Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Значение игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Методическая разработка "Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста"
Введение.
Еще в XIX веке стройную систему дидактических игр выстроил и описал Фридрих Фребель. На протяжении XX века к проблеме использования таких игр обращались корифеи отечественного дошкольного образования Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Е. О. Смирнова. Значение этих игр доказано, методика детально разработана, изданы многочисленные сборники.
В условиях детского сада педагоги давно и успешно используют игровую форму подачи материала, чтобы дети достаточно легко усваивали необходимое содержание для решения определенных педагогом задач. Для этого используются многочисленные дидактические игры и игрушки, различные виды детских игр как предлагаемые взрослыми, так и традиционно бытующими в детском сообществе.
Актуальность. К сожалению, многочисленные дидактические игры и игровые формы занятий, предлагаемые сегодня, представляют собой очень примитивное обыгрывание определенной ситуации и выступают примером профориентации идеи. При создании дидактической игры привлекательность ее для ребенка часто упускается из вида, поскольку все внимание педагога часто направлено на предметное содержание игры. В этом случае вместо дидактических игр, направленных на развитие ребенка, получаются типичные задания – упражнения, мало ориентированные на игру детей по собственному желанию. Для того, чтобы избежать данной ошибки необходимо «заново» понять, что представляет из себя «дидактическая игра», ее роль и место в педагогическом процессе.
Исходя из всего вышесказанного, мы определили тему работы «Дидактическая игра и ее значение в дошкольном возрасте».
Объект исследования: дидактическая игра
Предмет: дидактическая игра, как средство развития мышления старшего дошкольника
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности использования дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления роли дидактической игры в формировании и развитии мышления ребенка старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования:
Дидактическая игра является эффективным средством развития мышления ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Методы:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• педагогический эксперимент.
База исследования:
В эксперименте участвовало 24 ребенка в возрасте от 6,5 до 7 лет подготовительной групп детского сада № 110 «Ласточка» города Белово.

1. Теоретические аспекты изучения вопроса о значении дидактической игры в развитии дошкольника.
Дидактические игры в педагогических системах
Дидактические игры существуют уже много веков. Их создателем был сам народ. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игрушки. Но, где бы они не были созданы, в них отчетливо прослеживается взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в активных действиях, позволяющих ему полноценно раскрыться. Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. [17].
Традиция использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах многих педагогов. Так, автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Фребель рассматривал игру как средство обучения и воспитания детей. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность[27]. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, ученый, разработав свои авторские игры, внес основательные изменения в те, что уже были известны. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр. [8]

Именно Фребель определил дидактическую задачу каждой игры, обосновав их последовательность. Он специально указывал, какие игры полезны для развития речи, ума, движений; выстроил и обосновал последовательность использования игр, определив для каждой свое место и время.
Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики, надолго время завоевав Европу. Особой популярностью Фребель пользовался в России. Однако массовое увлечение сыграло и свое отрицательную роль. Игры с дарами постепенно превратились в формальные упражнения, о чем указывали К. Д. Ушинский, С. Л. Бобровской, Е. И. Тихеевой. В результате игры Фребеля утратили свой развивающий эффект.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является М. Монтессори. Она близка к позиции Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на ребенка [8].
Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы-вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом [16, c.24].

Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщите), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.
Отечественные педагоги (Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е Веракса, Е.О. Смирнова) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата[16].
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему - то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма [8, c.323].
Итак, отечественные педагоги конца XIX – начала XX века определили особую роль игровой деятельности в воспитании и разностороннем развитии ребенка. Ими разработаны оригинальные теории детской игровой деятельности, классификации игровых материалов, предложены и апробированы интересные рекомендации по индивидуализированному использованию дидактических материалов.
В 1938 году Н.К. Крупской в программно-методическом документе «Руководство для воспитателя детского сада» подчеркивалась роль игры как специфической детской деятельности, как средства и метода всесторонней воспитательно-образовательной работы.
Такой подход имел существенное значение для утверждения позиций советской дошкольной педагогики. Лучшие воспитатели находили верные методы воздействия на развитие содержания игры с учетом ее специфики и возрастных особенностей детей [4]
Существенное влияние на дальнейшее изучение проблемы детской игры оказала педагогическая система А.С. Макаренко.
В послевоенное время бурно стали развиваться начатые еще в 1920-е годы Л.С. Выготским, а затем продолженные А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным теоретические и экспериментальные психологические исследования, в том числе и по проблемам игры.

Важным этапом в развитии теории и практики детской игры явились в 1950-х годах работы А.П. Усовой. Предложенная ею система обучения на занятиях способствовала повышению уровня детских игр.
В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей. В современной дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие педагоги и психологи. Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Бондаренко А. К. понятие дидактической игры раскрыл следующим образом: «Это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш».
Дидактическая игра, по мнению Л. В. Артемовой: «Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка»[4].
С.Л. Новоселова выделяла дидактические игры как незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста[4].
Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. наглядность в игре прежде всего и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов.
Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления.

