Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр, в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
При разработке и проведении таких игр необходимо придерживаться следующих положений:
* старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
* дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;
* в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов. Использовать дидактические игры
для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:
* о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
* о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
* о человеке как части природы;
* о культуре поведения в природе.
Дидактические игры данной серии целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.
Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход куклы, сказочного персонажа (Старичка-Лесовичка, Дедушки Зная, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят.
Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного а также проблемных ситуаций. Пример проведения одной из таких дидактических игр мы вам представляем.

Дидактическая игра «Путешествие в мир природы»
Цель. Развивать познавательный интерес детей, их экологическое сознание, формировать ценностные ориентации. Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы, тесного взаимодействия человека и природы в их дальнейшей эволюции (коэволюции), закрепление навыков экологически грамотного поведения в природе.
Материал. 3 комплекта картинок с изображением обитателей (растений, животных) леса, луга, водоема; куклы: Старичок-Лесовичок, Дедушка Знай, Дед Природовед, Незнайка; комплекты картинок с изображением растений, травоядных животных, хищников — по количеству детей; картинка с изображением дорожного знака «Дикие животные»; фишки, эмблемы.
Игровые действия. «Путешествие».
Игровые правила. Не мешать друг другу «путешествовать», внимательно слушать задания сказочных персонажей, думать, находить правильные ответы, помогать товарищам в том случае, если они дают неправильные ответы.
Ход игры
Игра может быть проведена на территории леса, парка, сквера, а также в групповой комнате. Воспитатель сообщает детям, что они отправляются в путешествие в мир природы. Перед отправлением дошкольников приветствует Старичок-Лесовичок: «День добрый, ребята! В гости к природе собрались? А правила вежливости не забыли?» Старичок-Лесовичок предлагает ребятам несколько пар правил, из которых детям нужно выбрать правила вежливого поведения в природе.
1, а. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
1,б. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, в лесу много зелени — еще вырастет!
2, а. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное — никому не мешаешь!
2, б. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
3, а. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
3, б. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое важное дело.
За каждое правильно выбранное правило дети получают фишки и проездные билеты на поезд для совершения путешествия.
Первая станция«Загадки Дедушки Зная»
На этой станции детей встречает Дедушка Знай: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите природу и дружите с ней. Сегодня у меня к вам будет много вопросов. Вопросы непростые. Чтобы ответить на них, нужно хорошо подумать».
Загадки
1. Один волшебник решил создать лес. И сделал его из деревьев, кустарников, цветов, грибов. Потом решил добавить насекомых, а они чуть не съели весь лес. Волшебник не мог понять, почему? Помогите, ребята, ему разобраться.
2. Другой волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил в нем только зайцев, лосей, косуль, оленей. И они тоже чуть не съели весь лес. Почему?
3. Третий волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему?
4. Четвертый волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда жаб и ящериц, но они тоже начали покидать этот лес. Почему?
5. Пятый волшебник создал поле из пшеницы и ржи и поселил туда только мышей. Мыши чуть не съели весь будущий хлеб. Почему? "
6. Шестой волшебник сделал речку из воды и водорослей и поселил в нее
только щук. Щуки начали покидать эту речку. Почему?
7. Седьмой волшебник создал город только из домов и машин и поселил туда людей. Люди вскоре покинули этот город. Почему?
8. Восьмой волшебник сделал лес из разных животных и растений. Никто этот лес не покинул. Почему?
Кто первый и правильно отвечает на вопрос Дедушки Зная, получает фишку.
•— Вторая станция «Друзья природы»
Для этой станции выбирается свободная площадка на территории участка или групповой комнаты. Чтобы эта территория не пустовала, воспитатель предлагает детям создать лес, луг и озеро. В разных местах площадки расположены три коробки, в которых находятся картинки с изображением растений и животных различных природных сообществ. Дети делятся на три подгруппы. С помощью жребия определяется, какое из природных сообществ каждая подгруппа будет создавать. Дошкольники отбирают картинки только с теми природными объектами, которые обитают в определенном сообществе. Затем появляется Незнайка и задает детям вопросы, почему они отобрали определенные картинки для леса, луга, озера. Например: «А почему вы ландыши в лесу разместили? Они должны расти там, где все цветы, — на лугу» или: «И зачем эти лягушки в озере?» Ребята, которые дают полные, правильные ответы, получают от Незнайки фишки.
Третья станция — «Экзамен с Дедом Природоведом»
На этой станции детей приветствует Дед Природовед: «Здравствуйте, дети! Мне говорили, что вы настоящие знатоки природы. Знаете, как существуют вместе все живые организмы (растения, животные, люди) и как они связаны с неживой природой. А чтобы проверить, действительно ли это так, я сейчас устрою для вас настоящий экзамен. Для этого экзамена я подготовил задания».
