Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час, 10 класс. Афганистан

Внеклассное мероприятие «Ты в памяти и сердце моем, Афганистан»
Цель:
• способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.
• привить интерес к истории родного поселка,
• познакомить с героическими подвигами односельчан,
• способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».
Материально-техническое обеспечение:
- проектор, компьютер, экран (для демонстрации презентации, фотографий),
- аудиозаписи.
Ход урока
Слайд 1 (Звучит песня «Синева» громко)
Учитель: Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов и споров, погибли люди. Много людей. Есть такие, которые жили в Донецке, в нашем районе, и не вернулись. Есть и такие, которые воевали там, живут и работают рядом с нами.
2 слайд
Учитель: Из директивы № 312/12/001 от 24 декабря 1979 года:
«С учетом военно-политической обстановки на Среднем Востоке последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных анти афганских акций со стороны сопредельных государств…»
Министр обороны СССР
Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов
Начальник Генерального штаба
Маршал Советского союза Н.В.Огарков

25 декабря 1979 года в 15.00 московского времени государственную границу пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолеты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознаменного военного округа.
3 слайд (Звучит песня: начало только «Кукушка»)- тихо
Учитель: Из-за высоких Гиндукуш не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «черные тюльпаны», так называли вертолёты, доставлявшие гробы, напоминали, что там идет настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из легких…
Чтец: Снится часто мне мой дом родной –
Лес о чем-то, о своем мечтает,
Серая кукушка за рекой,
Сколько жить осталось мне, считает.
Ты прижался ласково к цветку,
Стебелек багульника примятый,
И звучит далекое «ку-ку»,
Отмеряя жизни моей даты.
Снится мне опушка из цветов,
Вся в рябине тихая опушка,
Восемьдесят, девяносто, сто…
Что ты расщедрилась, кукушка?
Я тоскую по родной стране,
По ее рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле
Спят тревожно русские солдаты.
Они тратят силы, не скупясь,
Им знакомы голод и усталость,
Дни свои не копят про запас.
Кто им скажет: сколько их осталось?
Так что ты, кукушка, погоди
Мне дарить чужую долю чью-то.
У солдата вечность впереди,
Ты ее со старостью не путай.
(В.Кочетков, Ю.Кирсанов «Кукушка»)
Учитель: Наш праздник, посвящённый дню вывода войск из Афганистана, считается открытым.
4 слайд
Учитель: Тогда, до декабря 1979 года все было как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война.
Чтец: Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас!
По страницам времен
Под победные марши шагали.
Много славных российских имен
На гранитную вечность вписали.
И когда было тяжко подчас,
Силы таяли в грохоте боя,
Нас бросала на доты не раз
Непреклонная дерзость героев.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас.
5 слайд
(Звучит «Лунная соната»)
Ведущий 1: Эта война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов.
Ведущий 2: Война – какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Еще одна война, которая не пожалела души молодых ребят.
6 слайд ВИДЕО
Слайд 7
Чтец: И как же мне не вспоминать
Друзей моих погибших лица
Да, это страшно – умирать,
Когда так надо возвратиться.
И ты ушел, приказ ведь дан
Ты верен долгу и присяге
И целиком Афганистан
Застыл в твоем последнем шаге
Посмотрите, ребята, посмотрите, девчата!
Память лица поставила в ряд
Это парни, которым будет вечно по двадцать
Это те, кто прославил десант.
Слайд 8
Ведущий 1: Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа:
Ведущий 2: Декабрь 1979 года – февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
Ведущий 1: Март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил Демократической Республики Афганистан .
Ведущий 2: Май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения переназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил Демократической Республики Афганистан. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.
Ведущий 1: Январь 1987 года - февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.
Слайд9
(«Лунная соната продолжается»)- тихо
Учитель: 20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение – кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.