2. Особенности дидактической игры
Одним из эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения[17]
Дидактические игры представляют собой сложное и многоплановое педагогическое явление. Они является и игровым методом, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические, или авто дидактические игры. В первом виде игр ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы: элементы соревнования, и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр - занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть[22].
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры - инсценировки. Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. В таких играх воспитывается осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К ним относят лото, домино, игры типа «Лабиринт», пазлы, игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков и т. п.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. К таким играм относят: игры – загадки, игры – предположения
Дидактические игры составляются по-разному. В одних есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действия, игровое правило; в других- некоторые составляющие. Поэтому дидактические игры (по классификации Канышевой Н. М.) можно разделить на сюжетно — ролевые и игры — упражнения, которые включают отдельные элементы игры. В сюжетно — ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом, в таких играх внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий и задача обучения им не осознается. В играх- упражнениях она выражена явно. Сорокина А. И. разработала свою классификацию дидактических игр по форме организации и роли педагога: Игры — беседы (диалоги); «Найди рифму»; «Так бывает или нет», «Кто больше знает» и т. д. Игры — путешествия, «Путешествие в страну растений», «Ночное путешествие в ботанический сад под Новый год», «Путешествие в лес, в поисках диковинных растений», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год»; Игры — поручения; (В основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения), например, «Не ошибись», «Наоборот», «Цветочек», «Волшебный мешочек»; Игры — предложения; «Что было бы.».., «Что бы ты сделал» и т. д. Игры — загадки; «Лес», «Комнатные растения», «Отгадай загадку и опиши отгадку»[14].
Некоторые специалисты выделяют группу дидактических игр экологического содержания. Дьяченковой А. выделяет их по существенным задачам:
Игры, показывающие разнообразие среды обитания («Этажи леса», «Кто, где живет») - включаются понятия, о природных сообществах -могут быть с картинками или макетирование.
Дидактические игры на уточнение знаний о различных климатических зонах (тундра, пустыня);
Дидактические игры, показывающие зависимость внешности живых объектов от среды обитания («Кто летает, бегает, плавает», «Чем питаются», «Чьи следы», у растений — светолюбивые, теневыносливые) моделирование признаков.
Игры с целью закрепления знаний о пищевых отношениях. («Пищевые цепочки», «Кто твой друг»),
Игры связанные с темой «человек и природа». («Цветик - семицветик», «Экологический светофор»),
Независимо от вида, дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Как справедливо указывает Сорокина А. М.: «Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми, действиями. Таким образом, обязательным структурным дидактической игры являются: обучающая и игровая задачи, игровые действия и правила» [22].
Но какой бы ни была дидактическая игра она должна отвечать следующим требованиям:
- отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольниками;
- обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и небольшой группе детей;
- позволить ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
- материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам[16].
Все эти требования не новы. Они описаны в работах Е. И. Тихеевой, З. М. Богуславской и других исследователей дидактических игр дошкольников.
Ими же и определена и структура дидактической игры, своеобразие каждого ее компонента, а в этом заключается и особенность дидактической игры, ее отличительные черты от других игровых видов деятельности.
Главными особенностями дидактической игры являются:
- Обучающая задача сформулирована взрослым для достижения определенных целей воспитания и, как правило, представлена в названии игры.
- Содержание разработано взрослым и направлено на реализацию дидактической задачи.
- Роль – наиболее привлекательная для ребенка компонент в игре – бывает не так интересна, как в других играх, например в сюжетно-ролевой.
- Игровые действия придуманы взрослым, даются ребенку в готовом виде.
- Правила составлены взрослым заранее, записаны и они определяют порядок игровых действий, регулируют игровое поведение. Выполнение их обязательно[16].
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
В целом, следует отметить, что дидактические (обучающие) игры используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Итак, ребенок в игре учится непреднамеренно. В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают.
Выделенные особенности дидактической игры предполагают и своеобразие педагогического руководства ими. Руководить ею с одной стороны легче, так как она продумана и подготовлена заранее. Но с другой стороны, дидактическая игра должна быть преподнесена ребенку так, чтобы он сам захотел в нее играть. В этой ситуации ребенок будет действовать в соответствии с разработанной программой поведения, воспринимая ее как собственную. Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою руководящую позицию в воспитании[16].

Дошкольник, участвуя в дидактической игре, оказывается и объектом педагогического воздействия, и субъектом собственной деятельности, так как действует самостоятельно, не осознавая, что рамки его активности определил воспитатель.
Итак, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

