Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока для обучающихся 2 класса инструментального отделения ДМШ (ДШИ) по предмету «Сольфеджио» с презентацией

Конспект урока «Параллельные тональности Ре мажор – си минор» для обучающихся 2 класса инструментального отделения ДМШ (ДШИ) по предмету «Сольфеджио»
Автор: Буторина Е.И., преподаватель теоретических дисциплин
Место работы: МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Горнозаводска, Пермский край
Целевая аудитория: 2 класс инструментального отделения ДМШ, ДШИ.
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Учебный предмет: сольфеджио, 2 класс, II четверть.
Время учебного занятия: 1 час 05 минут.
Оборудование: учебный класс, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран, колонки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока – выявление и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные тональности Ре мажор – си минор».
Задачи:
- проверить теоретические знания по пройденной теме;
- применить приобретенные теоретические знания в практических заданиях;
- продолжить развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе;
- научить творческому применению знаний в знакомой и измененной ситуациях;
- продолжить обучение приемам сравнения и обобщения знаний (создание таблиц);
- развивать творческие способности каждого обучающегося.
Конспект урока может быть интересен преподавателям учебного предмета «Сольфеджио» ДМШ (ДШИ). Выбор темы урока обоснован тематическим планом по учебному предмету «Сольфеджио» (Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», предметная область Теория и история музыки по учебному предмету «Сольфеджио», главный редактор И.Е. Домогацкая, Москва, 2012), 2 класс, II четверть, урок «Параллельные тональности».
Для успешного проведения учебного занятия составлен план-конспект; подготовлена презентация (в тексте конкурсной работы все слайды презентации оформлены в виде рисунков); подобраны музыкальные примеры в Ре мажоре и си миноре (см. «Задания для практической работы»).
Для выполнения цели и задач урока преподавателям рекомендованы следующие эффективные методы: репродуктивный метод (для выявления теоретических знаний по пройденной теме) и поисковый метод (для систематизации знаний и применении данных знаний в практических заданиях). Например, при выполнении практических заданий можно использовать метод «Найди ошибку» в выученном ранее музыкальном номере («Взял волынку наш сосед») и метод «Музыкальный детектив» (фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» - поиск отклонения в тональность Ре мажор). Ученикам будет интересен процесс выявления «эмоциональной окраски» тональностей на примерах из классической музыки. Например, тональность Ре мажор - Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия; П. И. Чайковский, «Камаринская» и «Итальянская песенка» из Детского альбома; тональность си минор – Э. Григ, «В пещере горного короля»; П.И. Чайковский, «Зимнее утро» из Детского альбома. Не менее важно обратить внимание обучающихся на применение «тёплой» и «холодной» цветовой гаммы для создания собственных рисунков, отображающих «характер» данных тональностей.
Для обучения приемам сравнения и обобщения приобретенных знаний ученикам предлагается выполнить разнообразные практические задания в знакомой и измененной ситуациях, составить две таблицы («Сравнительная таблица для выполнения практических работ», «Вспомогательная таблица для выполнения практических работ»). Созданные таблицы можно будет применять и при изучении других параллельных тональностей на уроках сольфеджио.
В ходе урока рекомендуется использовать разные формы опроса обучающихся (индивидуальный, групповой, фронтальный) в зависимости от видов заданий, стараясь уделить внимание группе в целом и каждому ученику. Желаю всем преподавателям теоретических дисциплин творческих успехов! С уважением, Елена Буторина.
Ход урока
1. Организационный этап (приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания):
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего урока – «Параллельные тональности Ре мажор – си минор». Урок будет насыщен разнообразными заданиями, которые направлены на достижение главной цели – закреплению и применению знаний по данной теме. Предлагаю провести урок максимально продуктивно, чтобы он не стал «сказкой о потерянном времени», и пусть девизом нашего занятия будет цитата Генри Форда: «Время не любит, когда его тратят впустую». Все готовы? Будем начинать!
На экран проецируется слайд № 1:


2. Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос):
Преподаватель: Предлагаю начать урок с проверки домашнего задания следующим способом: сравним построение гамм в тетради и на слайде презентации. Все ли у вас построено верно?
- проверка построения гаммы Ре мажор;
- проверка построения гаммы си минор (три вида);
На экран проецируется слайд №2:

- пение одноголосного номера наизусть «Взял волынку наш сосед» (коллективная работа):

Преподаватель: Молодцы! А сейчас вам необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Сколько ключевых знаков в тональностях Ре мажор и си минор?
2. Какие это знаки?
3. Какое расстояние между параллельными тональностями?
4. Есть ли одинаковые («общие») звуки в параллельных тональностях?
Ученики: отвечают, обсуждают.
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (коллективная работа).
Преподаватель: Перед тем как приступить к практической работе (основному этапу урока), давайте выполним следующее: осуществим поиск «общих» звуков в параллельных тональностях: Ре мажор – си минор (натуральный вид); Ре мажор – си минор (гармонический вид); Ре мажор – си минор (мелодический вид).
Ученики: На каждом из последующих слайдов ученики находят одинаковые («общие») звуки между двумя тональностями, отвечают на вопрос: «Сколько общих звуков между Ре мажором и натуральным видом си минора?»
На экран проецируется слайд № 3:

Правильный ответ – 7 «общих звуков.
На экран проецируется слайд № 4:

Правильный ответ – 6 общих звуков.
На экран проецируется слайд № 5:

Правильный ответ – 5 общих звуков.
Преподаватель: Следующее задание, которое вам предстоит выполнить, заключается в следующем: на экране вы видите знакомые аккорды. Правильно ли они построены? А есть ли «общие» звуки в главных трезвучиях Ре мажора и си минора?
Предложите ученикам ответить на следующие вопросы:
1. Что такое главные трезвучия лада?
2. От каких ступеней они строятся?
3. Для какой формы работы на уроке они пригодятся?
На экран проецируется слайд № 6:

4. Основной этап работы (применение знаний и умений в практической работе):
- определите виды минора в одноголосных номерах № 1, № 2, № 3 (индивидуальная работа); «Задания для практической работы», № 1;
- исправьте мелодические «ошибки» в одноголосном номере «Взял волынку наш сосед» (индивидуальная работа):

- сыграйте музыкальный фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» и определите, в каком такте встречается отклонение в другую тональность (коллективная работа «музыкальный детектив»); определите смену тональности с указанием такта;
На экран проецируется слайд № 7:

Правильный ответ – отклонение в Ре мажор в 4 такте.
- определите тональный план мелодии песни Маши из мультфильма «Гуси-лебеди» (слова А. Коваленкова, музыка Ю. Никольского, 1947);
На экран проецируется слайд № 8 (правильный ответ – эффект анимации «вылет»):

- гармонизуйте первый куплет песни «Паровоз» (совместная работа преподавателя и обучающихся).
На экран проецируются слайды № 9, № 10:
Песня «Едет, едет паровоз» (слова С. Эрнесакса, русский текст В. Татаринова, музыка Г. Эрнесакса)


5. Систематизация и обобщение знаний и умений (закрепление теоретических знаний, составление таблиц):
- выявление эмоциональной окраски тональностей на музыкальных примерах: определение характера музыкальных произведений в Ре мажоре (П.И. Чайковский, «Итальянская песенка», «Камаринская»; Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия) и си миноре (П.И. Чайковский, «Зимнее утро»); коллективная работа:
На экран проецируется слайд № 11:

На экран проецируется слайд № 12:

Примечание: музыкальные фрагменты необходимо подготовить заранее и вставить в презентацию.
- какими из предложенных слов можно передать эмоциональную окраску Ре мажора, а какими – си минора?
На экран проецируется слайд № 13:

- определение цветовой гаммы Ре мажора и си минора;
На экран проецируется слайд № 14:

- сравнение тональностей;
- составление сравнительной таблицы для выполнения практических заданий (коллективная работа);
На экран проецируется слайд № 15:

- составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ (коллективная работа):
На экран проецируется слайд № 16:

6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:
- проверка выполненных заданий детьми (соседом по парте), затем преподавателем.
7. Коррекция знаний и способов действий:
- поиск ошибок в выполнении практической работы;
- определение алгоритма действий для самостоятельного достижения правильного результата.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
- определите «настроение» текста второго куплета песни «Паровоз» (автор варианта текста для второго куплета – Буторина Е.И.);
- напишите мелодию второго куплета в си миноре (мелодию повторного строения) с последующей гармонизацией и исполнением;
- нарисуйте рисунок к песне «Паровоз» в мажорном и минорном вариантах с учетом теплых и холодных цветовых оттенков.
На экран проецируются слайды № 17, № 18:


9. Подведение итогов учебного занятия:
Оценивание деятельности самими обучающимися и преподавателем (насколько активно работали на уроке; все ли задания были выполнены, насколько самостоятельно; что получилось хорошо, а что требует дополнительной доработки; какие теоретические знания требуется подкорректировать):
На экран проецируется слайд № 19:

10. Рефлексия:
Преподаватель: Дорогие ученики! Наступило время подвести итого нашего урока. Предлагаю вам использовать прием «Незаконченное предложение». Попробуем?
На экран проецируется слайд № 20:

11. Завершение открытого урока, прощание.
Преподаватель: Дорогие дети! Считаю, что вы прекрасно справились со всеми заданиями, цель урока достигнута. Наш урок закончен, я благодарю всех за отличную работу. До свидания!
Задания для практической работы
1. Определите вид минора в данных музыкальных примерах (работа в парах, выбор примера - по жребию):