Чтец: Горит звезда над городом Кабулом.
Горит звезда прощальная моя.
Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,
Когда на снег упал в атаке я…
И я лежу, смотрю, как остывает
Над минаретом синяя звезда.
Кого-то помнят или забывают
А нас и знать не будут никогда…
Горит звезда декабрьская, чужая,
А под звездой дымится кровью снег.
И я слезой последней провожаю,
Все, с чем впервые расстаюсь навек.
Ведущий 2: Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.
Учитель:Рядом с нами живут и работают люди, которые были там, видели этот ад.
Ведущий 1: Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей.
Слайд 10
Чтец: Стихов написано про горы
Число такое, что не счесть,
Но только эти горы – горе
Хотя и в горе что-то есть.
Вокруг такая тишина,
Что слышен дальний лай шакала,
У нас же снова ночь без сна,
И ждем короткого привала
Мы в горы делаем бросок,
В желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок,
Как будто ем я что-то с хрустом.
Песок скрипит, тропы не видно,
И каждый шаг – нелегкий шаг.
И вдруг становится обидно,
Что ускользает снова враг.
Вокруг такая тишина,
Что слышен шепот за три метра,
Да, эта странная война
Нас опалила знойным ветром.
Не верю этой тишине,
Горам безмолвно я кричу:
«Вы что-то гасите во мне,
Как догоревшую свечу»
Но зубы сжав и автомат,
От пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад
Свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада,
Раз надо Родине,
Мне надо!
(Н.Кирженко «Стихов написано про горы!»)
Слайд 11
Ведущий 1: Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии – 525,2 тысячи человек. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тысяча человек.
Ведущий 2: Общие людские потери Советских Вооруженных Сил составили 13тысяч человек.
Ведущий 1: За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 человек.
12 слайд
Ведущий 1: 15 февраля 1989 года последний бронетранспортер с нашими воинами пересек мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:
13 слайд Песня вступление «Журавли» - тихо
Чтец: Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнем,
У судьбы не спросишь что – кому,
Девять лет вы жили этим днем,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.
(Б.Громов)
Учитель: 15 февраля 1989 года для многих стал днем, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжелый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не услышали «Я вернулся, мама…»
Эту песню исполнял Марк Бернес, отдавая дань памяти тем, кто не вернулся с кровавых полей. И это не только участники Великой Отечественной войны, но и те, кто 10 лет выполнял свой интернациональный долг в Афганистане и Чечне.
Слайд 14
Ведущий 1: Саднящая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних прервалась не одна славянская фамилия…
Слайд 15
И сегодня стоит корзина цветов у мемориальной доски воина-афганца Виктора Николаева как дань памяти о всех воинах отдавших свой гражданский долг в этой войне.
Чтец: Николаев Виктор Васильевич – водитель бронетранспортера, рядовой.
Родился 9 сентября 1964 года в городе Донецк в рабочей семье. В 1979 году окончил восьмилетнюю школу №72 города Донецка, в 1981 году – 10 классов средней школы №60 города Донецка, в 1982 году – специальное профессионально-техническое училище №23 города Донецка по специальности «электросварщик ручной сварки», в июле 1982 года – Донецкую техническую школу ДОСААФ по программе подготовки водителей транспортных средств. Работал водителем в институте «Южниигипрогаз».
В Вооруженные Силы СССР призван 1 октября 1982 года Куйбышевским районным военным комиссариатом города Донецка. Прошел курс военной подготовки по технике ведения боя в горной и пустынной местности, освоил специальность водителя бронетранспортера.
В Республике Афганистан с декабря 1982 года. Служил водителем бронетранспортера противотанковой батареи 191-го отдельного мотострелкового полка (войсковая часть полевая почта 39676; город Газни).
Трагически погиб в результате происшествия 29 января 1983 года.
Похоронен на кладбище посёлка Красный Пахарь (участок 3) в Донецке.
Награжден орденом Красной Звезды (1989; посмертно).
В Донецке на здании бывшей восьмилетней школы №72 (ныне – школе №72; улица Васнецова, 2), в которой учился Виктор Николаев, установлена мемориальная доска. В мемориальном музее Героя Советского Союза В.В.Арсенова, который находится в специальном профессионально-техническом училище №23 города Донецка (ныне строительный лицей №23 города Донецка; улица Лермонтова, 1а) оборудован уголок памяти воина-интернационалиста.