3. Роль дидактической игры в развитии мышления старших дошкольников.
Анализируя природу мышления дошкольника, необходимо остановиться на характеристике его форм. Традиционно формы мышления детей дошкольного возраста выделяют в контексте основных видов деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Г.И. Менчинская и др.).
Наглядно-действенное мышление ребенка (С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддъяков) характеризуется как разновидность практического мышления, основным признаком которого является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями. А. В. Запорожец доказывает, что «центральным показателем умственного развития к концу дошкольного возраста является сформированность образного мышления, воображения, творчества, основ словесно – логического мышления, а также овладение средствами познавательной деятельности (умение классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать), владение родным языком, основными формами речи (диалогом, монологом)»[21]. Наглядно-образное мышление дошкольника, как определяют Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская - это решение мыслительных задач в результате внутренних действий с образами. Логическое мышление ребенка дошкольника традиционно отождествляется с речевым, словесным, но односторонность такого подхода доказана в исследованиях Л.А. Венгера, Л.Л. Гуровой, И.С. Якиманской и др. Действительно, логика ребенка, все формы логического мышления (понятия, суждения, умозаключения) имеют образный фундамент.
Развитие мышления ребенка происходит на протяжении всего периода детства. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какова речевая среда в семье. Работа по развитию мышления должна проводиться на протяжении всего последнего предшкольного года. В процессе такой работы ребенок дол¬жен сравнивать модели, выражающие замысел и конечный продукт, выяс¬нять причину, по которой они не сов¬пали. В результате, с одной стороны, развитие образного мышления ребен¬ка сочетается с овладением им элементами логических рассуждений, а с дру-гой стороны, ребенок начинает осознавать смысл учебных задач.
Развитие мышления можно стиму¬лировать при помощи различных вопросов. В разговоре с ребенком о предмете можно выяснить: что это за предмет, зачем он нужен, како¬вы его признаки - форма, размер, цвет; каков он на ощупь, на вкус; име¬ет ли запах, из чего сделан и т.д.
«Необходимо выработать у ребенка общие способы познавательной дея¬тельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позабо¬титься о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить» - указывает М. Н. Терещенко[28].
Исследователями Ж. Пиаже и Дж. Брунером была представлена периодизация интеллектуального развития. В исследованиях Жана Пиаже созданной им женевской пси¬хологической школы, показано качественное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и про¬слежено, как мышление ребенка постепенно меняет свой характер на протяжении детства.
Ребенок имеет определенные схемы действий, позволяющие ему решать разнообразные познава¬тельные задачи. Эти схемы действий будут относительно просты¬ми у младенца, ищущего спрятанный под подушку предмет, и очень сложными у подростка, решающего задачу в гипотетическом плане, с помощью формальной логики. Но, независимо от степени трудности стоящих перед ребенком проблем, им используются два основных механизма -ассимиляции и аккомодации. Когда новая задача меняется и подгоняется под уже имеющуюся схему дей¬ствия, происходит ассимиляция - включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справляется без изме¬нения наличных схем действия. При аккомодации схемы действий изменяются так, чтобы можно было их применить к новой задаче. В процессе приспособления к новой проблемной ситуации асси¬миляция и аккомодация объединяются, их сочетание дает адапта¬цию. А завершает адаптацию установление равновесия, когда тре¬бования среды (задачи), с одной стороны, и схемы действий, кото¬рыми ребенок владеет, - с другой, приходят в соответствие. Ин¬теллектуальное развитие, по Ж. Пиаже, стремится к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается, и полная логическая уравновешенность до¬стигается только в подростковом возрасте, на уровне формальных операций[10].
Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того, можно говорить о деятельной природе интеллекта. Ребенок познает окружающую его реальность, объекты, су¬ществующие независимо от него. И, чтобы познать объекты, он их трансформирует - производит действия с ними, перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает. Познание на всех этапах развития интеллекта связано с действиями, трансфор¬мациями. Первоначально, у маленького ребенка, это внешние дей¬ствия с предметами. Собственно интеллектуальная деятельность производна от материальных действий, ее элементы представляют собой интериоризованные действия. Познание окружающего, в ре¬зультате, становится все более адекватным. На основе действия формируются новые интеллектуальные структуры. К 7 годам у ребенка должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы. Общим компонентом различных умственных способностей является свойственное каждому человеку качество процессов анализа и синтеза, их уровень развития.
Заключение.
Дидактическая игра - занимает одно из ключевых мест в педагогическом процессе в дошкольном образовательном учреждении. Дошкольник, участвуя в ней, оказывается и объектом и субъектом собственной деятельности, поэтому главная цель - обучение и развитие ребенка - проходят в игре и особо не осознаются ребенком, что приводит к достижению поставленных целей.
Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. На протяжении 19-20 веков были сформированы системы Фребеля, Монтессори, Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Длительное время дидактические игры были основной формой обучения детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников.
Именно поэтому, в настоящее время, исходя из основного предназначения дидактических игр, как игр обучающих, большое внимание уделяется их соответствию к определенному программному содержанию занятий, продуманности ее структуры, тщательно и всесторонне разрабатывается план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены действия педагога, действия дошкольников, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал.
Дидактические игры следует планировать в таких разделах программы, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, элементарные математические представления, физическое и музыкальное воспитание.
На сегодняшний день, по-прежнему, дидактические игры считаются одним из эффективных средств по формированию мышления ребенка дошкольного возраста.
Результатами нашего эмпирическом исследовании было подтверждено теоретическое положение: в дошкольном возрасте в результате целенаправленной работы формируются у старших дошкольников основные мыслительные операции. Существенную роль в этом играют дидактические игры, направленные на развитие таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование.
Список литературы.
1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XXв. – М.: «Педагогика», 1990 – 608 с.
2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2003.
3. Детская психология: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б Эльконин. - М.: Издательский центр « Академия», 2006. - 384 с.
4. Жирнова, Н. Н. Отечественные педагоги конца XIX – начала XX в. о роли дидактической игрушки в воспитании детей раннего и дошкольного возраста / Н. Н. Жирнова - Дошкольное воспитание – 20010 - № 6 – с.96-99.
5. Зак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет./
6. Касаткина, Е. В. Педсовет «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой» / Е. В. Касаткина // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2009 - № 1 – С. 79-83.
7. Качанова, И. А. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ / И. А. Качанова, Е. В. Трифонова // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2011 - №6 – С.13-20.
8. Козлова, С. А. и др. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 2004 – 325 с.
9. Коноваленко, С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. – М.: Гном и Д, 2003 – 176с.
10. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология./ И. Ю. Кулагина – М.: изд-во УРАО, 2007. – 147 с.
11. Леонтьев А.Н., др. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
12. Лизунова, Л. Р. Формирование наглядно-образного мышления у детей / Л. Р. Лизунова, М. И. Патырбаева, Н. Л. Лепихина // Обруч. - 2014. - № 4. - С. 22-27.
13. Лупенко, Е. Дидактические игры / Е. Лупенко // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 8 – С.83.
14. Лыкова, И. Дидактические игры для работы со старшими дошкольниками / И. Лыкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 10. - С. 58-62.
15. Малеева, З. П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников / З. П. Малеева // Обруч. - 2014. - № 1. - С. 27-33.
16. Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» / В. Миленко // Дошкольное воспитание – 20014 - № 6 – с. 121-125
17. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 453 с.
18. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 5 - е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2006. - 687 с.
19. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления [Текст]/Л. Ф. Обухова - М.: Просвещение, 1999 – 210с.
20. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова - М.: Академический проект, 2004. - 192 с.
21. Парамонова, Л., Развитие наглядно-образного мышления ребенка / Л. Парамонова, Т. Алиева, А. Арушанова, А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание.- 2008. - № 4 - с. 21- 27.
22. Пелевина, И. А., Дидактическая игра как основной метод формирования системы экологических знаний о растительном мире / И. А. Пелевина, М. А. Васильева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 59-62.
23. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Подьяков - М.: Просвещение, 1999 – 190с.
24. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина - М.: Просвещение, 1998 – 240с.
25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2004 – 1001с.
27. Смирнова, Е. Фридрих Фребель: система дидактических игр / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание – 2006 - № 3 – С.79-81
28. Терещенко, М. Н. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению / М. Н. Терещенко //Начальная школа. Плюс до и после. – 2010. - № 7. – С.60.
29. Тихомиров, О.К. Психология мышления/ О. К. Тихомиров – М.: Академия, 2002 – 200 с.
30. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология./ Г. А. Урунтаева – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 310с.
Картотека игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр по лексической теме: «Овощи. Огород».
1.«Назови овощи». Цель: обогащение словарного запаса.
2. «Большой – маленький». Цель: упражнение в образовании существительных с ласкательным значением.
Огурец – огурчик, (помидор, перец, горох, петрушка, укроп, морковь, лук, баклажан)
3. «Новое слово». Цель: развитие словообразования относительных прилагательных.
Сок из моркови – морковный, рагу из овощей – …, икра из баклажанов – … икра из кабачков –…, пюре из картофеля – … , салат из капусты –
4. «Сосчитай овощи». Цель: согласование существительного с числительным.
1 2 3 4 5 6
Кабачок
Огурец
Баклажан и т. д.
5. «Что где растет?» Цель: упражнение в употреблении предлогов.
Что растет НА земле – (ПОД землей, НАД землей)
Картотека игр по лексической теме:
«Овощи. Огород».
(Развитие связной речи)
1.«Узнай по описанию»
- Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий? (Помидор.)
- Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый? (Огурец.)
- Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая? (Морковь.)
- Круглая, зеленая, твердая, сочная? (Капуста.)
-Круглый, жгучий, твердый, витаминный? (Лук.)
- Круглая, бордовая, твердая, полезная? (Свекла.)

