Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья

Рекомендации для родителей по повышению психологического иммунитета.
Автор: Панфилова Любовь Анатольевна, педагог дополнительного образования, педагог-психолог МБУДО «ДДК «Ровесник» г. Челябинска», г. Челябинск.
Описание материала: Предлагаю вниманию педагогов методичку-раздатку для родителей на тему «Как повысить свой психологический иммунитет». Наш опыт создания и использования этих рекомендаций в работе с родителями в учреждении дополнительного образования говорит об огромном интересе с их стороны к проблеме профилактики психологического здоровья. Этот методический продукт будет точно так же интересен и полезен и родителям учащихся общеобразовательной школы, а также самим педагогам. В методичке, в готовом виде представляющей собой лист А4 с тремя колонками текста с обеих сторон, кратко и ёмко дается информация о симптомах снижения психологического иммунитета, об основных причинах и конкретных способах профилактики.
Методические рекомендации для родителей по повышению психологического иммунитета.
Цель: ознакомление взрослых участников образовательного процесса с приемами рефлексии своего психологического здоровья и методами самопомощи.
Задачи:
1. Актуализация знаний о физическом и психологическом иммунитете, их логической связи.
2. Ознакомление с методом отслеживания уровня личного психологического иммунитета.
3. Стимулирование к использованию методов профилактики снижения психологического иммунитета, методов самопомощи для улучшения психологического здоровья.
Введение.
Возрастающий интерес к психологии, популярность психологических знаний дают надежду, что в ближайшем будущем роль этих знаний в психологическом оздоровлении нации будет заметно возрастать. Значит, если смотреть в будущее, то уже сейчас необходимо думать о том, какими наилучшими способами соединить этот возрастающий интерес к психологии с имеющимися возможностями системы образования, чтобы использовать эти факторы на психологическое оздоровление нации. Мы считаем, что для положительного результата, необходимо проводить «психологическую иммунизацию» в массовом порядке.
Под психологическим иммунитетом мы понимаем способность личности поддерживать и восстанавливать свое психическое здоровье посредством использования психологических знаний. Приобретение психологического иммунитета — это профилактика возможных психологических проблем личности посредством включения в познавательную сферу индивида психологических знаний о моделях поведения в различных ситуациях, методах преодоления воздействий негативной психологической среды, умений и навыков самопомощи.
Психологическое состояние, жизненный настрой во многом сказываются на здоровье и самочувствии. Но о понятии «психологический иммунитет» многие люди и не слышали. Родители и педагоги далеко не всегда владеют знаниями о методах отслеживания уровня своего психологического здоровья, а также о методах и способах самопомощи для профилактики снижения психологического иммунитета.
Все три категории взрослых участников образовательного процесса – родители, педагоги, администрация – могут использовать эти знания, чтобы не только приводить в норму свое физическое и психологическое здоровье, но и в доступной форме донести до детей соответствующую возрасту информацию.
Считаем обязательным включение в структуру воспитания навыков здорового образа жизни также воспитание навыка здорового образа мыслей. Но вначале развить такой навык нужно у самих родителей и воспитателей. То есть необходимым условием является развитие интереса у родителей и педагогов знаний о психологическом иммунитете и стимулирование их к самостоятельному использованию этих знаний для повышения иммунитета.
Наш подход к составлению методических рекомендаций для родителей отличает простота и логичность изложения, обозначение понятной тесной связи физического и психологического иммунитета, а главное, наличие конкретных рекомендаций для воздействия на конкретные причины снижения психологического иммунитета.
Содержание методических рекомендаций.
1 колонка.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДДК «Ровесник». Как повысить свой психологический иммунитет. Рекомендации родителям. Челябинск, 2018 год.
2 колонка.
В 2005 году ВОЗ признала, что в России каждый пятый гражданин страдает сниженным психологическим иммунитетом.
Что, по вашему мнению, означает понятие «здоровье»?
Ответ прост – отсутствие болезни! По крайней мере, так его квалифицируют эксперты ВОЗ, Всемирной Организации Здравоохранения.
А что такое психологическое здоровье?
Логично будет сказать – отсутствие психологических проблем.
Болезнь видится одинаково:
- сложность или невозможность выполнять прежние функции (известную деятельность)
- снижение качества жизни
- болевые синдромы
Противодействие болезням создает иммунитет. Если мы сами не ставим свою жизнь под угрозу, то наш иммунитет поможет нам справиться с агрессивной, напичканной бактериями и вирусами, физической средой.
Психологический иммунитет помогает противостоять агрессивной психологической среде.
Определить ослабленный физиологический иммунитет несложно: повышенная утомляемость и слабость; быстрая подверженность простудам и желудочным…
3 колонка.
сбоям; стабильность и активность хронических «болячек»; постоянные переживания по поводу здоровья; раздражительность, особо, когда вокруг здоровые люди и ждут или требуют от нас прежнего уровня успешности.
Аналогично, определяем ослабленный психологический иммунитет.
1. Быстрый упадок сил и веры в себя при малом неуспехе
2. В ситуациях столкновения с любыми, даже незначительными, трудностями при достижении цели – бурные разрушительные эмоции
