Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольников в детском саду

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Формирование интонационной выразительности речи"
Задачи нашего мастер-класса:
- уточнить теоретические основы формирования выразительности речи;
- закрепить навыки формирования выразительной речи практическим путем.
Еще в древности, до появления речи как средства общения люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что такое мимика?
Мимика (греч. — подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека, один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, мимика способствует выразительности.
Предлагаю вам вспомнить, какие эмоции мы можем выразить с помощью мимики: у вас кубики с чистыми гранями, на каждой из граней напишите или нарисуйте, пожалуйста, разные эмоции.
Далее: Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Бернард Шоу говорил: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать эти слова можно только по разу».
Задание: Покажите, пожалуйста, жестами сигналы, написанные на ваших карточках:
• У меня есть свободное время;
• Я иду на помощь;
• У меня есть вопрос;
• Разрешите пройти.
Следующее упражнение:
Передайте друг другу этот карандаш, используя только мимику и жесты, как будто это:
1 Тяжелый камень,
2 Грязная тряпка,
3 Стакан, до краев заполненный водой,
4 Горячая печеная картошка,
5 Змея.
" Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли, чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя", - писал Николай Сергеевич Рождественский. (педагог, методист рус.яз.)
Определим компоненты «выразительности речи». Это интонация, мелодика, логическое ударение, пауза, ритм, темп и тембр.
Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной.
Начнем с первой составляющей выразительности речи - интонации
- Вопрос: Так что же такое интонация? (Это то, как мы произносим предложения).
Интонация – это единство взаимосвязанных компонентов, качественных изменений тона, тембра, мелодики, интенсивности, длительности звуков, служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний. В переводе с латинского слово интонация означает “громко произносить”. Но не надо думать, что интонация появляется только тогда, когда люди говорят громко. Она есть даже в шепоте и во внутренней речи.
Задание: произнести гласные с разной интонацией, как будто вы хотите:
• Сказать комплимент
• Поделиться секретом
• Оправдаться перед начальством
• Доказать свою точку зрения.
Работа над интонацией всегда идёт параллельно с работой над логическим ударением.
Мы знаем, что в каждом слове есть ударение, которое делает один из слогов ударным.
Есть свое ударение и в предложении. Оно падает на слово, которое несет главный смысл в предложении, слово, которое говорящий считает наиболее важным. Это слово и является логическим центром предложения. Его нужно произнести громче и длительнее остальных слов. Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой! Важно понимать и помнить: Когда интонационный центр перемещается, изменяется значение сказанного
Задание: Прочитайте предложение, сделав логическое ударение на выделенном слове:
Онегин, добрый мой приятель.
Онегин, добрый мой приятель.
Онегин, добрый мой приятель.
Следующее интонационное средство— пауза. Наша речь не сплошной поток и значение паузы в речи огромно! Во время неё человек вдыхает воздух, без которого он не может говорить, во время паузы отдыхает речевой аппарат. Чем чаще говорящий делает паузы, тем меньше он устает. Пауза дает возможность подумать о том, что нужно сказать дальше, четко сформулировать мысль. Кроме того, паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Пауза играет большую роль при передаче смысла – классический пример «Казнить нельзя помиловать»…
Задание: Прочитайте предложение, делая паузы так, чтобы его смысл изменялся:
Отправляйте детей вечером встретим.
Темп речи – принято определять как число звуков, произносимых в единицу времени. Выделяют три основных темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп играет значительную роль в передаче эмоциональной информации. Резкие отклонения темпа от средних величин – как ускорение, так и замедление – мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Задание: Прочитайте одну и ту же фразу, как будто вы:
- объявляете о прибытии поезда;
- читаете рекламу на радио.
На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате.
Темп во многом определяет своеобразие другого параметра речи – ритма. Ритм представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов.
И, наконец, ещё один компонент – тембр, который определяется как индивидуальная окраска нашего голоса. Суть работы по формированию навыков воспроизведения тембра заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т.п.
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, передает информацию о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Рекомендуем посмотреть:

Использование сказкотерапии в процессе развития связной речи у детей 5-6 лет Консультация для воспитателей детского сада «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольников» Использование лэпбука в работе учителя-логопеда ДОУ
Участник №18 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2018 года
Исследовательский проект для учащихся начальной школы "Национальная одежда коренных народов Томской области"
Опубликовано: 217 дней назад (15 февраля 2018)
Просмотров: 658
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Елена Ивановна Буторина # 16 февраля 2018 в 09:17 0
Отличное напоминание о свойствах человеческой речи, способов общения! Спасибо за обмен опытом, уважаемая Ирина Сергеевна! Примите голос поддержки за публикацию, всего Вам доброго. smile
Елена Витальевна Пономарева # 30 марта 2018 в 23:32 0
Замечательный мастер-класс. Беру на вооружение.