2. «Расскажи, какой» (помидор, огурец, редиска и т. д.):
По цвету - по форме - по твердости –
По гладкости - по запаху - по сочности -
По вкусу – - Где растет? - В какое время созревает –
- Как ухаживают за овощами – - В каком магазине продают –
- Что можно приготовить из овощей –
3. «Составь рассказ об овоще по схемам».
Картотека игр по лексической теме: «Человек. Части тела».
1. «Назови части» (головы, туловища, рук, ног). Цель: обогащение словарного запаса.
2. «Чего у человека по два, по две». Цель: согласование существительного с числительным в роде.
3. «Четвертый лишний». Почему? Цель: развитие логического мышления.
Голова, шапка, ладонь, шея. Нога, стопа, сапоги, колено.
4. «Назови части тела человека, которых нет у домашних животных».
Цель: развитие логического мышления.
5. «Скажи наоборот». Цель – обогащение словаря антонимов.
Большой – ( маленький) Высокий – Веселый – Старый – Длинный – Чистый – Толстый – Стройный – Злой – Больной – Друзья – Одеваться – Трудиться – Аккуратный –
6. «Один – много». Цель: упражнение в образовании существительных множественного числа.
Голова – головы (лицо, лоб, нос, рот, ухо, локоть, бровь, ноготь)
7. «Назови ласково». Цель: упражнение в образовании существительных с ласкательным значением.
Глаза – глазки (щека, шея, ресница, лоб, подбородок, нога, рука, рот, нос)
8. «Подбери предмет» (часть тела) к действию. Цель: развитие глагольного словаря.
Видят - слышат - работают - бегают - дышит - жуют - стоят
машут - трогают - нюхает - говорит - пишут -
Картотека игр по лексической теме:
«Человек Части тела».
(Развитие связной речи)
1. «Узнай по описанию»
Красивые, серые, зелёные, голубые, большие – (что?)
Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные – (что?)
Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый – (что?)
Пухлые, розовые, круглые – (что?)
Добрая, красивая, терпеливая, весёлая, скромная, ласковая, нежная, требовательная (кто?)
Добрый, строгий, умный, сильный, отзывчивый (кто?)
Ласковая, добрая, старенькая, доброжелательная (кто?)
Старый, умный, строгий, седой, мудрый (кто?)
Весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая (кто?)
Умный, подвижный, старший, сильный, младший, слабый (кто?)
2. «Расскажи о себе» (какие части тела у тебя есть, опиши их, что они умеют делать)
Картотека игр по лексической теме: «Сад. Фрукты».

1. «Назови фрукты». Цель: обогащение словарного запаса.
2. «Назови сок, варенье». Цель: развитие словообразования относительных прилагательных.
Сок из яблок - варенье из яблок – (из слив, из груш, из абрикосов)
3.«Соберем фрукты в корзину». Цель: согласование существительного с числительным.
1 2 3 4 5 6
Яблоко
Груша
Персик
4.«Большой – маленький». Цель: упражнение в образовании существительных с ласкательным значением.
Апельсин – апельсинчик (банан, лимон, вишня, яблоко, абрикос)
5. «Один – много». Цель: упражнение в образовании существительных множественного числа.
Банан – бананы, (лимон, яблоко, абрикос, слива, груша, персик, апельсин)
6. «Мой, моя, моё». Цель: упражнение в подборе слов – названий фруктов к местоимениям.
Мой (что?) - …(Апельсин.) Моя - …(Вишня.) Моё - …(Яблоко.) И т.д.
Картотека игр по лексической теме:
«Сад. Фрукты».
(Развитие связной речи)
1.Назови, какие фрукты ты знаешь?
Где растут фрукты?
В какое время созревают?
Что делают из фруктов?