1. Наверное, многие из вас не один раз выезжали с папами и мамами на своих автомобилях на прогулку в лес. А я вам хочу сказать, что под колесами автомобилей гибнет много животных. В местах наиболее частых переходов лесных дорог животными стоит вот такой знак (показывает дорожный знак «Дикие животные»). Как должен поступить водитель, увидев такой знак:
* увеличить скорость и быстро промчаться?
* снизить скорость?
* особенно быть внимательным днем?
* особенно быть внимательным в утренние, вечерние и ночные часы?
2. Расскажите, как растения с грибами дружат?
3. Говорят, что один человек оставляет в лесу след, сто человек — тропу, а тысяча — пустыню. Как, руководствуясь этой мудростью, вы будете поступать, находясь в лесу, на лугу?
4. Как бы вы оценили поступок человека, выгнавшего из дома надоевшую собаку?
5. Дед Природовед раздает каждому ребенку набор картинок, в который входит картинка с изображением растения, картинка с изображением травоядного животного и картинка с изображением хищника (насекомоядного животного). Задание: сложить цепочку питания начиная с растения. При этом изображения объектов природы на картинках у всех детей разные.
Кто первый и правильно решает задачу Деда Природоведа, получает фишку
Результат. Ребенок, у которого в конце игры по результатам выполнения
заданий на всех станциях окажется больше фишек, становится победителем. Остальным участникам путешествия вручаются эмблемы «Друзья природы».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Исходя из этого, мы разработали, подобрали и модифицировали дидактические игры, содержание которых непосредственно направлено на развитие у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе.
Серия дидактических игр для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе включает два блока:
1) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
2) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с прирезными объектами (наблюдении или более близком контакте: прикосновении к растению, животному, поглаживании ствола листьев и т д.) должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих дидактических игр необходимо учитывать следующее:
* у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;
*игры лучше проводить в естественной природной среде (или в группе, если игра проводится с комнатными растениями, животными уголка природы), чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (это имеет большое значение для развития эстетического, эмоционального восприятия природы);
* дидактические игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с другой — препятствует утомляемости, не задерживает ход игры;
* игры целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности старших дошкольников. Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие — возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя; во-вторых, создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному ее объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, то есть появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нем происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.
Основу дидактических игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идет поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения.
Особенностью дидактических игр этого блока является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое предложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать.
Дидактическая игра «Необычное путешествие»
Цель. Расширять нравственные представления старших дошкольников о деятельности людей в природе. Обогащать их личностный поведенческий и оценочный опыт.
Материал. Картинки (20-30 штук) с изображением людей, бережно и заботливо относящихся к природе (сажают деревья, подкармливают животных и т. п.), и картинки, свидетельствующие о жестоком отношении людей к природе (сломанные деревья, разоренные гнезда и т. п.); длинная полоса обойной бумаги.
Игровые действия. «Путешествие» по игровому полю; оценка хороших поступков словом «хорошо» и плохих — «плохо».
Игровые правила. Заострять внимание на добрых, полезных делах, которые приносят радость людям и природе.
Ход игры
I вариант. На игровом поле (ковер или освобожденное на полу место) раскладываются картинки. Дети «путешествуют» по игровому полю от картинки к картинке (очередность определяется с помощью жребия) и рассказывают, что на них нарисовано. В соответствии с содержанием картинок дети дают характеристику поступкам людей словами «хорошо» и «плохо».
II вариант. Все картинки раскладываются на полосе обойной бумаги на одной линии. Дети распределяются по парам. Каждая пара идет навстречу друг другу и быстро подбирает картинки под названием «хорошо».
III вариант. Картинки под названием «хорошо» размещаются на одной линии (в длину), а «плохо» — на другой. Дети сравнивают, каких дел на картинках больше — хороших или плохих (лучше, если хороших).
IV вариант. Дети рассматривают и анализируют картинки под названием «хорошо». Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могут участвовать.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для обучения чтению дошкольников 4-7 лет

Похожие статьи:

Сюжетно – дидактические игры по экологии в детском саду для детей средней группы

Экологические праздники и досуги в ДОУ. Сценарии

Опубликовано: 50 дней назад (2 августа 2018)
Просмотров: 256
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Георгина Михайловна Выборова # 24 августа 2018 в 20:03 0
Отличный материал!!!Буду использовать игры в своей работе... Желаю успехов в работе ))) Даю голос!!!