Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Творческое самовоспитание учащихся 1-8 класса в школе

Методы, этапы и направления творческого самовоспитания детей в социокультурном пространстве общеобразовательной школы.
Криницына Анастасия Вячеславовна.
Педагог-психолог ГБОУ "Школа № 121".

Описание работы: материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, школьных психологов, администрации школ, студентов, аспирантов. Материал описывает работу с детьми с 1 по 8 класс (младшие школьники и подростки). Применение материала в учебно-воспитательном процессе школы состоит во внедрении в него системы самовоспитания каждого обучающегося, использование указанных подходов каждым педагогом школы.
Цель: изучение направлений и путей развития самовоспитания школьников в процессе творческой деятельности.
Задачи:
1. Создание системы самовоспитания обучающихся в учебном процессе.
2. Разработка этапов, методов, форм, принципов творческой деятельности.

Введение.
Активизация творческого самовоспитания ребёнка является важнейшей проблемой современной психологии и педагогики, когда самостоятельности детей придаётся всё большее значение, идея саморазвития школьников отражена в федеральных государственных стандартах, концепциях модернизации образования. В современной школе ребёнок должен не только получать знания в стандартной форме, но и уметь ставить и решать исследовательские задачи, научиться смотреть на предлагаемые проблемы с творческой точки зрения, самостоятельно искать ответы на жизненные и учебные вопросы. Именно поэтому приставка «само-» является актуальной для современного образования.
Понятие "самовоспитание" находится в рамках традиционной парадигмы формирования личности детей, где, как полагал Л.С. Выготский, развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях.

Основные условия творческого самовоспитания школьников.
Особенности саморазвития зависят от социокультурного пространства школы, от того, созданы ли в ней психолого-педагогические условия развития самостоятельной творческой личности. В ряд социокультурных условий начальной и средней школы входят особенности процесса обучения, манеру общения с детьми и родителями учителей, завучей, содержание деятельности в группах продлённого дня, применяемые технологии работы со школьниками логопедов, психологов, наличие насыщенной интересной детям развивающей среды в кабинетах и залах, но самое главное – личностно-ориентированный подход к учащимся, педагогам, родителям, к Человеку в целом.
Творческое саморазвитие и самовоспитание являются самостоятельными процессами в развитии школьника в художественно-творческой деятельности, проходящей в контексте социокультурных условий начальной и средней школы с помощью вхождения в контекст культуры, свободного саморазвития, в результате чего школьник получает новые личностные качества, общечеловеческих ценностей, социальный и культурных норм, традиций, выстраивает свои жизненные цели.
В современных социокультурных условиях формирование творческого саморазвития необходимо и актуально, начиная уже с первого класса. В школьном возрасте и подростковом важнейшей задачей является становление субъектной позиции детей, социализация в новых условиях, выбор своего места и роли в классе, способности к самосовершенствованию, формирование позиции ученика-исследователя в рамках федеральных государственных стандартов нового поколения. Именно поэтому для школьников является значимым формирование готовности к творческому саморазвитию. Творческое саморазвитие школьников понимается как осознание детьми самих себя, поиск своего места в коллективе в процессе творческой деятельности, развитие способности к самооцениванию, формирование образа «Я» и образа мира.
Понимание проблемы творческого самовоспитания основано на том, что искусство и художественно-творческая деятельность – способ самопознания и самовыражения, а также определения своего «Я» в мире. Готовность к творческому саморазвитию у детей является базой для становления самосознания, профессионального и личностного саморазвития школьников в школьником возрасте, основой развития личности ребёнка. Именно поэтому формирование готовности к творческому самоопределению является основой для реализации воспитательного потенциала художественно-творческой деятельности.
Творческое самовоспитание школьников неразрывно связано с включение детей в активную самостоятельную художественно-творческую деятельность – изобразительную, литературную, музыкальную. Творческое саморазвитие и самовоспитание являются процессом целенаправленным, это осознание младшими школьниками самих себя, собственных индивидуальных выборов в жизненных и творческих ситуациях, протекающие в художественно-творческой деятельности.
Исследование было проведено на базе ГБОУ "Школа № 121". Выборка-123 ребёнка 1-6 классов. В ходе исследования подтверждена гипотеза: для полноценного прохождения всех этапов саморазвития учащихся необходима педагогическая организация самостоятельной художественно-творческой деятельности на всех этапах, в которой создаются ситуации самопознания и самопонимания, а также выбора.
Методы творческого самовоспитания детей.
Творческое самовоспитание не ограничивается временем включения в художественно-творческую деятельность, а выходит широко за её пределы и сопровождает поведение и жизнь школьников: их учебную, игровую деятельность, общение. Именно в особенностях поведения ребёнка проявляются критерии готовности его к творческому саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование готовности учащихся к творческому самовоспитанию особенно эффективно происходит в направляемой педагогом (психологом) художественной деятельности, при учёте синтеза искусств, опоре на синкретичность восприятия.
• рисование,фигуры из глины,
• декоративно-прикладное творчество,
• танец,
• игра,
• сочинения ,
• театр.
В каждом из методов работы педагог, психолог должен делать акцент на двух моментах - как узнать себя (самопознание) и улучшить свой характер (самосовершенствование).
Формы работы с детьми