2.Расскажи, какой фрукт по цвету, форме, вкусу, запаху, сочности:
Слива –
Лимон –
29
Яблоко –
3.Сравни фрукты:
Лимон овальный, а яблоко –
Слива мелкая, а апельсин –
Персик сладкий, а лимон –
Айва желтая, а гранат –
4. Составь рассказ о фрукте по схемам.
Картотека игр по лексической теме:
«Осенняя одежда, обувь, головные уборы».
1. «Рассмотри свою одежду: про что можно сказать: Она моя? Он мой?» Цель: согласование существительного с местоимением в роде.
2. «Скромник – хвастун». Цель: упражнение в образовании существительных множественного числа. У тебя одна шапка, а у меня много шапок. (Куртка, рубашка, шарф, платье, юбка, сапог)
3. «Скажи наоборот». Цель – обогащение словаря антонимов.
Детская куртка – взрослая куртка. (Короткая юбка, чистые сапоги, сухое пальто, широкий пояс)
4. «Упрямое слово». Цель: упражнение в употреблении несклоняемых существительных.
У мамы есть осеннее пальто. Мама увидела, что оторвалась пуговица у… . Мама пришила пуговицу к ……. . Мама надела …... . Теперь она довольна своим ….. . Мама мне рассказала о своем осеннем ……… .
5. «Какой из чего?». Цель: развитие словообразования относительных прилагательных.
Сапог из резины – резиновый сапог. (Кофта из шерсти, пальто из драпа, куртка из джинсы, рубашка из фланели, халат из байки)
6. «Выполни инструкцию» Цель: упражнение в употреблении предлогов.
- Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул, а кроссовки поставь под стул.
Картотека игр по лексической теме:
«Осенняя одежда, обувь, головные уборы».
(Развитие связной речи)

1.«Узнай по описанию».
- Красивое, длинное, вечернее… (Платье.)
- Теплая, меховая, пушистая, длинная… (Шуба.)
- Вязанная, зимняя, теплая, пушистая, шерстяная, мягкая… (Шапка.)
30

- Теплый, пушистый, длинный, вязаный, шерстяной, мягкий… (Шарф.)
- Летняя, льняная, мужская, разноцветная, легкая…(Рубашка.)

2. Составь рассказ по плану:
- Что это за предмет?
- Какого цвета этот предмет одежды?
- Из каких частей состоит предмет одежды?
- Когда одевают (зимой, весной, летом, осенью)?
- Какая это одежда (мужская, женская, детская)?
- Что можно делать с этим предметом одежды?
Картотека игр по лексической теме:
«Домашние птицы».
1.«Папа, мама, детеныши». Цель: активизация словарного запаса.
Петух – курица – цыплята. (Гусь, селезень, индюк)
2. «Кто как голос подает?». Цель: развитие глагольного словаря.
Петух – кукарекает. (Курица, гусь, утка, индюк)
3.«Кто что умеет делать?». Цель: активизация глагольного словаря.
(бегать, клевать, кукарекать, взлетать, пить и т. д.)
4.«Сосчитаем детёнышей».
Цель: упражнение в согласовании с числительными.
1 2 3 4 5
Цыпленок
Утёнок
Гусёнок
Индюшонок
5. «Что у кого есть?» (голова, туловище, крылья, клюв, две лапы, перья)
Цель: активизация словарного запаса.
6. «Назови ласково». Цель: упражнение в образовании существительных с ласкательным значением.
Голова – головка (Хвост, лапы, клюв, крыло, перо)
Картотека игр по лексической теме:
«Домашние птицы».
(Развитие связной речи)

31

1. Составь загадку о домашней птице. Например: пёстрая, кудахчет, детей созывает. Кто это?

2. Расскажи о домашней птице:
Кто это?
Какие части есть?
Что умеет делать?
Чем питается?
Кто детёныши?
Какую пользу приносит человеку?

3. Составь описательный рассказ о домашней птице по схемам.
Картотека игр по лексической теме:
«Домашние животные».
1. «У кого кто?» Цель: упражнение в словообразовании названий детёнышей.
У кошки – котёнок – много котят (У козы, у собаки, у лошади, у овцы, у свиньи, у крольчихи, у коровы)
2. «Чей, чья, чьи?». Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
Лапы собаки. Чьи лапы? (собачьи). (Копыта коровы. Борода козы. Хвост лошади. Морда кролика. Лапы кошки).
3. «Скажи наоборот». Цель: развитие словаря антонимов.
У коровы длинный хвост, а у свиньи – короткий. Она короткохвостая.
У свиньи толстые ноги, а у овечки… , она тонконогая.
У свиньи жёсткая щетинка, а у кошки шерсть… , она мягкошёрстная.
У козы длинная шерсть, а у лошади … , она короткошёрстная.
4. «Угадай, чей голос» Цель: развитие глагольного словаря.
Мяукает (кто?) – кошка, (ржёт - конь, хрюкает, мычит, лает, блеет)
5. Отгадай: Цель: развитие логического мышления.
У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина?
У кого пятачок? У кого копыта? Зачем лошади копыта?
Зачем корове рога? Почему не слышно, когда кошка ходит?
Картотека игр по лексической теме:
«Домашние животные».
(Развитие связной речи)
1. «Отгадай, что это за животное?»
Большая, рогатая, бодливая – Лохматая, умная, охотничья –
Ласковая, пушистая – Выносливая, быстрая, сильная, резвая –
Толстая, жирная, неповоротливая –

2. «Отгадай, кто это?»
Сторожит, грызёт, лает – Мяукает, лакает, царапается –
Хрюкает, роет землю – Ржёт, бегает, скачет –
Блеет, бодается – Мычит, жует, ходит, даёт молоко –

3. Расскажи о домашнем животном: как оно выглядит, (какое оно по внешнему виду, какие есть части), как голос подаёт, что умеет делать,
чем питается, кто детёныши, какую пользу приносит человеку).