Презентация на тему: Параллельные тональности Ре мажор – си минор

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника для 1 класса. Посвящение в искусство Занимательное сольфеджио в стихах Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ Основы ведения меха на аккордеоне
Участник №44 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2017 года
День знаний в музыкальной школе. Сценарий
Опубликовано: 77 дней назад (12 июля 2017)
Просмотров: 703
+19
Голосов: 19
Комментарии (38)
Валентина Михайловна Скрипникова # 12 июля 2017 в 17:51 +5
замечатешльная методическая разработка!
Елена Ивановна Буторина # 13 июля 2017 в 17:14 +5
Уважаемая Валентина Михайловна! Благодарю за положительную оценку моей работы. Я новичок на сайте, поэтому очень важно мнение более опытных участников. Всего доброго! С уважением, Елена Буторина.
Надежда Валерьевна Баяндина # 15 июля 2017 в 18:34 +6
Хорошая работа. Для учеников материал подобран доступно. Думаю, такие уроки детям будут интересны. И будет результат.
Елена Ивановна Буторина # 15 июля 2017 в 19:24 +5
Надежда Валерьевна! Огромное спасибо за ваш комментарий! С уважением, Елена Буторина.
Мария Анатольевна Блинова # 15 июля 2017 в 19:29 +6
Конспект урока «Параллельные тональности Ре мажор – си минор» для обучающихся 2 класса инструментального отделения ДМШ (ДШИ) по предмету «Сольфеджио». Выявление и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные тональности Ре мажор – си минор». Голос.
Елена Ивановна Буторина # 15 июля 2017 в 20:46 +5
Мария Анатольевна! Спасибо за ваш "голос". Мне очень приятно. С уважением, Елена Буторина.
Надежда Николаевна Земелькина # 15 июля 2017 в 19:52 +5
Елена Ивановна, замечательный урок у вас! Я ещё не разу не читала уроки учителей музыки! Очень интересно! Моя дочь учится в музыкальной школе, поэтому взяла ваш урок в избранное, может ей пригодится?!
Елена Ивановна Буторина # 15 июля 2017 в 20:50 +5
Надежда Николаевна! Благодарю за положительную оценку моей работы. Как здорово, что ваша дочь учится музыке, это здорово. Желаю ей успехов и трудолюбия, а вам - терпения.
Раиса Николаевна Паргишева # 16 июля 2017 в 13:04 +4
Очень хорошая публикация, спасибо за приглашение, примите голос!
Елена Ивановна Буторина # 16 июля 2017 в 20:23 +4
Раиса Николаевна! Спасибо за комментарий. Очень приятно! С уважением, Елена Буторина.
Наталия Юрьевна Мурашова # 19 июля 2017 в 13:30 +4
Совершенно ничего не понимаю в сольфеджио.
Но публикация мне понравилась: яркое оформление и отличная презентация.
А уж какое это подспорье любому учителю музыки!
Голосую и желаю удачи к конкурсе.
Елена Ивановна Буторина # 19 июля 2017 в 16:25 +4
Наталия Юрьевна! Благодарю за отзыв о моей публикации. Желаю вам всего доброго! С уважением, Елена Буторина.
Вера Анатольевна Варенцова # 19 июля 2017 в 15:46 +7
Здравствуйте, Елена Ивановна! Спасибо за приглашение. Не всё понимаю в нотной грамоте, но то, что урок построен грамотно, интересно и продуктивно, могу сказать точно. Прекрасная презентация работает на хороший результат. Всё дано понятно, логично, профессионально. Молодец! Может Вы на сайте и новичок, а судя по публикации, опытный и ответственный педагог. Желаю успехов и побед!
Елена Ивановна Буторина # 19 июля 2017 в 16:28 +4
Вера Анатольевна! Спасибо за добрые слова! Очень приятно. Особенно важно ваше мнение о структуре урока. С уважением, Елена Буторина.
Наталья Анатольевна Елизова # 23 июля 2017 в 03:52 +5
Отличная работа. Конспект урока тщательно подготовлен. Выполнена презентация к нему. Поставленные цель и задачи будут реализованы. Продуманы эффективные методы для их реализации. Подготовлены задания на анализ, сравнение и обобщение информации. В ходе урока создаются таблицы, опоры на которые можно использовать и при изучении другого материала. Используется интересный метод рефлексии при подведении итогов урока. Конспект урока заслуживает внимания и высокой оценки. Спасибо.
Елена Ивановна Буторина # 24 июля 2017 в 14:44 +4
Уважаемая Наталья Анатольевна! Благодарю за прекрасные слова, которые окрыляют, и хочется творить!
Светлана Алексеевна Прудакова # 25 июля 2017 в 08:42 +3
Один урок лучше и интереснее другого. Современно, методически грамотно. Высший пилотаж!
Елена Ивановна Буторина # 25 июля 2017 в 12:12 +3
Уважаемая Светлана Алексеевна! Благодарю за ваш положительный отзыв. Очень приятно, когда коллеги с таким вниманием оценивают работы. Елена Буторина.
Каргаполова Татьяна Михайловна # 27 июля 2017 в 12:07 +2
Спасибо за чудесный мастер класс! Очень много разнообразных приёмов для реализации целей и задач.
Очень хорошая презентация у вас получилась. Браво! Голос!
Елена Ивановна Буторина # 27 июля 2017 в 12:50 +1
Уважаемая Татьяна Михайловна! Огромное спасибо за прекрасный комментарий! С уважением, Елена Буторина.