Реализуется саморазвитие в следующих формах работы:
1) в индивидуальном подходе на уроке (формирование индивидуальной траектории развития и обучения с использованием средств искусства, обращение к «душе» ребёнка с помощью художественных средств, выстраивание драматургии урока);
2) проведение индивидуальных развивающих занятий по арт-терапии и арт-педагогике с психологом или педагогом дополнительного образования с целью формирования или коррекции личностных черт учащегося;
3) проведение групповых развивающих занятий с применением художественно-творческой деятельности;
4) участие и привлечение учащихся в работе дополнительного образования – кружков музыки, изо, танцев;
5) вовлечение в художественно-творческую деятельность детей во внеурочной сфере, организация конкурсов, выставок, праздников, общешкольных мероприятий.
Педагог либо психолог направляет детей на самостоятельную творческую активность, исследование и самоисследование, самопознание и познание других, подкрепляет мотивацию школьников на художественно-творческую деятельность. В процессе художественно-творческой деятельности школьники приобретают опыт творческого саморазвития в различных аспектах жизни – в окружающем мире, социуме, культуре, творчестве.
Критериями творческого самовоспитания учащихся являются такие факторы и аспекты, в которых дети находят себя и лучше понимают самих себя и готовы изменять своё Я: то есть в мире природном, предметном, в обществе и культуре.
Разработаны критерии творческого саморазвития и самовоспитания в социокультурном пространстве школы:
1) Физический, как представление о творческих возможностях в области природы, области восприятия, цвета, формы, телесной природы своего и чужого «Я».
2) Предметный, как эстетическое, неутилитарное и бережное отношение к предметам.
3) Личностный, как индивидуальное определение своего «Я», роли и места в творческой деятельности.
4) Социальный, как определение своей роли в коллективе и обществе, в мире.
5) Культурный, как определение своих взглядов в области культуры, творческой деятельности, искусства.
На основе критериев выделены этапы творческого самовоспитания.
Низкий. Дети даже при усиленном сопровождении педагога или психолога не могут сказать свое мнение о изучаемом произведении, не проявляют явного стабильного интереса к художественно-творческой деятельности, искусству, исследованию окружающего мира.
Средний. Дети при слабой помощи учителя могут высказаться о свои взглядах на различные произведения и явления в мире искусства, выразить свою точку зрения на те или иные художественные явления, но у них слабо сформированы вкусы, интересы, предпочтения в сфере творчества и искусства.
Высокий уровень. Такие учащиеся умеют сами активно выражать и проявлять в нескольких формах художественно-творческой деятельности свою авторскую позицию, проявлять также свои эмоции и настроение по поводу предложенного произведения искусства, и в созданном ими произведении.
Таким образом, наличие творческого самовоспитания характеризуется приобретением и осознанием школьниками опыта самовыражения и познания мира в художественно-творческой деятельности, устойчивыми интересами в области самосовершенствования, самовоспитания, саморазвития и творчества, осознанное и личностно значимое отношение школьников к искусству и творческой деятельности.
Исходя из выделенных этапов, проводилась диагностика готовности детей к самоопределению в творчестве. Были диагностированы учащиеся 1-6 классов; так, например, у учащихся 1 и 5 классов упор идёт на адаптацию к начальной и средней школе и есть большая целесообразность проводить занятия по адаптации. Затем в результате исследования были апробированы следующие методы диагностики учащихся: тест «Кто я?», методика диагностики самооценки «Лесенка», мини-сочинение «Я в будущем», проективный тест «Автопортрет», наблюдение на уроке.
По результатам диагностики было выявлено, что все учащиеся могут быть распределены по трём группам, соответствующим уровням саморазвития: высокому, среднему и низкому. В ходе первичного обследования было выявлено, что 37% учащихся начальной и средней школы имеют начальный уровень развития художественного мышления, 10 % - основной, 53% - подготовительный. Было выявлено, что у учащихся 1-2 классов недостаточно развито представление о самом себе как о творческом человеке, многие дети находятся на низком этапе творческого саморазвития. Большинство первоклассников имеют начальный уровень саморазвития, им трудно выступить в позиции автора, полноценно воспринять и создать художественный образ. У детей 4-6 классов шире лексикон, поэтому описание себя гармоничнее, возрастает интерес к самому себе и своим отличиям от других.
Исходя из этого, разработаны психолого-педагогические условия, необходимые для формирования первичного опыта индивидуального саморазвития учащихся:
1) развитие личной активности школьников в процессе творческой деятельности, постановка проблем, предложение педагогом ситуации выбора в реализации художественного замысла, его самостоятельности и инициативности, в учёбе – у младшего школьника, в общении - у подростка.
2) развитие рефлексии детей в процессе подготовки к личностному самовоспитанию, осознание художественной деятельности, осмысление «Я» и результата творческой деятельности на всех возрастных этапах;
3) развитие сензитивности детей к искусству, развитие эмоциональной сферы и воображения учащихся;
4) развитие творческой мотивации детей на саморазвитие в области творчества в начальной школе; в средней школе - формирование устойчивых интересов, увлечений детей в области творчества и искусства; повышение общей культуры школьников в процессе освоения форм художественно-творческой деятельности.
Таким образом, творческое самовоспитание является необходимым условием достижения важнейшей цели современного образования – формирования свободной, творческой, ответственной и культурной личности. Творческое саморазвитие и самовоспитание будут эффективными только тогда, когда оно осуществляется не на отдельном уроке или занятии, а во всём социокультурном пространстве школы, где важнейшим условием развития личности является вовлечение их в осознанную художественно-творческую деятельность.
Примеры работ детей.
Работа с настроением:

"Я и другие":

"Дружба"

"Какой я?"

Игра на самопознание "Дерево характера".

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Тренинг для воспитателей детского сада Упражнения на прогулке для детей дошкольного возраста Причины изолированности младших школьников в группе сверстников
Участник №46 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2018 года
Опубликовано: 68 дней назад (15 апреля 2018)
Просмотров: 227
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!