4. Составь рассказ о домашнем животном по схемам.
Картотека игр по лексической теме:
«Перелётные птицы»
1. Назови, каких перелётных птиц ты знаешь.
2. «Кто, вижу кого?». Цель: упражнение в образовании существительных в винительном падеже.
Грач – вижу грача. (Журавль, аист, соловей, лебедь, ласточка, цапля)
3. «Четвертый лишний». Цель: развитие логического мышления.
Лебедь, аист, воробей, дикая утка.
4. «Улетает – не улетает» Цель: научить различать перелётных птиц от зимующих.
5. «Улетает - улетают» Цель: образование существительных множественного числа, согласование с глаголами.
Улетает ласточка – улетают ласточки. (Лебедь, грач, скворец, журавль, аист, цапля, соловей).
6. «Повтори цепочку слов» Цель: развитие памяти.
Грач, ласточка, аист. Утка, лебедь, гусь. Соловей, грач, скворец. Жаворонок, аист, грач. Аист, цапля, журавль. Кукушка, утка, лебедь.
7. «Образуй новое слово от слова «летать».
Цель: развитие словообразования приставочным способом.
Осенью птицы от нас (улетают), от дерева (отлетают), вокруг (облетают), через море (перелетают), из гнезда (вылетают), весной (прилетают).
Картотека игр по лексической теме:
«Перелётные птицы».
(Развитие связной речи)
1. «Узнай птицу по описанию».
Это перелётная птица. Она крупная, длинноногая, длиношеея, длинноклювая, серая, с хохолком на голове. Эта птица улетает от нас позже всех, потому что питается рыбой и живет на берегу моря. А море долго не замерзает.
2. Придумай свою загадку про любую перелётную птицу.
3. Какая птица, если у неё: короткий хвост, (короткохвостая), клюв, длинные ноги, длинная шея, длинный клюв, короткие ноги, толстый, тонкий клюв.
4. Отхлопай по слогам, запомни стихотворение:
О-пус-тел скво-реч-ник, у-ле-те-ли пти-цы
Ли- стьям на де-ревь-ях то-же не си-дит-ся.
Це-лый день се-год-ня все ле-тят, ле-тят.
Вид-но то-же в Аф-ри-ку у-ле-теть хо-тят.
5. Составь рассказ о перелётной птице по схемам.
Картотека игр по лексической теме:
«Осень»
1. «Назови осенние месяцы»: сентябрь, октябрь, ноябрь. Запомни.
2. «Про что можно сказать»: Цель: упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде.
Осенний – дождь, лист, туман, ветер, день, плащ. (Осенняя, осеннее,
осенние).
3. «Что делает?» Цель: развитие глагольного словаря.
Дождь – идёт, моросит, льёт, стучит, капает, барабанит. (Ветер, тучи, листья).
4. «Какая осень, если» Цель: упражнение в образовании прилагательных от наречий.
Ветрено – ветреная, (холодно - хмуро - пасмурно - дождливо - )
5. «Подбери признак» Цель: развитие словаря признаков.
Осень (какая?) - …(Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная, тёплая, хмурая, и т. д.)
6. «Скажи наоборот» Цель: развитие словаря антонимов.
Ранняя осень – поздняя осень. (Веселый день, солнечный день, голубое небо, ясное небо, длинный день, тепло, ветрено, сухой, листья вырастают, прилетают, золотые берёзы, низкое небо)
Картотека игр по лексической теме:
«Осень».
(Развитие связной речи)
1. Составление коллективного рассказа об осени по сюжетной картинке с использованием полосок – предложений в соответствии с вопросами:
- Какие стоят дни?
- Откуда падают жёлтые листья?
- Как ведут себя птицы?
- Кто гуляет в осеннем парке?
- Что они делают?
- Для кого дети хотят сделать красивый осенний букет?
2. Составь рассказ по сюжетной картинке:
- Стоят последние тёплые осенние дни.
- С клёнов, дубов, берёз падают на землю желтые листья.
- Птицы уже не поют, они улетают на юг.
- Ребята гуляют в осеннем парке.
- Они поднимают с земли опавшие листья.
- Дети хотят сделать для мамы красивый осенний букет.
Картотека игр по лексической теме:
«Зимующие птицы»
1. «Назови зимующих птиц, каких ты знаешь».
2. «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?».
Цель: развитие логического мышления.
Сорока, ворона, скворец, воробей. Журавль, соловей, ласточка, снегирь.
3. «Улетает – улетают» Цель: упражнение в образовании существительных множественного числа.
Воробей улетает – воробьи улетают. (Синица, сова, сорока, ворона, галка).
4. «Счет птиц». Цель: согласование с числительными.
1 2 3 4 5
Воробей (Снегирь, синица, галка, сова)
5. «Кто как голос подает?» Цель: развитие глагольного словаря.
Сорока - стрекочет, ворона – каркает, воробей – чирикает, сова – ухает,
35

