Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок-обобщения знаний по биологии в 5 классе по теме «Многообразие живых организмов»

Конспект урока биологии для 5 класса
Автор: Чобанова Екатерина Олеговна, учитель биологии МБОУ СОШ №28 п. Мостовской Краснодарского края
Материал рекомендован для учителей биологии, работающих по ФГОС. Варианты заданий составлены с учетом особенностей учебника И.Н.Пономарёвой.
Урок-обобщения знаний по теме "Многообразие живых организмов"
Автор: Чобанова Е.О.
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: урок-обобщение.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Многообразие живых организмов».
Задачи:
Образовательные: научить применять полученные знания в повседневной жизни; обобщить и систематизировать знания о многообразии живых организмов; определить уровень усвоения темы; откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки.
Развивающие: развитие логического мышления; продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками; развивать практические навыки и умение делать выводы; научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные: развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности, создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся показать значимость биологических знаний; развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; формирование информационной культуры; создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач; формирование коммуникативной компетентности и толерантности; создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать особенности живых организмов разных Царств;
- знать представителей живых организмов разных Царств;
- применять полученные знания на уроке, в жизни;
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи;
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения семени.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Формы работы: работа по инструктивным картам.
Методы: самостоятельная работа; аспект контроля: итоговый.
Информационно-технологические ресурсы: плакаты, мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Ход урока
1. Мотивация Ребята мы с Вами изучили очень большую и интересную тему «Многообразие живых организмов». Мы с Вами познакомились с представителями разных царств – бактериями, грибами, растениями и животными. Также познакомились с вирусами и лишайниками. Настало время определить уровень того, как Вы усвоили пройденный материал.
Сегодня у нас урок обобщения знаний по теме «Многообразие живых организмов».

2. Организационный момент.Описание механизма работы на уроке по инструктивным картам.

3. Учет и контроль знаний.Тестовые задания (3 варианта).
Вопросы в составе теста:
1. Царства живой природы.
2. Бактерии: строение и жизнедеятельность.
3. Значение бактерий в природе и для человека.
4. растения.
5.Животные.
6. Грибы.
7. Многообразие и значение грибов.
8. Лишайники.
9. Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Вариант 1.
Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Может ли клетка быть отдельным организмом?
А) да
Б) нет
2. Органические вещества образуются в:
А) луковицах Б) листьях В) корнях Г) плодах.
3.Бациллы – это
А) спиралевидные бактерии Б) палочковидные бактерии
В) бактерии в виде виноградной грозди Г) бактерии в виде запятой
4.Какие растения относятся к голосеменным?
А) береза Б) дуб В) лиственница Г) боярышник
5.Грибы, как и животные,
А) имеют мицелий Б) размножаются вегетативно
В) имеют неограниченный рост Г) являются гетеротрофами
6. Отличительным признаком грибов-паразитов является то, что они
А) питаются за счет других организмов В) питаются отмершим органическим веществом
Б) способны к фотосинтезу Г) имеют хлоропласты
7.Какие организмы, входящие в состав лишайника, способны к фотосинтезу?
А) грибы Б) моховидные В) зеленые водоросли Г) красные и бурые водоросли
8.Тело лишайника называется
А) грибницей Б) плодовым телом В) слоевищем Г) стромой
9.Инфузория-туфелька относится к Царству
А) Бактерий Б) Грибы В) Растения Г) Животные
10. Животные
А) автотрофы Б) гетеротрофы В) растут всю жизнь Г) многоклеточные организмы

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Флора – …
2) Микология - …
3) Прокариоты - …
4) Гетеротрофы - …
5) Спириллы - …

Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Вирусы – это неклеточная форма жизни.
2. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра.
3. Бактерии – самая молодая группа организмов.
4. В царство Растения входят одноклеточные и многоклеточные организмы.
5. Кедр – цветковое растение.
6. Тело водорослей – слоевище.
7. Стрекоза – животное.
8. Грибы – автотрофы.
9. Сморчок – ядовитый гриб.
10. Среди растений есть вредные виды.

