Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Как сказать ребенку «Нет» без чувства вины

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ
Сказать «Нет» - можно ли этому научиться? Да конечно можно! Если захотеть. И немного поработать. Умение говорить «нет» не приходит сразу, оно связано с чувством уважения к себе, своим желаниям, восприятием себя как независимой личности с собственной системой ценностей и приоритетов в жизни. Если вы решили отказать, то надо начать с признания правоты собеседника: «Да, я понимаю твои желания, но пойти на это не могу. Извини». Вы можете объяснить, почему отказываете, а можете не объяснять, это ваше право. Слово «Извини» важное и необходимое. Извиняясь, вы совершаете социальный ритуал, который подразумевает дальнейшее сохранение отношений. Вы не отказываете человеку во всем сразу, не исключаете из своего окружения на всю оставшуюся жизнь. Вы в данный момент не готовы делиться своими ресурсами, будь то материальные ценности, время, физические усилия или душевные силы. Вы просите за это прощение: « Прости, сегодня не могу».
Считается, достаточно три раза повторить с уверенностью действие, чтобы оно вошло в ваш опыт и в дальнейшем повторялось, если не автоматически, то с меньшими физическими и душевными затруднениями. После того, как вы несколько раз откажете подобным образом, вы перестанете ощущать чувство вины. Кроме того, вы почувствуете себя свободнее и сможете уделить больше времени делам и занятиям, которые вас действительно увлекают. Приятный, тихий вечер дома с любимым журналом, книжкой, новое хобби, дополнительное время для общения с сыном, дочкой – вот что вы обретете, если научитесь произносить маленькое простое слово – «нет». С комфортом развивайте уверенное поведение, уверенность в себе и научите своих детей приемам ассертивной коммуникации – искусству корректного отказа. Родителям надо научиться отказывать нашим любимым детям и в год, и в два, и в двадцать лет, несмотря ни на какие слезы и материальные возможности. Ребенка обязательно необходимо учить тому, что выражается в коротком слове из трех букв (и это святая родительская обязанность, вне зависимости от ситуации в обществе),- он должен понимать, что такое «НЕТ». Если мы справимся с этим, мы справимся с самым главным делом воспитания, и будем разумно формировать нравственный мир ребенка.
В разговоре с детьми важно использование местоимения Я вместо неопределенных формулировок, сослагательного наклонения – это одна из ключевых характеристик уверенного поведения. Следите за этим! Если вы не называете себя, это всегда интерпретируется как неуверенность. Краткое и четкое обоснование – признак уверенности. Агрессивный отказ вообще не содержит обоснования, неуверенные люди начинают с обоснования, увязают в нем, и, в конечном счете, вообще забывают произнести ключевое слово «Нет» (Ведь и так все ясно! – в том и дело, что не ясно!).
Итак: сначала отказ, потом – краткое и четкое обоснование. На провокации не реагируйте. Их надо пережидать и выслушивать. Провокации будут сменять друг друга. Не возражайте! Не задавайте вопросов! Не вступайте в дискуссии! Говорите «Нет»! У вас есть право сказать «НЕТ» без чувства вины.

Техники отказа собеседнику
(Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс)

Название техники: Прямолинейное «нет»
Сущность техники: Мы просто говорим «нет», уверенно и убедительно, не извиняясь и не оправдываясь
Примеры высказываний: «Нет», «Нет, нет, я не могу это сделать», «Нет, я предпочитаю этим не заниматься»
Эффективность использования:У добно использовать в тех случаях, когда мы не хотим раскрывать истинную причину отказа. Мы имеем на это полное право.
Название техники: Рефлексивное «нет»
Сущность техники: Мы отражаем содержание и/или чувства собеседника, добавляя в конце свое «нет».
Примеры высказываний: «Я понимаю, что для тебя это очень важно, но, к сожалению, я не смогу это сделать»
Эффективность использования: Эффективно в том случае, когда мы, даже несмотря на понимание проблемы собеседника, не можем и/или не хотим выполнить его просьбу
Название техники: Обоснованное «нет»
Сущность техники: Мы говорим «нет» и кратко раскрываем подлинную причину нашего отказа .
Примеры высказываний: «Я не смогу это сделать, потому что в ближайшие дни я очень загружен работой».
Эффективность использования:Эффективно в том случае, если мы имеем серьезную причину для отказа и готовы искренне раскрыть ее
Название техники: Отсроченное «нет»
Сущность техники: Мы не даем ответ немедленно, а просим собеседника дать время на обдумывание.
Примеры высказываний: «Мне надо подумать. Я скажу тебе позже»
Эффективность использования: Эффективно в том случае, если мы не уверены в том, что можем выполнить просьбу и/или не можем решить для себя, хотим мы это сделать или нет.
Название техники: Компромиссное «нет», или «нет» наполовину .
Сущность техники: Мы говорим, что в принципе могли бы выполнить просьбу, но при тех условиях, которые нам удобны.
Примеры высказываний: «Я не могу сделать это сегодня, но я мог бы это сделать завтра»
Эффективность использования: Этот отказ эффективен в том случае, если мы искренне готовы выполнить просьбу, но на других условиях
Название техники: Дипломатичное «нет», или «нет» в мелочах.
Сущность техники: Мы не говорим открыто «нет», а искренне приглашаем к переговорам, выясняя, какую реальную помощь мы могли бы оказать.
Примеры высказываний: «Мог бы я помочь тебе как-нибудь по-другому?».
Эффективность использования: Этот отказ эффективен в том случае, если мы готовы помочь собеседнику, но его условия не совсем нас устраивают.
Сущность техники: Мы готовы выполнить просьбу в целом, но отказываем выполнении некоторых деталей, стараясь найти взаимоприемлемое решение.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Тренинг для воспитателей детского сада Упражнения на прогулке для детей дошкольного возраста Причины изолированности младших школьников в группе сверстников
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 45 дней назад (12 апреля 2018)
Просмотров: 127
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!