Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеурочное занятие по математике «Занимательная математика» для 3 класса

Занятие по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для учеников 3 класса: "Как появились числа и цифры".
Назначение: данный материал может быть полезен учителям начальных классов.
Цель: ознакомление с историей возникновения счета, записью чисел в разных странах.
Задачи: познакомить с историей возникновения чисел, записью чисел, продолжить совершенствовать математические навыки;
развивать логическое мышление, воображение, память, внимание, речь; воспитывать интерес к математике, истории.
Ход занятия:
Что за наука – математика ?
Много определений у понятия математика, но все они сходятся в том, что это НАУКА О ЧИСЛАХ, КОЛИЧЕСТВАХ, ПОРЯДКАХ, ОТНОШЕНИЯХ.
Сколько в математике чисел?

Сколько в математике цифр ?
( 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9)
Ребята, а теперь задание, скажите, можно ли, не вычисляя, определить, что больше – сумма этих чисел или их произведение?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 ( Можно, сумма больше, т.к. при умножении чисел на 0 получится 0)
Знаете ли вы как люди научились считать?
Что вы знаете о происхождении чисел?
Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Сформулируйте тему занятия.
Давным-давно наши предки жили племенами. Они питались листьями, плодами и корнями растений, ловили рыбу и охотились.
Чтобы добыть крупного зверя: медведя, зубра, и других, охотились всем племенем. Старший из охотников расставлял по несколько человек слева, справа и сзади. Первобытные люди не знали счёта, вожак показывал число на пальцах рук.
Затем люди научились обмениваться друг с другом. Часто обменивали сделанное копьё на шкуры для одежды. Чтобы обменять орудие, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки надо положить шкуру. Если не хватало рук, использовали ноги, например, 2 руки и 1 нога -15.
Проходили многие и многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, земледельцы. Появилась и необходимость знать, сколько голов скота есть у человека, сколько он может продать, а сколько использовать в пищу, сколько урожая собрал.
Первые пастухи вели счёт с помощью различных предметов. Перекладывали камешки и ракушки. Делали зарубки и вязали узелки.
Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять.

В Древнем Египте использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, сотня — пальмовым листом, а сто тысяч — лягушкой (в дельте Нила было очень много лягушек, вот у людей и возникла такая ассоциация: сто тысяч — очень много, как лягушек в Ниле).
Индейцы племени майя в Америке считали пятёрками и записывали числа при помощи точек и горизонтальных линий.

Записи чисел были очень неудобными, пока древние индийцы не изобрели для каждой цифры свой знак.

Чуть позже древние арабы упростили эти значки.
Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека. Теперь эти римские цифры можно легко показать на пальцах одной руки, считая большой палец = 5, а остальные = 1, то есть цифре V соответствует отставленный большой палец, а сжатая в кулак рука по форме и значению соответствует цифре “ноль”.

На левой руке показываются десятки, поэтому большой палец левой руки имеет значение 50 (римский символ L - сокращение от латинского laeva homo - левая рука), а остальные - по 10 (римский символ X, состоящий из двух V, т.е. =5+5)

I – 1 ...... VI – 6
II – 2 ...... VII – 7
III – 3 ...... VIII – 8
IV – 4 ...... IX – 9
V – 5 ...... X – 10
L – 50 ...... C – 100
D – 500 ...... M - 1000
На Руси каждой цифре соответствовала своя буква азбуки.
Чтобы не путать буквы и цифры, над обозначением числа писали витиеватую линию (титло).

Такой способ обозначения чисел по сравнению с принятой в Европе десятичной системой был очень неудобен. Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, отменив буквенную запись цифр.
А теперь давайте разгадаем ребус.

(Нумерация)
Мы с вами совершили небольшой экскурс в историю.
Что нового вы узнали сегодня?
Что нового вы узнали для себя?
Понравилось ли вам занятие?
Кому захотелось поисследовать эту тему глубже?
Все МОЛОДЦЫ! Спасибо за занятие!

Рекомендуем посмотреть:

Игра «Знатоки математики» для младших школьников 2-3 класса

Похожие статьи:

Математический брейн-ринг, 3 класс. Сценарий

Интеллектуальная игра, 4 класс. Конспект

Участник №61 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2017 года
Аппликация с элементами рисования на тему: Лето для детей начальной школы. Пошаговая инструкция с фото | Рассказ про птиц для младших школьников
Опубликовано: 414 дней назад (5 августа 2017)
Просмотров: 7023
+5
Голосов: 5
Комментарии (3)
Елена Ивановна Буторина # 5 августа 2017 в 22:44 +2
Уважаемая Виктория Юрьевна! Мне очень понравилась тема вашего внеурочного занятия - увлекательное путешествие в мир чисел, все понятно и доступно изложено. Желаю успеха! Всего доброго. С уважением, Елена Буторина.
Виктория Юрьевна Солдатенко # 6 августа 2017 в 11:26 +2
Большое спасибо, Елена Ивановна!
Альбина Анатольевна Печникова # 8 августа 2017 в 12:47 +3
Занятие по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для учеников 3 класса "Как появились числа и цифры"мне понравилось,Виктория Юрьевна! Молодец! v Примите мой голос поддержки!