Задание 4. Почему лишайники называют «первопроходцами или пионерами жизни»?
Вариант 2.
Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Органические вещества из неорганических создают
А) растения Б) вирусы В) животные Г) грибы
2. Бактерии и грибы относят к:
А) одному царству живых организмов Б) царству растений
В) разным царствам живой природы Г) лишайникам
3. Как называются зелёные пластиды?
А) цитоплазма; Б) хромопласты; В) лейкопласты; Г) хлоропласты.
4. Споры бактерий служат для
А) бесполого размножения Б) полового размножения
В) деления Г) перенесения неблагоприятных условий
5. К грибам не относится
А) дрожжи Б) мукор В) трюфель Г) ягель
6. Грибы-сапротрофы
А) питаются мертвыми органическими веществами Б) паразитируюи
В) имеют плодовое тело Г) не имеют мицелия
7. Лишайники разрушают скалы с помощью
А) лишайниковых солей Б) лишайниковых кислот В) лишайниковых щелочей Г) ферментов
8. К лишайникам относится
А) кукушкин лен Б) сфагнум В) ксантория Г) мукор
9. В царстве Животные насчитывается
А) около 1, 5 млн видов Б) около 2 млн видов В) около 2,5 млн видов Г) около 3 млн видов
10. К травоядным животным относится
А) волк Б) лиса В) сова Г) заяц

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Лихенология - ….
2) Эукариоты – …
3) Симбиоз - …
4) Вибрионы - …
5) Слоевище - …

Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Ученые полагают, что на Земле обитает до 30 млн видов живых организмов.
2. Грибы-паразиты наносят урон живым организмам.
3. Лишайники размножаются только спорами.
4. Гриб дождевик – съедобный гриб.
5. Грибы – гетеротрофы.
6. Паук – это животное.
7. Мхи, плауны и хвощи не относятся к растениям.
8. Благодаря деятельности цианобактерий миллиарды лет назад начала формироваться атмосфера Земли.
9. Бактерии, грибы и лишайники – эукариоты.
10. Некоторые бактерии имеют жгутики.

Задание 4. Какие организмы называют паразитами?
Вариант 3.
Задание 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Амёба относится к царству
А) грибы Б) растения В) животные Г) бактерии
2. Для животных характерно
А) автотрофный тип питания Б) гетеротрофный тип питания
В) многоклеточность Г) одноклеточность
3. Лишайники плохо растут в городах, так как
А) чувствительны к загрязнению воздуха Б) там нет водорослей
В) там нет грибов Г) там мало влаги
4. Лишайник - это
А) пример паразитизма гриба на водоросли Б) симбиоз гриба и водоросли
В) симбиоз гриба и бактерий Г) пример паразитизма водоросли на грибе
5. Грибница состоит из
А) корней Б) корневища В) корневых волосков Г) тонких белых нитей – гифов
6. Выберите признак, характерный только для грибов,
А) тело - мицелий Б) состоят из клеток
В) в клетках содержится хитин Г) в клетках есть ядро
7. К эукариотам не принадлежат
А) растения Б) бактерии В) животные Г) грибы
8. Округлые бактерии – это
А) кокки Б) спириллы В) бациллы Г) вибрионы
9.Для цветковых растений характерно наличие
А) спор Б) плода В) мицелия Г) ложноножек
10. Могут ли растения быть хищниками?
А) да Б) нет

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Фотосинтез - …
2) Зоология - …
3) Автотрофы - …
4) Бациллы – …
5) Грибница - …

Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Дрожжи – группа бактерий.
2. Хлорофилл – зеленый фермент.
3. Ягель, или олений мох – лишайник.
4. Пеницилл – гриб-сапротроф.
5. Бабочка - это животное.
6. У бактерий цитоплазма неподвижна.
7. Сосна – голосеменное растение.
8. В образовании природного газа участвуют животные.
9. Бактерии очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования.
10. Учёные полагают, что на Земле обитает около 1,5 млн видов живых организмов.

Задание 4. Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это то и другое»?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС, 5 класс Математика на уроках истории Формирование познавательных УУД средствами интеллектуальных учебных заданий на уроках русского языка Конспект урока биологии, 5 класс. Млекопитающие животные
Конспект проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС, 5 класс
Опубликовано: 878 дней назад (9 июля 2014)
Просмотров: 16524
+3
Голосов: 3
Комментарии (2)
Регина Сириновна Сабирзянова # 10 июля 2014 в 21:03 +3
Екатерина Олеговна! Очень внимательно изучила Ваш конспект урока - обобщения в 5 классе, который составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Работаю в начальных классах, поэтому считаю нужным знать уровень программы, который ждет выпускников начальной школы в 5 классе. Урок содержательный и насыщенный. +1
Подгорных Ольга Михайловна # 21 июля 2014 в 13:50 0
Я не учитель, но мне очень понравился Ваш урок, даже я прочитала с удовольствием, а детям, наверняка, было интересно!