Учитель: Это люди, которые воевали и погибли в то время, когда всем остальным светило мирное солнце. Но пока о них помнят родные, друзья и просто знакомые, они живы.
Слайд 16
Звучит песня: «Память»- громко
В честь таких людей возвели памятник погибшим воинам-афганцам (памятник воинам-интернационалистам) .
На территории Донецкой области похоронено 302 человека, убитых на афганской войне (1979—1989) и более 300 человек вернулись инвалидами с этой войны.
Памятник был открыт 7 мая 1996 года в парке имени Ленинского комсомола.
Памятник находится рядом с монументом «Освободителям Донбасса» что символизирует связь поколений воинов Великой Отечественной войны и афганской войне (1979—1989).
В память о воинах, погибших во время боевых действий в Афганистане, объявляется минута молчания.
Слайд17
Слайд18
Ведущий 2: Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность – хранить память о них, как о верных сынах Отечества.
Слайд18 (Звучит тихо: «Лунная соната»)
Чтец: Лишь миг один,
И был бы я живой.
Лишь миг один,-
Но он уже не мой.-
Кого-то выстрелом окликнул автомат,
Но этот клич был послан наугад.
Лишь миг один успеть бы оттянуть,
Я оглянулся и откликнулся на зов,
Вставая – был бы жив,
Еще вставал – уже был мертв.
Лишь миг один –
Решает, кому быть и с кем,
Лишь миг один сомненья,
А затем
Шагнул к бессмертью безжизненному я,
Но кто-то жить остался,
Значит смерть моя не зря…
(И.Медведев «Лишь миг один»)
Чтец: Туманы над рекою, словно дым,
Кровавые закаты над горами.
Я навсегда останусь молодым
И буду жить коротким словом «память». –
Я буду жить в ромашках придорожных,
В листве берез, в журчащем ручейке.
В молчанье обелисков осторожном,
В жемчужинах росинок на листве.
И в небесах, промчавшись яркой черточкой,
За дальним полем, в темноте ночной
В траву упала голубая звездочка
И загорелась золотой звездой.
Объята вечность тишиною звонкой,
Тяжелой, напряженной тишиной.
Склоняют низко головы потомки
В молчании суровом надо мной.
И надо мной склоняются березы
В торжественной и скорбной тишине.
Сияют в небе голубые звезды
Над каждым из живущих на земле.
(Л.Молчанов «Туманы над рекою»)
Слайд 19
Ведущий 1: Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Нов памяти людской ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное ее огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
Ведущий 2: Еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых участников афганской войны. Эта война всегда будет жить в стихах и воинских песнях, напоминая о ненужности войны, о ее трагизме и мужестве советского солдата.
Учитель: Время справедливый судья, искусный лекарь. Чем дольше уходит от нас то или иное событие, тем взвешеннее и объективнее должны быть его оценки.
Эти ребята не виноваты в том, что попали в Афганистан. Солдат войны не выбирает и не начинает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть, - жизнью за чужие ошибки. Чтобы сегодня не говорилось об Ограниченном контингенте, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, защищают южную границу СССР. Выполняют приказ своей Родины.
36 года минуло с того момента, как советские войска пришли в Афганистан, и уже 27 лет прошло после вывода Ограниченного контингента советских войск с территории южной, некогда соседней нам страны. По человеческим меркам отделяют нас не годы – эпоха. Другая была страна, другая ситуация в мире. Многие по-прежнему говорят: Болит в моей душе Афганистан». Потому что все также «иголками» дает о себе знать незаживающая душевная рана, память о потерянных родных и друзьях. И, наконец, все также осознание от беспокойных и горьких вопросов, суть которых в одном: почему так случилось?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для студентов колледжа Лекция для старшеклассников: Красота и здоровье Классный час для 10 класса: В человеке всё должно быть прекрасно Литературная игра для 10 класса

Похожие статьи:

Классный час для 10 класса. Мир песни

Классные часы в 10 классе. Разработки

Классный час для 10 класса по творчеству Высоцкого

Профилактический классный час, 10 класс

КВН для 10 класса

Опубликовано: 2898 дней назад (21 апреля 2016)
Просмотров: 5385
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!