Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока истории в 10 классе. Иван Грозный и его эпоха

Урок комплексного применения знаний в 10 классе "Иван Грозный и его эпоха"
Цель: на основе имеющихся знаний дать оценку личности Ивана IV и его эпохе.
План:
1. Оргмомент. Мотивация
- назовите тему урока … «Иван Грозный и его эпоха».
Век? 16 столетие - время сложное и противоречивое, как и сам Иван Грозный – личность, которая до сих пор вызывает споры.
Помогут разобраться в этом непростом периоде – шахматы.
??? Подумайте, какая связь между Иваном Грозным, его эпохой и шахматами?
- шахматы – увлечение царя, что характеризует его как человека с аналитическим складом ума, смерть застигла его, когда он расставлял шахматные фигурки.
- шахматная доска – это Россия, а Иван Грозный великий гроссмейстер, который убирает и расставляет на ней фигуры по своей воли.
- шахматы – требуют анализа, а эпоха Ивана Грозного – осмысления.
- подобно черно-белым фигурам шахмат эпоха Ивана Грозного контрастна.

Каждая ваша версия интересна. С одной стороны это аналитик, обладающий феноменальной памятью, эрудит, по меткому выражению нашего земляка историка В.О. Ключевского «самый начитанный москвич 16 века».
А с другой стороны …, познакомимся с результатами опроса «Образ Ивана Грозного в народном сознании».
школьников с 6, 7 и 11 классов просили
1. охарактеризовать его 1-2 эпитетами
2. вспомнить 1-2 деяния.
Знакомство с результатами опроса.
Назовите 1-2 деяния Ивана 4
- убийство сына – 84%
- расправа с боярами – 21%
- опричнина– 7%
- взятие Казани – 5%
Охарактеризуйте Ивана Грозного 1-2 эпитетами
- жестокий – 89%
- властный – 15%
- подозрительный – 9%
- мстительный – 5%

Сделайте вывод
Итак, с другой стороны, это жестокий, скорый на расправу, не знающий жалости правитель.
Сформулируйте для себя цель урока (можете воспользоваться словами подсказками: охарактеризовать, оценить, создать образ) – на основе имеющихся знаний дать оценку личности Ивана IV и его эпохе.

Помогут нам в этом шахматы, поочередно выбирайте фигуру и получаете задание. Пешки – задание для конкретной группы (цена ответа – 1 балл, лидеры фиксируют результаты, контролируют работу в группе и оценивают вклад каждого), другие команды отвечают только в случае неверного ответа. Другие фигуры – задание для всех, их цена до 3 баллов. Правила понятны. Короля пока выбирать нельзя – он вступит в игру позже.

2. Историко-шахматный турнир
Пешки. Термин+дата
1. каждая группа по термину по теме: местничество, кормление, Избранная рада, Земский собор, стрелецкое войско, Стоглав, Домострой, Четьи-Минеи, опричнина, Боярская дума, сословная монархия
2. дата (вопрос задает группа): 1547, 1549, 1551, 1552, 1556, 1564, 1533-1584, 1565-1572, 1558-1583, 1598, 1591, 1597, 1589
3. название миров, которыми закончилась Ливонская война
4. страны, с которыми велась Ливонская война
5. родители Ивана Грозного
6. в память о рождения Ивана Васильевича заложен храм: какой и где он находится, архитектурный стиль
7. схема государственного управления при Иване Грозном
8. форма правления (суть военной реформы, суть церковной реформы)
9. названия первой печатной книги, жития святых по месяцам, домашний устав
10. Что объединяет: Посольский, Челобитный, Ямской (приказы)

Конь. Работа с картой
1. Выделите и обозначьте цифрой 1 город, в память о взятии которого построен храм Василия Блаженного (Покровский собор) - Казань
2. обозначьте цифрой 2 территорию государства, нападение, войско которого стало причиной отмены опричнины – Крымское ханство
3. обозначьте цифрой 3 место (подпишите его название), которое стало центром опричнины – Александрова слобода
4. обозначьте цифрой 4 территорию, присоединение которой связано с именем Ермака Тимофеевича (какая часть Сибири) – Сибирское ханство (Западная Сибирь)
5. Выделите и обозначьте цифрой 5 место гибели младшего сына Ивана Грозного – Углич, 1591 год - Угличское дело.
6. обозначьте цифрой 6 – основную причину Ливонской войны – Балтийское море
Самопроверка по слайду.

