Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Обучение детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте и игре на металлофонах (ксилофонах)

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей 5-7 лет нотной грамоте и игре на металлофонах (ксилофонах)"
Цель:
Обучение участников мастер-класса игре на музыкальных инструментах с помощью нотной грамоты в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами игры в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах используя нотную грамоту.
2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые педагоги, сегодня я хотела бы рассказать в своей методике о системе обучения нотной грамоты и об игре на музыкальных инструментах – металлофонах или ксилофонах. В детский садах на музыкальных занятиях в основном обучают либо методом «подыгрывания» по принципу Карла Орфа, или повторов ребенком за педагогом, сколько раз стучать и по каким пластинкам на металлофонах. А между тем обучение детей нотной грамоте прежде всего идет осмысление в игре на металлофонах. Развивается мелодический и звуковысотный слух,развивается чувство ритма. Игре на детских музыкальных инструментах способствует развитию музыкальной памяти, внимания, это помогает особенно когда дети играют в оркестре чувства ответственности и товарищества. Ведь каждый отвечает за свою партию в оркестровке исполняя русские народные мелодии. Свою работу я построила от простого к сложному. Я разработала свою программу по обучению детей нотной грамоте «Цветные горошенки». Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Мною был подобран материал из русских народных попевок. На каждую нотку с детьми разучивалась определенная попевка, таким образом дети запоминали ноты и разучивали партии на металлофонах и ксилофонах. Определенный цвет на пластинках тоже помогал в обучении игре на музыкальных инструментах. Например: нотка «до»-красного цвета, дети играют попевку «Андрей-воробей»,«ре»-розовая, дети уже знали попевку «Петушок» и так далее по выбору музыкального руководителя.

Когда дети свободно будут играть по звукоряду можно уже раздавать карточки с двумя или тремя нотами. Дети уже знают ноты и самостоятельно сами могут разучивают песенки. Это очень удобно так как детей в подгруппах по десять человек, и от педагога требуется небольшая помощь если кто не справляется из детей.Это очень удобно не надо стоять над каждым и показывать где и по каким пластинкам надо стукнуть, дети сами разучивают свою партию. А звучать она будет по мелодии. Это очень красиво! Например, всем известно русская народная мелодия «Я на горку шла» и ваши дети не просто ударяют по любым пластинкам, а играют по нотам с мелодией. Вот в чем красота, мелодию слышно! Вот вам дорогие педагоги и номер на утренник, десять человек выигрывают основную мелодию, а другие дети играю на звенящих, ударных и шумовых инструментах. Таким образом участвуют все дети! А не только одни и те же, «одаренные», это помогает преодолению излишней застенчивости, скованности у некоторых ребят когда наконец ребенка тоже заметили и пригласили вместе со всеми быть равноправными участниками исполнительства! Цветовое решение во многом облегчило задачу по обучению детей нотной грамоте и позволило охватить большое количество детей. У детей в процессе занятий накапливается большой опыт исполнительства разных песенок построенных на разных звуках.Мною было замечено, что дети могли подбирать по слуху песенки самостоятельно. Они осмысленно вслушивались в мелодию и ритм и играли на металлофонах - формируется навык слуховой ориентации в мелодии.Начинать занятия лучше в старшей группе, пусть это будут небольшие оркестровки, но дети чтоб уверенно играли на трубочках металлофонах. Можно использовать песенки «Динь-дон», «Василёк», «Дождик» любые по усмотрению педагога. Тогда как в подготовительной группе можно перейти более сложным оркестровкам. Это может быть и «Турецкий марш» или «Шарманка» композитора Моцарта. Игра на детских музыкальных инструментах оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера; совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве жизни.
Карточки с нотами и ритмическими рисунками.

Музыкальные инструменты с разноцветным звукорядом

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированное занятие с презентацией для детей старшей группы на тему: Осень Музыкальное занятие в старшей группе с элементами ТРИЗ: Времена года Комплексное музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе Музыкальное занятие в старшей группе на тему: Зима

Похожие статьи:

Музыкальное занятие с использованием логоритмики в старшей группе ДОУ

Занятие по ритмике для средней, старшей группы детского сада

Музыкальное занятие в старшей группе. Конспект

Конспект занятия «Птицы зимой». Старшая группа

Комплексное занятие в старшей группе детского сада по ФГОС

Опубликовано: 26 дней назад (28 января 2018)
Просмотров: 174
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Комментарии (10)
Ольга Тихонкова # 28 января 2018 в 14:37 +3
Татьяна Алексеевна! интересный мастер-класс,написано с творческим подходом к обучению детей. спасибо коллега)
Татьяна Алексеевна Исаева # 28 января 2018 в 14:40 +2
спасибо)) smile
Кузменко Таисия Михалкова # 28 января 2018 в 14:38 +3
замечательный мастер-класс!!!
Татьяна Алексеевна Исаева # 28 января 2018 в 14:41 +2
благодарю за ваш отзыв)
светлана алексеевна # 28 января 2018 в 14:48 +3
видно,что вы с искренним интересом подошли к написанию этого мастер-класса.чувствуется ваш профессионализм,желание поделиться опытом и безграничная любовь к детям.очень приятно было читать иллюстрированную статью,продолжайте работать и совершенствоваться в своей профессии!удачи вам!
Любовь Викторовна Локман # 29 января 2018 в 08:42 +1
Отличная методика проведения необычного мастер-класса!
Татьяна Алексеевна Исаева # 4 февраля 2018 в 14:45 0
спасибо большое)
Елена Ивановна Буторина # 3 февраля 2018 в 08:23 +1
Уважаемая Татьяна Алексеевна! Ознакомилась с Вашей публикацией, обратила внимание на использование ярких наглядных карточек. А как же Вы работаете с ритмом в исполняемых песенках? На карточках хорошо и понятно цветовое решение высоты звуков, но про длительности "забывать" всё же не надо! Примите "голос" поддержки. scratch
Татьяна Алексеевна Исаева # 4 февраля 2018 в 14:46 0
спасибо большое за такой большой отзыв)) smile
Татьяна Алексеевна Исаева # 3 февраля 2018 в 17:11 0
Спасибо за комментарий Елена Ивановна, отвечаю на ваш вопрос;карточки двухсторонние, на одной стороне расписана партия песенок с нотами и словами,мы с детьми пропеваем нотами и текстом,а на другой стороне наклеен ритмический рисунок в соответствии со звуковысотностью проходящей мелодии песни,попевки или партия классического произведения,вот здесь мы прохлопываем с детьми ритмический рисунок,отмечая хлопками и высоту звуков.Дети смотрят на карточки и играют на них кому как удобно с любой стороны.Разноцветные ритмические рисунки подсказывают детям ноты.