голубь воркует, синица цвенькает.
6. «Большой – маленький». Цель: образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.
Острый клюв – остренький клювик. Тонкие лапы – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка. Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло - черненькое крылышко. Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик. Светлые перья – светленькие перышки.
Картотека игр по лексической теме:
«Зимующие птицы».
(Развитие связной речи)
1. «Подружи слова». Сосна, сова, ухать, на. (На сосне ухает сова).
Около, пень, скакать, сорока. Дятел, по, дерево, стучит, клюв.
Над, лес, лететь, вороны.
2. «Узнай по описанию, повтори слова - признаки»
Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. (Воробей.)
Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный. (Снегирь.)
Желтогрудая, тонкая, юркая, веселая, умная. (Синица.)
Красноголовый, большой, умный, зимующий. (Дятел.)
Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая. (Сова.)
3. Составь рассказ по плану - схеме:
Что это за птица? Из каких частей состоит тело птицы?
Какого цвета части тела птицы? Это зимующая или перелетная птица?
Где живет птица? Чем она питается?
Какую пользу приносит человеку, природе?
Картотека игр по лексической теме:
«Лес. Лиственные деревья. Ягоды. Грибы»
1. «Сосчитай». Цель: согласование существительных с числительными.
1, 2, 3, 4, 5 (Дерево, дуб, клён, липа, берёза, тополь, ива, ягода, малина, клюква, гриб, лисичка, опёнок, подберёзовик)
2. «Назови части» Цель: развитие словарного запаса.
У дерева – ствол, корни, ветви, почки, листья.
У ягоды – корни, ветки, почки, листья, цветы, ягоды.
У гриба – ножка, шляпка, грибница.
3. «Почему так называется?» Подберёзовик, подосиновик.
4. «С какого дерева – какой листок». Цель: образование относительных прилагательных.
Этот лист с дуба – дубовый лист
Этот лист с берёзы – берёзовый (с клёна, с тополя, с липы, с ивы, с рябины)
5. «Один - много». Цель: упражнение в употреблении множественного числа существительных.
Дерево – деревья. Лист – листья. Ствол – стволы. Ветка – ветки. Тополь – тополя. Ива – ивы. Дуб – дубы. Растение – растения. Почка – почки. 6.«Назови ласково». Цель: упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Ягода – ягодка, малина – малинка, гриб – грибочек, берёза – берёзка)
Картотека игр по лексической теме:
«Лес. Лиственные деревья. Ягоды. Грибы».
(Развитие связной речи)

1. «Ответь на вопросы».
Где растут деревья? Чем отличается лес от сада? От парка?
Какие деревья вы видели в лесу? Как дышится в лесу?
Кто живет в лесу? Что растёт в лесу? Чего много в лесу?
Зачем людям лес? Что дает лес человеку? Животным и птицам? (дает чистый воздух, прохладу, грибы, ягоды, дрова ……. . Животным и птицам – жилище и корм).
Что может случиться, если вдруг погибнет лес?

2. «Составь рассказ о том, что ты знаешь о лесе».
Нарисуй пиктограммы к своему рассказу.
Картотека игр по лексической теме:
«Хвойные деревья»
1. «Подскажи словечко».
Ну и платье: сплошь иголки, его носят вечно …….
2. «Что общего у елки и у ёжика?». Цель: развитие логического мышления.
3. «Что из чего – какой?» Цель:образование относительных прилагательных
Бор, в котором растут сосны – сосновый
Бор, в котором растут ели – еловый бор
(запах, лес, пень, ствол, ветка, шишка, бревно, стол, мебель, хвоя, иголка, полено, кресло)
4. «Подбери признаки к предмету» Цель: развитие словаря признаков.
Ёлка (какая?) – зелёная, колючая, яркая, блестящая, душистая, высокая.
Сосна (какая?) – молодая, стройная, красивая, зеленая, нарядная, пушистая, серебристая, раскидистая, качающаяся, исцеляющая.
5. «Подбери действие к предмету». Цель: развитие глагольного словаря.
Ель, сосна (что делает?)
Растёт, стоит, зеленеет, радует, колышется, пахнет, качается, шумит, серебрится, исцеляет.
6. «Чем похожи, чем отличаются». Цель: развитие логического мышления.
(Сравнить лиственные и хвойные деревья).
Картотека игр по лексической теме:
«Хвойные деревья»
(Развитие связной речи)
1. «Узнай по описанию»
Зелёная, колючая, яркая, блестящая, душистая, пушистая, высокая – что?
2. «Слова заблудились». Заяц, ёлка, сидеть, под. Белка, сосна, сидеть, на.
Шишки, на, расти, ёлка. Под, ёлка, ёжик, бежать.
3. «Составь рассказ – описание по мнемотаблице»
Что нарисовано на картинке?
Какое это дерево – хвойное или лиственное?
Почему сосну называют хвойным деревом?
Назовите части сосны.
Какой ствол у сосны? Ветки? Иголки? Шишки? (размер, форма, цвет)
Какую пользу приносят хвойные деревья? (очищают воздух, обогащают кислородом, из них делают мебель).
Почему их можно назвать – целебными?
Где растут хвойные деревья?
Почему их называют вечнозелеными?
Картотека игр по лексической теме:
«Новый год».
1. Отгадай:
Что это будет? Хлопушки. Конфеты. Сосульки. Шары золотистого цвета.
Песни и пляски. Смех без умолка. Что это будет, по – вашему?........
2. «Подбери признак»
Ёлка (какая?) – зеленая, колючая, яркая, блестящая, нарядная.
Праздник Новый год (какой?) – веселый, задорный, радостный, добрый.
Дед Мороз (какой?) –добрый, бородатый, щедрый, веселый, умный.
Снегурочка (какая?) – веселая, добрая, красивая, веселая, умная.
Подарки (какие?) – разные, неожиданные, новые, долгожданные, красивые.
Настроение (какое?) – праздничное, веселое, задорное, новогоднее.
Игрушки (какие?)– ёлочные, красивые, блестящие, разноцветные, хрупкие.
3. «Составь предложение».
Ёлка – хоровод (возле ёлки дети водят хоровод) Ёлка – лампочки Маша – маска Снегурочка – гости Дед Мороз – подарки
4. «Исправь ошибку».
Дети нарядили игрушки ёлками. Ёлка зажглась на лампочках.
Ёлка пляшет возле Снегурочки. Дед Мороз принес мешок в подарках.
Картотека игр по лексической теме:
«Новый год».
(Развитие связной речи)
1. Рассмотри серию сюжетных картин «Новый год на пороге», ответь на вопросы.
- Какой приближается праздник?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения? (разноцветные, яркие, красочные)
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз их ждал в конце праздника?

