Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Обучение младших школьников чтению. Советы и рекомендации

Обучение младших школьников быстрому чтению
Жизнь в современном обществе заключается в том, что младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в незнакомых и проблемных ситуациях, создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммутативной, эмоционально стабильной.
Основным элементом включения человека в современную цивилизацию является чтение.
Основной задачей компетентностного обучения чтению -это не просто овладение предметными знаниями, а умение эффективно применять их на практике как средство, инструмент решения различных жизненных проблем. На всех уроках, включая уроки чтения, учитель должен помочь ученику стать человеком, способным работать в команде, хорошо разбирающейся в огромном потоке информации, способной принимать самостоятельные решения, быть инициативным и коммуникативным.
Чтение является основным инструментом обучения, инструментом познания окружающего мира. Между скоростью чтения и успеваемостью детей есть прямая связь.
Ученики вторых и первых классов находятся на ранней стадии развития как читатель. В это время дети учатся внимательно рассматривать книгу, определять тему чтения, принимать характер содержания книги, выбирать способ чтения. Затем они учатся понимать содержание, характеризовать героев и сюжет прочитанных произведений. Важно на этом этапе дается коллективное обсуждение прочитанного, а затем выполняли творческое задание — нарисовать рисунок, придумать продолжение, продумать вопросы для друга и т. д. Чтобы освоить метод чтения скорости, можно начинать с третьего и четвертого класса.
Быстрое чтение - это поверхность чтения (для "диагонали"), активный концептуальный процесс. А. С. Новиков-Прибой вспоминал о том, как читал журналы М. Горький: "Взяв журнал, Алексей Максимович разрезал его и начал читать, не то просматривать: Горький не читал, а казалось, просто скользит по страницам взглядом, сверху вниз, по вертикали". Новиков-Прибой решил, что Горький читает в два приема и перед ним первая стадия, стадия предварительного просматривания журнала. Взяв потом один из журналов, он решил сделать Горькому небольшую проверку. Алексей Максимович не только помнил содержание романа, ход мысли автора критической статьи, но с удивительной легкостью привел по памяти метафоры, эпитеты, сравнения и образы, которые были найдены в произведениях.
Известный советский психолог Л.С. Выготский в 1931 г. писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».
Для того что бы научиться искусству быстрого чтения важным является понятие навыка. Навык -это автоматизированные действия, выполняемые как бы без всяких усилий. Ребенок в раннем детстве формирует систему навыков. Освоив быстрый метод чтения, ребенок быстро, а будет читать его, каждый раз регулируя скорость чтения в зависимости от текста и цели чтения.
В третьем классе можно начать работать над первым правилом быстрого чтения — читать без регрессий. Это значит, что надо текст любой трудности читать только один раз. Возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость. Это правило должно стать законом для ученика. Какой бы сложности ни был текст —глаза читающего бегут только вперед. Никаких возвратных движений глаз! И здесь не надо спешить, надо научить ученика читать правильно. Первый победный шаг на этом пути — полное исключение регрессии.
Несколько возвратов разрушают последовательность повествования, создают путаницу в сознании. Возвращаясь к чтению, ребенок сразу забывает (его стерли из памяти) предыдущее. В первом правиле в упражнениях необходимо соблюдать следующую процедуру.
1. Запись содержание первого правила быстрого чтения в двух экземплярах и его запоминание. Один экземпляр должен быть размещен на столе ребенка в школе, а второй дома на рабочем столе. Теперь взгляд ученика всегда будет попадать на содержание этого регламента.
2. Созерцание "зеленой точки". "Зеленая точка" нарисована в центре страницы. Чтение, необходимо начинать с первой строки страницы, не выпуская ее из поля зрения до последней строки на странице. Это упражнение позволит ребенку решить две задачи: тренировка внимания при чтении и расширит оперативное поле зрения.
Порядок выполнения этого упражнения:
• Прочитать текст.
• Провести сеанс тренировки, используя формулы внушения («Я могу читать быстро и правильно» и т.д.).
• Сесть за письменный стол. Медленно и спокойно прочитать вслух весь текст с «зеленой точкой».
• Несколько минут смотреть на «зеленую точку», отгоняя посторонние мысли, думая только о том, что каждый (я) может читать быстро. По истечении нескольких минут лечь спать, созерцание «зеленой точки» останется в памяти.
Преподаватель ежедневно проводит измерения методов чтения. Данные, записываются в информационный лист, и любой ученик может контролировать рост техники, и сравнить свои результаты с результаты других одноклассников.
В то же время отрабатывается алгоритм чтения, определяется последовательность умственных действий при восприятии текста:
1) название (книги, статьи);
2) автор;
3) источник и его данные;
4) проблемы;
5) фактографические данные;
6) особенности излагаемого материала;
7) новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.
Текст лучше усваивается, если ученики читают про себя, без открытой артикуляции. Давно известно, что чтение слов может быть заменено четкими визуальными представлениями, диаграммами, целой группой слов — одним словом.
Быстро читающие дети просто ловят и фиксируют намерение автора. Происходит глубокое понимание и усвоение прочитанного. Для того, чтобы научиться читать молча необходимо уменьшить артикуляцию; овладеть методами чтения, в которых текст воспринимается наборами информации.
Помогает в формировании способа чтения без артикуляции такое упражнение, как чтение для себя с выстукиванием кистью руки ритма. Ударный ритм создает помехи при артикуляции. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатым в трех пальцах правой руки, твердо, уверено, четко всей рукой, а не кисточкой. Читать следует про себя! Читать вслух и выстукивать ритм невероятно трудно и для младших школьников почти невозможно.
Для более успешного усвоения метода быстрого чтения рекомендуется провести занятия элективного курса.
Первые два квартала учебного года ученики четвертого класса занимались по этому курсу. Из 100% учащихся положительный результат показали 80%. Третий и четвертый кварталы были посвящены проектной деятельности. Выполняя проекты, дети научились алгоритму творческой деятельности, изучали самостоятельно находить, анализировать информацию, приобретали опыт решения творческих задач. Проект внедрения технологии состоял из нескольких этапов.
Поисковый этап
Выбор темы, планирование проектной деятельности. Освоенный метод быстрого чтения помогал в отборе и анализе нужной информации.
Конструктивный этап
Поиск наиболее оптимального пути решения проекта. Обработка большого количества информации, ее анализ и оценка.
Технологический этап
Составление планов реализации проекта, подбор необходимого материала.
Заключительный этап
Проведение анализа собранного материала, оценка его качества, а также организация самоанализа и самооценки.
Итогом работы явилась публичная защита проектов.

Рекомендуем посмотреть:

Игровые формы для обучения дошкольников 5-6 лет чтению

Похожие статьи:

Обучение детей чтению

Опубликовано: 201 день назад (7 ноября 2017)
Просмотров: 515
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Валентина Ивановна Понакшина # 7 ноября 2017 в 14:01 +1
Доброе время суток! Очень актуальная и важная тема в настоящее время,хорошо читающий ребёнок будет очень успешным.
Маргарита Витальевна Кутузова # 8 ноября 2017 в 14:37 +2
Спасибо большое за ваш положительный отзыв!