Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока природоведения в 3 классе школы I и II вида. Птицы зимой

Природоведение - 3 класс
Конспект урока природоведения в 3 классе школы I и II вида по теме: «Птицы зимой»

Составила: Барзова Е.А. учитель ГКСКОУ «СКО школы – интерната №68» г. Орска.
Описание материала: урок разработан в соответствии с программой для школы I и II и будет интересен учителям и воспитателям работающим с детьми с нарушением слуха.
Цель: Формировать представления о жизни птиц зимой.
Задачи:
- Обучающие:
Обучать детей различать и называть зимующих птиц, знакомить с особенностями их жизни; активизировать знания о сезонных изменениях в природе, зимних забавах детей и помощи птицам в этот период; составлять словосочетания и предложения с глаголами катаются, кормят.
- Коррекционно-развивающие:
Развивать слуховое восприятие слов, вопросов и поручений.
Следить за произношением звуков в словах, словосочетаниях и фразах.
- Воспитательная:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Оздоровительная:
чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять
санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
- Тип урока
комбинированный урок закрепления полученных знаний
- Методы работы:
репродуктивный, проблемно – деятельный, объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковой.
- Словарь:
синица, воробей, ворона, сорока, снегирь, дятел, голубь; кормят птиц.
- Наглядность и оборудование:
- каждому ученику раздаётся карточка с описанием птиц.
компьютерная презентация " Птицы зимой"
образцы корма для птиц (крупа, семена, ягоды, хлеб и т.д.), индивидуальные карточки и таблички по теме.
Ход урока:
I. Оргмомент.
1). Речь учителя:
- Здравствуйте. Встаньте.
- Поздоровайтесь
- Сядьте.
- Какой сейчас урок?
- Что мы будем делать?
2) Слуховая тренировка ( учитель говорит за экраном)
- Какой сегодня день недели?
- Кто сегодня дежурный?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Какая сегодня погода?
- Какой дежурный звук?
- Будем правильно произносить звук « с».
3).Фонетическая ритмика.
Са – Са – Са – дам синицам овса.
Су – Су - Су – много снега в лесу.
Си – Си - Си – на ветках снегири.
Со – Со – Со – сыплю просо для еды.
II. Сообщение темы и цели урока.
1). Вводная беседа.
Загадка.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет…
Когда это бывает? (Зимой.)
- Назовите зимние месяцы.
Загадка.
Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.
-Кто это? (Снегирь)

Ученики читают на карточке.
Снегирь-птица, про которую принято говорить, что это наши зимние гости. И особенно они красивы, когда деревья голые, и их много на дереве, как будто яблоки созрели среди зимы.
- Как вы думаете, какая тема урока?
Тема: Птицы зимой.
2) Работа по теме.
а) Игра «Отгадайка»
(По ходу угадывания птиц, выставляются картинки с изображением птиц)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крохи собирает. (Воробей)

Ученики читают на карточке
Воробьи - всем известные смелые, умные птички. Они селятся в шумных многолюдных городах. Воробьи ещё и очень осторожные птички, они редко попадают в лапы кошкам.
Среди леса кузнец куёт. (Дятел)

Ученики читают на карточке
Дятел - быстро передвигается по дереву, постукивая своим клювом по стволу, словно молоточком. Недаром его называют лесным докторам. Если есть в лесу дятлы - значит, лес будет жить.
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

Ученики читают на карточке
Сорока - прозвище у неё белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост черные. Сороку невозможно спутать с другими птицами. Сорока селится в открытом месте. Вы её каждый день встречайте на улице.
Носит серенький жилет
А у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Кар-кар! Кар-кар» (Ворона)

Ученики читают на карточке
Ворона- одна из самых узнаваемых птиц России. Это очень умная птица. достаточно крупная птица длиной от 44 до 51 см, массой до 700 г. Размах крыльев — около одного метра. Вороны едят всё.
Голубая спинка
Ржавенький бочок,
По стволу осинки
За скачком скачок,
Он, вертлявый,
Лазит вверх и вниз:
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис. (Поползень)

Ученики читают на карточке
Поползень - птичка, которая лазит по стволу дерева вниз головой очень быстро. У него интересная раскраска . Пепельно-серая спинка, а грудка желто-красная, через глаз проходит черная полоса. У него особое устройство лапок с очень длинными пальцами и когтями. Все теплое время года питается насекомыми, а зимой для него еды мало. Кусочек несоленого сала в кормушке или подвернувшийся в коре жучок для него лакомство.
-Догадайтесь о какой птице я сейчас расскажу?
Головка у этой птички в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилет нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу ест все - и разные зернышки. и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.
Ответы детей (синица)

-Да, верно, это синичка. Без синиц зимний лес кажется мертвым,
но как налетит стайка синиц, лес сразу оживает.
Ученики читают на карточке.
Синица - очень подвижная и ловкая птица. Лазая по веткам, они обшаривают все трещины в поисках пищи. Приносят большую пользу лесам, они за сутки съедают столько насекомых, сколько весят сами.
-А в чем сходство поползня и синицы? (Любят сало.)
- Как называют этих птиц? (Зимующие.)
- Почему?
Музыкальная физминутка.
III. Закрепление.
За экраном.
-Откройте тетрадь , запишите число.
а) На компьютере появляется картинка с птицами.
Детям раздаются такие же картинки .