3. Постоянство мыслей о плохом, моментальная «фокусировка» на негативной информации
4. Постоянные переживания по поводу своей «ненужности», «неуспешности», «не соответствии» и т.п.
5. Отсутствие радости от своих успехов и раздражение от успехов других людей
Просим оценить каждый пункт из данного списка в процентах и отметить, какой из пунктов имеет повышенный (выше 50%) уровень, а также каков общий процент по всем 5-ти пунктам данного несложного теста.
Если ответ в среднем превысил 50% или дошел до 75% - необходимо срочное принятие мер по восстановлению психологического иммунитета.
4 колонка.
Учтем, что в человеческом мозгу связи организованы в сети: одна из них содержит позитивную информацию о нас самих и об окружающем мире, другая – негативную.
Если в результате наших умозаключений информация определяется как негативная, то она включается в негативную сеть, а у нас возникают эмоции безысходности, страх, гнев и т.п. А если наши мысли определили информацию в позитивную сеть, у нас появляются положительные эмоции, такие, как любопытство, азарт, радость и восторг
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ: УЧИТЕСЬ ПОЗИТИВНО МЫСЛИТЬ!
Что позволит поднять психологический иммунитет? Работа с причиной!
Причина - стрессы, неожиданные «вызовы» судьбы. Нужная реакция: Чему меня эта ситуация учит? Как и что во мне развивает? Что я могу активировать в себе? Что в сходной ситуации мне когда-то помогло?
Причина: переутомление, «переработка». Реагирование: Как и где я могу переключаться? Когда и сколько времени я могу отводить на отдых, и какой мне нужнее отдых? Распланировать отдых на 5-7 минут КАЖДЫЙ ЧАС! Отдых на пол дня -1 день В НЕДЕЛЮ! Отдых на 1 полный день - В МЕСЯЦ! На неделю отдыха - В ПОЛ ГОДА! На 2 недели отдыха - В ГОД!
5 колонка.
Причина: недосып.
Реагирование: Планировать сон и находить, что успокаивает.
Причина: психологически неблагоприятная «экология».
Реагирование: Снизить до минимума общение с неприятными людьми, увеличить по возможности общение с любимыми (чаще улыбайтесь им!!). На критику отвечать: «Возможно, здесь есть доля правды. Но я талантлив, я справлюсь!»
Причина: вредные привычки мысли, моментально начинаем мыслить негативно («Всё пропало, Лёлик, всё пропало!», см. к/ф «Бриллиантовая рука»).
Реагирование: Цель - развить навык позитивного мышления. Вместо мысли «Она старается меня унизить» - подумать «Как её жаль, она не верит в себя, видит во мне весомого соперника её авторитету».
Причина: бесконечный просмотр телепередач и новостей с обилием негативных освещений событий.
Реагирование: Как не смотреть ТВ и не читать газет? «Пролистывать» в интернете. И при просмотре чужих бед думать: Чем могу помочь? Деньгами? Молитвой? Помогай им Господь!
Причина: Недостаток всесторонней физической активности.
6 колонка.
Реагирование: Ответить на вопросы: Где я могу взять время на спорт? Что это за занятия должны быть? С кем я буду обсуждать и реализовывать программу поддержки физической активности?
Признаем свою ответственность за свой психологический иммунитет!
Напишем ДОГОВОР с самим собой, где включаются поощрения и санкции за выполнение или недоработку поставленных задач.
Помните: санкции также должны работать на повышение психологического иммунитета. Например, если вы не выполнили пункт «увеличение физической активности (спорт)», то в санкциях может быть: «Встаю на полчаса раньше и делаю пробежку до…гипермаркета и назад»
Педагоги МБУДО ДДК «Ровесник» всегда поддержат своих воспитанников и их родителей на пути развития здоровья, повышения психологического иммунитета. Мы мыслим позитивно:
ВЫ - ТАЛАНТЛИВЫ, ТОЛЬКО ПОВЕРЬТЕ В СЕБЯ!
А МЫ В ВАС ВЕРИМ!
Выводы.
Методичка не просто раздается педагогами в руки каждому родителю, что было бы уже неплохо. Надо сказать, что раз в месяц, в одну из суббот, мы приглашаем родителей на информационные встречи с психологом, по сути семинары-практикумы. И помимо приемов и методов воспитания, обязательно периодически обсуждается и тема психологического здоровья.
Таким образом, верно подобранная психологическая информация, просто и доступно поданная, да к тому же остающаяся на руках в виде печатной продукции, методички, которую мы делаем именной (подписываем на обложке имя отчество родителя) – все это идёт в копилку знаний родителей наших воспитанников. И это позволяет считать реальным наш вклад в дело повышения психологического здоровья челябинцев.
Литература:
1. Васютин А.М. Наука радости/ 77 рецептов психологического здоровья. - Ростов-на Дону: изд-во Феликс, 2005.
2. Кирейчев А.В. Психологический иммунитет как фактор развития зрелой личности.// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(53). – Новосибирск: СибАК, 2015.
3. Милова Ю.В. Техники и приемы регуляции эмоций // Вопросы психологии. —№3,2010.
4. Образ жизни/ Профилактика для иммунитета.
5. Психологический иммунитет.
6. Ханне Х. Брурсон. Мыслевирусы: Как не отравлять себе жизнь вредоносными мыслями. — М.: Альпина паблишер, 2015.
Скачать Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья

Рекомендуем посмотреть:

Специфика работы с одаренными детьми Семейный оздоровительный клуб в подготовительной группе детского сада. План работы
Участник №37 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2018 года
Опубликовано: 44 дня назад (8 августа 2018)
Просмотров: 217
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Елена Ивановна Буторина # 10 августа 2018 в 19:28 0
Здравствуйте, Любовь Анатольевна! Актуальная тема, очень своевременная! Спасибо Вам за публикацию! v Спасибо за "психологические" советы! Примите голос поддержки за обмен опытом. С уважением, Елена Буторина.