Лариса Викторовна Стаценко # 28 июля 2017 в 13:25 +1
Елена Ивановна, занятие представленное Вами очень насыщено интересными заданиями, доступно, предполагает использование педагогом разных методических приёмов. А самое главное Вы открываете детям дверцу к прекрасному искусству - музыке!!!
Елена Ивановна Буторина # 28 июля 2017 в 14:13 0
Лариса Викторовна! Искренне благодарю за Ваш комментарий. Желаю Вам всего доброго! С уважением, Елена Буторина.
Виктория Павловна Лукшина # 31 июля 2017 в 18:16 +1
Здравствуйте! Конспект замечательный. Каждый этап продуман, презентация дополняет ваше занятие, что тоже важно, на мой взгляд. Работа достойна всяческих похвал! Большое спасибо! Голос!
Елена Ивановна Буторина # 31 июля 2017 в 18:50 0
Уважаемая Виктория Павловна! Такой похвальный комментарий оставили - спасибо огромное! Вам - всего доброго! С уважением, Елена Буторина.
Виктория Николаевна Иващенко # 2 августа 2017 в 12:16 +1
Здравствуйте,Елена Ивановна! Спасибо за приглашение!
Как говорится, "ничего не поняла,но мне понравилось" scratch . Оформление просто суперское,очень профессионально! Молодец! Голосую под №15)))
Елена Ивановна Буторина # 2 августа 2017 в 17:06 0
Благодарю Вас, Виктория Николаевна, за комментарий! Очень приятно. Всего Вам доброго!
Виктория Юрьевна Солдатенко # 6 августа 2017 в 15:23 +1
Я ничего не понимаю в тональностях, но считаю, что занятие будет очень интересным для детей, так как всё наглядно представлено, есть взаимосвязь с другими школьными предметами, с русским языком,с литературным чтением. Примите голос.
Елена Ивановна Буторина # 6 августа 2017 в 16:35 0
Уважаемая Виктория Юрьевна! Я благодарна Вам за то, что нашли время ознакомиться с конспектом моего урока. Спасибо, что оценили! Ваше мнение и "голос" для меня очень важны. С уважением, Елена Буторина.
Марина Викторовна Соснина # 6 августа 2017 в 23:24 +3
Здравствуйте, Елена Ивановна! Внимательно прочитала этапы Вашего урока. Мне понравилась отработка и закрепление темы, проверка полученных знаний и подача домашнего задания с инструктажем. Интересно построена рефлексия и подведение итогов. Продуман каждый шаг. Конспект отличный!
Спасибо за приглашение и примите заслуженный голос № 16!
Елена Ивановна Буторина # 7 августа 2017 в 09:07 +1
Спасибо огромное Вам, Марина Викторовна, за такой конструктивный комментарий! Мне очень приятно и Ваше мнение для меня важно. Желаю Вам всего доброго! С уважением, Елена Буторина.
Галина Владимировна Козюкова # 8 августа 2017 в 15:35 +1
Голосую за Ваш урок, Елена Ивановна, всё продумано до мелочей, урок интересный, познавательный и развивающий, задачи выполнены. Успехов!
Елена Ивановна Буторина # 8 августа 2017 в 15:42 0
Спасибо Вам, Галина Владимировна, за мнение и прекрасный отзыв. Очень приятно! С уважением, Елена Буторина.
Татьяна Николаевна Дворецкая # 8 августа 2017 в 20:50 +1
Елена Ивановна я отдаю свой голос №18 за Ваше мероприятие направленное на выявление и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные тональности Ре мажор – си минор» music
Елена Ивановна Буторина # 8 августа 2017 в 21:59 0
Благодарю Вас, Татьяна Николаевна, за то, что обратили внимание на мой урок и проголосовали. Мне очень приятно, когда есть такая поддержка от коллег. Всего Вам доброго! С уважением, Елена Буторина.
Татьяна Константиновна Мункачи # 13 августа 2017 в 23:26 +1
Здравствуйте, Елена Ивановна! Тема Вашего урока для меня китайская грамота, как преподовать музыку я не знаю. Прокомментирую конспект. Конспект урока очень емкий, тщательно продуманный. У Вас четко прописаны формы работы с детьми на каждом этапе урока. Виды деятельности плавно сменяют друг друга (пение, обсуждение, сравнение, игра на муз. инструменте, составление таблицы, взаимопроверка...). Задания представлены ярко на слайдах. Вы молодец! Меня мучает вопрос. Неужели дети 8 - 9 лет могут работать без перерыва целый час?
Елена Ивановна Буторина # 14 августа 2017 в 09:35 0
Уважаемая Татьяна Константиновна! Время учебного занятия предусмотрено образовательной программой, причем уроки сольфеджио уже давно идут 65 минут, так как это связано со спецификой учебного предмета: очень много форм работы, как Вы правильно подметили, дети привыкли к такому расписанию. Кстати, дети на уроках сольфеджио не сидят за партой все занятие, как в основной школе. Мне очень приятно, то Вы оставили такой замечательный комментарий к уроку! Спасибо большое! С уважением, Елена Буторина.
Татьяна Константиновна Мункачи # 14 августа 2017 в 09:54 +1
Спасибо, что объяснили. Удачи.
Елена Ивановна Буторина # 14 августа 2017 в 13:16 0
Благодарю Вас за внимание к учебному предмету, который я преподаю. Очень приятно, когда вникают в суть вопроса.