загадка: Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья (пятерка).
Учитель:
-Молодцы, хорошо справились с заданиями. А теперь – работа по карточкам.
В) Работа в группах (с дидактическими карточками).
Группам предлагаются задания ситуативного характера. Членам отвечающей группы предлагается посовещаться в течение 1 минуты и ответить на вопрос.

Группе «Историки»
Реформы 1860-х гг. дали толчок для приобщения к образованию широких слоев населения. Однако в Сибири в это время остро ощущалась нехватка образовательных учреждений. На всю Енисейскую губернию к началу 1880-х гг. насчитывалось всего лишь 59 учебных заведений, в которых обучалось 2 687 учеников. Одна школа приходилась более чем на 7000 жителей губернии. Основным типом учебных заведений в губернии долгое время оставались 2-годичные приходские училища. Это был отсталый тип учебных заведений, не отвечавший потребностям в подготовке грамотных кадров для губернского хозяйства и культуры, т. к. давал лишь начальное образование. Неполное среднее образование можно было получить в 6-классных училищах Красноярска, Ачинска, Енисейска. Но их выпускники не имели возможности продолжить образование кроме как в технических и ремесленных училищах. В начале 1860-х гг. в губернии не существовало учебных заведений, дававших полное среднее образование. Попытку восполнить этот недостаток в 1864 г. предпринял известный сибирский общественный деятель С. С. Шашков, открыв в Красноярске класс для мальчиков и девочек, обучение в котором шло по программе гимназии. Но доступ в этот класс был возможен лишь для ограниченного круга людей. 1 февраля 1868 г. в Красноярске открылась мужская гимназия. Состав учеников комплектовался главным образом из детей дворян, чиновников и купцов. В 1876 г. состоялся 1-ый выпуск: из 70-ти поступивших к выпускным экзаменам дошло 6 учеников, а выдержали их и получили аттестаты только трое. За 25 лет гимназию окончили всего лишь 144 ученика. Существование гимназий осложнялось многочисленными трудностями: отсутствовали библиотеки, не хватало учебной литературы, не были оборудованы кабинеты, плохо держались педкадры. Половина преподавательских должностей в гимназиях оставались вакантными, занятия нередко вели преподаватели, не имевшие специального образования.
Вопрос: С какими социальными проблемами сталкивались, на ваш взгляд, жители Енисейской губернии в XIX в? Предположите, какие действия нужны были со стороны власти, чтобы более качественно развивалось образование в губернии.
Группе «Этнографы»
Задачу подготовки педагогических кадров для начальных заведений выполняла Красноярская учительская семинария с 3-годичным курсом обучения, открывшаяся в 1873 г. Условия приема были рассчитаны на выходцев из низших слоев общества: в нее принимались юноши от 16 до 22 лет, окончившие 2-классные училища. Выпускники семинарии были обязаны отработать в школе 4 года, а кто не отрабатывал, должны были выплачивать денежную сумму в размере затрат на обучение. Семинария готовила учителей для сельских училищ. С ней была тесно связана деятельность ее первого директора Ивана Тимофеевича Савенкова, внесшего огромный вклад в подготовку учительских кадров Сибири. Его книга «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий, начинающим сельским учителям и учительницам о главнейших обязанностях народного учителя» (1892) стала одним из первых в истории народного образования Сибири примеров разработки основ профессиональной этики педагогов. В 1908 г. в Красноярске по решению думы было объявлено о введении всеобщего начального образования. Это произошло благодаря поддержке образования городской общественностью, по инициативе которой еще в 1884 г. было создано Общество попечения о начальном образовании. Его цель - материальное улучшение приходских училищ и оказание помощи в продолжении образования наиболее способным ученикам. Одним из организаторов Общества и его руководителем на протяжении целой четверти века являлся Н. А. Шепетковский. Подобные общества вскоре возникли в Енисейске (1884) и Минусинске (1887). Благодаря активному вниманию общественности к вопросам образования произошли позитивные перемены и в организации учебно-воспитательного процесса: наметился переход от дисциплинарных наказаний к мерам по предупреждению проступков учащихся, стало больше уделяться внимания развитию творческой активности учеников. Гласность в освещении школьных проблем приводила к открытости в работе школы, участию в ней родительских комитетов. С января 1916 г. в Красноярске начал выходить педагогический журнал «Сибирская школа» под редакцией заведующего железнодорожной школой Красноярска Г. И. Итыгина. Журнал знакомил учителей с новейшими методами обучения и воспитания, освещая проблемы сибирской школы. Вопрос: Какие позитивные перемены, по-вашему, произошли в конце ХIХ - начале ХХ вв. в организации образовательного процесса в Енисейской губернии? Если бы существовала возможность оказаться в прошлом, то хотелось ли бы вам обучаться в сибирской школе начала ХХ века? Почему?
Г) Пока команды готовятся отвечать – вопросы болельщикам:
1. Целенаправленный процесс развития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру - это: А) образование Б) просвещение В) воспитание Г) обучение
2. Кто автор строк: тяжело в учении – легко в бою? (А. В. Суворов)
3. Загадка: В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след (перо)
4. Продолжите русскую пословицу: Повторенье – мать… (ученья)
5. Как называется мягкий белый известняк, используемый для записи на доске? (мел)
6. С какого века на Руси стали писать на бумаге: А) XIV Б) XV В) XIX
7. Загадка: Кулик не велик, сотне ребят велит:
То сядь да учись, то встань – разойдись (школьный звонок)
8. Продолжите русскую пословицу: Красна птица пеньем, а человек… (ученьем)
9. Продолжите поговорку: Век живи – (век учись)
10. Загадка: Открыла двери школа,
Впустила новосёлов.
Кто, ребята, знает,
Как их называют? (первоклассники)
11. Как называется самая низкая современная учебная отметка в школе? (единица)
12. Как называется литературное произведение, отрывок из которого прилагается? «Правдин: Грамматика. Что ж вы в ней знаете? Митрофан: Много. Существительна да прилагательна... Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь? Котора дверь? Правдин: Котора дверь! Вот эта. Митрофан: Эта? Прилагательна. Правдин: Почему ж? Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.» (Денис Фонвизин, «Недоросль»).
13. Какой учебный предмет госпожа Простакова из фонвизинского «Недоросля» называла «недворянской» наукой? (географию)
14. Перьями каких птиц (кроме гусей) писали в XVIII- XIX вв. в Сибири? (ворона, индюк, лебедь)
4. Рефлексия.
Учащимся предлагается продолжить фразы:
А) Для меня образование в Красноярском крае – это возможность…
Б) После окончания школы я планирую (не планирую) жить и работать в Красноярье потому, что…
Презентация на тему: Красноярский край: из истории просвещения

Рекомендуем посмотреть:

Программа по профессиональному самоопределению для учащихся 9 класса Классный час на 12 декабря - день Конституции РФ, 7-9 класс Сценарий внеклассного мероприятия для 8 класса на тему: Доброта Классный час, 9 класс. Наркотики - яд

Похожие статьи:

Классный час на тему Вредные привычки для 8, 9 класса

Классные часы в 9 классе. Разработки

Классный час на тему экология 9-10 класс

Классный час на тему: Любовь, брак, 9 класс

Психологический классный час, 9 класс

Участник №53 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Из опыта работы учителя гегорафии | Методическая разработка уставного урока, 8-9 класс с презентацией
Опубликовано: 412 дней назад (18 октября 2015)
Просмотров: 1169
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!