- Назовите зимующих птиц и подпишите их названия.
Дети называют и подписывают названия.
- Какого цвета грудка у синицы (снегиря)?
- Какой хвост у сороки (вороны)?
- Какая птица выводит птенцов зимой?

Учитель: Когда трещат морозы, самка клеста устаивает гнездо под
густой веткой ели. Гнездо очень теплое и прочное - с двумя стенка¬ми. Внешняя сплетается из мха и тонких веточек ели, внутренняя - из перьев и клочков шерсти. Скоро в гнезде появляются 3-4 блед¬но-голубых яйца, а через 15 дней в нем начинают попискивать птенцы. Семена шишек- основная пища клестов. У клеста для обработки шишек есть специальный инструмент- его клюв. Толстый, сильный, сплюснутый с боков клюв на конце искривлен так, что верхняя и нижняя челюсти перекрещиваются. Таким клювом- крестиком клест легко достает семена, раздвигая чешуйки шишек .
б) Игра «Собери слово»
соло ________________ тел
сини ________________ ронок
дя ________________ вей
жаво ________________ рец
сне ________________ точка
скво ________________ ца
лас ________________ гирь
- Какие слова получились?
-Есть названия зимующих птиц?
- Какая погода зимой?
- Какие признаки зимы вы знаете?
- Зимой очень холодно, идет снег, на деревьях нет листьев.
- Как живут птицы зимой?
- Голодно и холодно птицам зимой.
- Как помогают люди птицам зимой?

- Ребята делают кормушки.
- Они кормят птиц.
- Чем можно кормить птиц?
- Птицы любят крупу, семена, ягоды, крошки хлеба.
(Дети рассматривают принесённый корм для птиц)
- Давайте рассмотрим таблицу.
Рассмотреть таблицу и записать её в тетрадь.
Для птиц семена:
подсолнечника – едят все птицы
овса – синицы, овсянки
арбуза – синицы, поползень
рябины – снегири, свиристели
кедровые орешки – поползни, дятлы
тыквы, дыни – поползни, синицы
IV.Итог урока:
- Назовите тему урока.
- Чем же питаются зимующие птицы?
- Что интересного в жизни клестов зимой?
- Как люди заботятся о птицах зимой?
V. Оценки и домашнее задание.
- Молодцы. Все хорошо работали.
Домашнее задание. Читать о птицах на карточке.

Приложение:
Карточка.
Тема: Птицы зимой.
Воробьи - всем известные смелые, умные птички. Они селятся в шумных многолюдных городах. Воробьи ещё и очень осторожные птички, они редко попадают в лапы кошкам.
Дятел - быстро передвигается по дереву, постукивая своим клювом по стволу, словно молоточком. Недаром его называют лесным докторам. Если есть в лесу дятлы - значит, лес будет жить.
Сорока - прозвище у неё белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост черные. Сороку невозможно спутать с другими птицами. Сорока селится в открытом месте. Вы её каждый день встречайте на улице.
Ворона-одна из самых узнаваемых птиц России. Это очень умная птица. достаточно крупная птица длиной от 44 до 51 см, массой до 700 г. Размах крыльев — около одного метра. Вороны едят всё.
Поползень - птичка, которая лазит по стволу дерева вниз головой очень быстро. У него интересная раскраска . Пепельно-серая спинка, а грудка желто-красная, через глаз проходит черная полоса. У него особое устройство лапок с очень длинными пальцами и когтями. Все теплое время года питается насекомыми, а зимой для него еды мало. Кусочек несоленого сала в кормушке или подвернувшийся в коре жучок для него лакомство.
Синица - очень подвижная и ловкая птица. Лазая по веткам, они обшаривают все трещины в поисках пищи. Приносят большую пользу лесам, они за сутки съедают столько насекомых, сколько сама весит.
Клёст - когда трещат морозы, самка клеста устаивает гнездо под нависшей
густой лапой ели. Гнездо очень теплое и прочное - с двумя стенка¬ми. Внешняя плетётся из мха и тонких веточек ели, внутренняя - из перьев и клочков шерсти. Вскоре в гнезде появляются 3-4 бледно-голубых яйца, а через 15 дней в нем начинают попискивать птенцы. Семена шишек - основная пища клестов. У клеста для обработки шишек есть специальный инструмент- его клюв. Толстый, сильный, сплюснутый с боков клюв на конце искривлен так, что верхняя и нижняя челюсти перекрещиваются. Таким клювом- крестиком клест легко достает семена, раздвигая чешуйки шишек. Растрепанные, размочаленные шишки сбрасывает на землю. Оставшиеся в шишке семена становятся достоянием других птиц, даже белок.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по природоведению в 3 классе Конспект урока по математике 3 класс Конспект урока информатики для 3 класса Урок - игра по русскому языку для 3 класса
Конспект урока по развитию речи в 3 слабослышащем классе школы по теме: Зима | Внеклассное мероприятие «А, ну-ка, девушки!» для 8-9 классов в школе I и II вида. Сценарий
Опубликовано: 643 дня назад (4 марта 2015)
Просмотров: 2047
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Вера Валерьевна Ляпина # 10 марта 2015 в 17:29 0
Замечательный урок! Все продумано до мелочей. Наглядность, которая очень дополняет пройденный материал.Цели и задачи урок достиг. Беру на заметку. Голос!