2. Составь рассказ по серии сюжетных картин «Новый год на пороге».
Картотека игр по лексической теме:
«Посуда»
1. Стихотворение – загадка. Цель: развитие слухового внимания.
У нашего Вовки на блюде морковка.
У нашей Акульки картошка в кастрюльке.
У нашей Наташки смородина в чашке.
Ну у Валерки грибочки в тарелке. А теперь ты не зевай и посуду называй.
2. «Что из чего?». Цель: словообразование относительных прилагательных.
Стакан из стекла – стеклянный, (чашка из фарфора, кастрюля из металла,
сковорода из чугуна, пиала из керамики, кувшин из глины, тарелка из фаянса, пластмассы, бокал из хрусталя, ложка из дерева, из серебра).
3. Назови части. Цель: развитие словаря.
У кастрюли – стенки, донышко, крышка, ручки;
у чашки – дно, стенки, ручка; у чайника – носик, ручка, стенки, крышка.
4. «Добавь – ница». Цель: развитие словаря.
Сахар – сахарница, соус, хлеб, перец, суп, конфеты, салат, селедка).
5. Почему так назвали? Мясорубка – мясо рубит, кофеварка, соковарка,
Соковыжималка, хлеборезка, овощерезка, картофелечистка).
6. «4 лишний». Почему? Цель: развитие логического мышления.
Чашка, блюдце, кастрюля, бокал. Тарелка, ложка, вилка, нож.
7. «Много – нет». Цель: упражнение в образовании родительного падежа существительных. Тарелки – нет тарелок, сахарницы – нет сахарниц, и т. д.
Картотека игр по лексической теме:
«Посуда»
(Развитие связной речи)
1. «Составь предложения». Соль кладут в пюре, а сахар – в чай.(в какую еду кладут соль, а в какую сахар?)
В стакане кефир, а в чашке – кофе. (Какой напиток в какой посуде?)
С чем кастрюля, если в ней ….(суп, борщ, картошка)?
С чем тарелка, если в ней … (каша, котлеты, салат)?
2. «Где ложка?» - цель: закрепление навыка правильного использования предлогов в речи.
Ложку положи в стакан. Ложку положи на тарелку. Возьми ложку из стакана. Положи ложку под стакан. Положи ложку за кастрюлю. Возьми ложку из – за кастрюли. Положи ложку между стаканом и тарелкой.
3. Составь рассказ – описание о посуде по мнемотаблице:
Что это? Какого цвета?
Из какого материала? Какие есть части?
Какая по назначению? Что можно делать?
Картотека игр по лексической теме:
«Дикие животные наших лесов»
1.«Назови семью» Цель:упражнение в словообразовании родственных слов.
Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш – зайчонок (зайчата). (Медведь, лис, олень, белка, рысь, лось, волк, ёж ).
2. «Кто кем был?» Цель: упражнение в образовании названий детёнышей.
Ёж – ежонком, лиса – лисёнком, медведь – медвежонком и т. д.
3. «Сосчитай животных» белка, лиса, волк, ёж, медведь, заяц (1, 2, 3, 4, 5)
4. «Угадай, кто это?» Цель: развитие словаря признаков.
Бурый, косолапый, неуклюжий – Серый, зубастый, страшный –
Хитрая, пушистая, рыжая – Маленький, длинноухий, пугливый –
5. «Про кого можно сказать…». Цель: развитие глагольного словаря.
Охотится, подкрадывается – Прыгает, скачет – Пугается, несется –
Переваливается, рычит – Хитрит, петляет – Выслеживает –
6. Д\ игра «Подбери слово». Цель: развитие словаря антонимов.
Медведь – крупный зверь, а заяц – У лисы длинный хвост, а у медведя –
Белка травоядная, а волк – У лисы тонкие лапы, а у медведя –
Белка проворная, а медведь – Рысь смелая, а заяц –
Заяц бегает быстро, а ёж – У лисы шерсть гладкая, а у медведя –
Волк злой, а заяц – Белка ловкая, а медведь…
7. «Кто где живёт?». Цель: употребление предложного падежа существительных. В норе живёт – лиса. (В берлоге, в дупле, в логове)
Картотека игр по лексической теме:
«Дикие животные наших лесов»
(Развитие связной речи)
1. «Подружи слова» Белка, прыгать, ветки, по. Спать, берлога, в, медведь. Под, куст, заяц, сидеть.
2.«Подбери признак».
Медведь (какой) - бурый, косолапый, неуклюжий, лохматый.
Волк - злой, голодный серый, зубастый.
Заяц - трусливый, длинноухий, серый, быстрый, ловкий.
Лиса - хитрая, рыжая, хищная, пушистая, быстрая, ловкая, шустрая.
Белка - рыжая, маленькая, быстрая, ловкая.
Ёж - коротконогий, колючий, бесхвостый, умный, смелый.
Олень – рогатый, длинноногий, короткохвостый, пятнистый, тонконогий.
3. «Расскажи о животном по мнемотаблице»
Кто это? Где живёт? Какие части есть?
Какой? Что умеет делать?
Кто детёныши? Чем питается?

Похожие записи:

Физическое воспитание дошкольников в семье Особенности трудового воспитания детей младшего школьного возраста Литературное образование в детском саду Опыт работы воспитателя детского сада. Гендерные различия дошкольников 6-7 лет
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Опубликовано: 43 дня назад (10 декабря 2018)
Просмотров: 190
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!