Ферзь. Почувствуйте себя Иваном Грозным.
Вам предлагается ситуация. Решите ее от имени царя.
1. Член Избранной рады князь Курбский бежит за рубеж и шлет тебе письмо, в котором обвиняет тебя. О письме становится широко известно. Как ты поступишь?
В ответ Грозный написал и распространил свой ответ «Царево государево послание во все его российское царство об измене клятвопреступников – князя Андрея Курбского с товарищами»
2. В России 16 века стало много нищих, которые занимались разбоем. Чтобы решить этот вопрос, ты объявил о массовой раздаче милостыни (хотя денег в казне и не было). Собралось несколько тысяч человек. Как ты поступишь?
Тех, кто мог трудиться – казнил, калек и стариков отправил по монастырям и богадельням.
3. Раз в год, в Юрьев день крестьяне имели право переходить от одного владельца к другому. Мелкие помещики жалуются на то, что их земли пустеют, крестьяне идут к богатым боярам, которые могут их лучше обеспечить. Но дворяне – твоя опора. Как ты поступишь?
в 1581 году был принят указ о заповедных годах, запрещающий крестьянам менять хозяев.
4. Ты – юный 17-летний государь, который устал от боярского своеволия, что предпримешь, чтобы избавиться от ненавистной опеки бояр. Женишься и примешь титул царя.

Ладья: за и против
1 аргумент за и 1 аргумент против
1группа – Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства.
2 группа – Россия Ивана Грозного мало чем отличается от предшествующего периода 15 века
3 группа – Авторитет Московского княжества при Иване Грозном усиливается
4 группа – Внутренняя политика Ивана Грозного была направлена на формирование неограниченной монархии
5 группа – Русское дворянство 16 в. было таким же бесправным, как и другие сословия

Слон (офицер). Галерея современников Ивана Грозного
У каждой группы набор карточек-портретов – найдите и представьте современников Ивана Грозного.
1 группа – Андрей Рублев, Андрей Курбский, Елизавета Английская, Михаил Ломоносов
2 группа – Сергий Радонежский, Иван Федоров, Афанасий Никитин, Александр Невский
3 группа – Иларион, Екатерина Медичи (1572 Варфоломеевская ночь), Сильвестр, Дмитрий Донской
4 группа – Елена Глинская, Ермак, Нестор, Батый
5 группа – Алексей Адашев, Суворов, Юрий Долгорукий, Девлет-Гирей,

Король. Исторический портрет Ивана Грозного
На чистых листах написаны направления деятельности Ивана Грозного, конкретизируйте их (в форме тезисов)
Внутренняя политика
1. Укрепление центральной власти (унификация церковных канонов по всей русской земле и подчинение церкви светскому правительству; усиление зависимости местных администраций от центральной власти, введение единого порядка военной службы по всей стране и создание новых видов регулярных войск – стрельцов, единый судебник)
2. Закрепощение крестьян
3. Развитие культуры
4. Внешняя политика
5. Оценки Ивана Грозного историками

Заполненные листы прикрепляются к доске – озвучивание. Чего не хватает (по структуре ЕГЭ), дополните. Годы правления и титул – 1547-1584 (1533-1584), первый царь на Руси.
Результаты по направлениям.


3. Рефлексия. Подведения итогов.
Совместными усилиями мы создали исторический портрет Ивана Грозного. Вспомните цель, которую вы определили для себя в начале урока – оценить деятельность и личность Ивана Грозного. У каждого из вас на столах лежат стикеры разных цветов – выберите цвет: зеленый – позитивная оценка, красный – негативная, желтый – нейтральная (не можете определиться). И напишите 1-2 словами или нарисуйте символ эпохи Ивана Грозного. Прикрепите стикер к доске.
Чтение отдельных оценок.
Ваши оценки, как и деятельность Ивана Грозного противоречива.
Большинство из вас, как и многие историки, в том числе Карамзин, Ключевский, оценили его деятельность негативно: «по конечным результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени». Неслучайно, фигуры Ивана Грозного нет на памятнике «Тысячелетия Руси».

Лидеры назовите количество баллов и оцените вклад каждого в работе группы.
Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Урок-пазл по истории с презентацией, 5 класс. Древний Восток Конспект урока игры по обществознанию с презентацией, 7 класс Исследовательская работа с презентацией, 6 класс. Первая Мировая война Интеллектуальная викторина для старшеклассников по праву
Участник №3 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 апреля по 31 июля 2015 года
Час общения в 11 классе
Опубликовано: 3300 дней назад (6 апреля 2015)
Просмотров: 6743
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (1)
Олеся Александровна Степанюк # 8 апреля 2015 в 18:24 0
Здравствуйте Елена Петровна. Я конечно же не учитель старшего звена, но мне хотелось бы чтобы вы внесли некоторые моменты. Отсутствует описание вашего урока, нет задач, какую предварительную работу вы провели. Чуть больше конкретики. Свяжитесь с администрацией сайта и дополните материал. Они люди с пониманием и всегда готовы идти на встречу.