Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Опыт работы воспитателя детского сада. Гендерные различия дошкольников 6-7 лет

Гендерные различия в сюжетно-ролевой игре детей дошкольников 6-7 лет
Работа будет интересна для воспитателей старшой и подготовительной группы (5-7 лет) и психологам.
Цель: изучить особенности гендерных различий в развитии сюжетно-ролевой игры у детей 5-7 лет.
Задачи:
- изучить теоретические основы проблемы гендерных различий в развитии сюжетно-ролевой игры у детей 5-7 лет;
- выявить особенности гендерных различий в развитии сюжетно-ролевой игры у детей 5-7 лет.
* * *
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни детей, и все больше внимания уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе сюжетной игре . Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности, а также в общение воспитателя с дошкольниками.
Проблема игры ребенка – ее содержания, происхождения и значения для развития детей является одной приоритетных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.
Дошкольный возраст – самый «игровой» период детства, по мнению специалистов всего мира является возрастом самого интенсивного психического развития ребенка, периодом первоначального формирования качеств личности и становления всех психических функций. Детство – период формирования общих знаний и умений, которые становятся фундаментом освоения любых новых видов деятельности, накопления потенциала для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Создание этого фундамента во многом обеспечивается игрой как ведущей деятельностью дошкольного возраста.
Игра – первая школа общественного воспитания ребенка, «арифметика социальных отношений», как охарактеризовал ее Л. С. Выготский . В игре ребенок приобретает способность взаимодействовать с другими детьми, усваивает правила этого взаимодействия, опыт взаимодействия, учатся пояснять свои действия и намерения, согласовывать их со сверстниками. В этом заключается одна из основных специфических развивающих функций игры. Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина , игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста. Характеризуя сюжетно-ролевую игру С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. В. С. Мухина определяет игру как форму организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.
Надо отметить, что в дошкольные годы начинают формироваться и различия в интересах мальчиков и девочек, которые проявляются в тематике не только игр, но и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности. В. С. Мухина выявила, что у старших дошкольников мальчиков большинство рисунков посвящено индустриальной и военной тематике. Они рисуют чаще всего машины разных марок, танки, ко¬рабли, самолеты, подъемные краны, космонавтов, рыцарей, персонажей мультфильмов. У девочек преобладает бытовая тематика и интерес к изображению природы. Они любят рисовать цветы, деревья, животных, людей (особенно принцесс и невест). Были обнаружены и некоторые особенности манеры рисования. По технике исполнения рисунки девочек носят более законченный характер, чем у мальчиков, имеют элементы декоративности. При изображении человека, чаще всего это человек женского пола, они тщательно вырисовывают платье, прическу и пользуются разнообразными украшающими элементами. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны, чем у девочек .
В группе детей старшего дошкольного возраста, использовалась методика «Волшебный цветок». Были выявлены существенные различия в пожеланиях детей как в свой адрес, так и в адрес других людей, обращенных к разным сферам действительности, а именно: бытовой, игровой, познавательной и сфере человеческих отношений у мальчиков и девочек .
Так, при изучении общения дошкольников в игре выявлена тенденция: у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, имела место ориентация не только на процесс игры, но и на сверстника, характер взаимоотношения с ним. Резкое различие обнаружилось в мечтах детей (это предполагалось в ходе игры), обращенных в будущее. Мальчики мечтали быть «большими и сильными», стать машинистом, моряком, спасателем. А девочки «вырасти и быть красивой», стать «мамой», учительницей, врачом, балериной и т.п.
С 5 лет девочки и мальчики выбирают деятельность, игрушки и атрибутику. Ориентируясь на половые стандарты. При этом мальчики игры девочек, а девочки игры мальчиков считают «плохими», «неинтересными». Однако данное противопоставление нельзя создать искусственно и закреплять его. Так как именно в это период «поло-ролевые стандарты приобретают значение моральных законов».
Значительно большее социализирующее влияние на детей дошкольного возраста оказывают сверстники одного с ним пола. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка развиваются общение с другими детьми и разнообразные виды совместной деятельности, формируются первые отношения со сверстниками. Благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции, орудием которой служит особое общественное мнение, которое распространяется и на оценку поло-ролевого поведения мальчиков и девочек.
Таким образом, зная гендерные особенности детей, педагог может подобрать или даже выработать свои подходы и приемы для воспитания детей, при этом оказывая положительное влияние на развитие сюжетно-ролевой игры детей 6-7 лет.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие в начальной школе. Понятие поведенческой нормы и этикета Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Письменная характеристика компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя

Похожие статьи:

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей «Магазин»

Детская агрессия. Что делать?

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Методики раннего обучения детей математике

Опубликовано: 54 дня назад (24 сентября 2018)
Просмотров: 156
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!